Автоматизация в розницу

99
Торговля. Автоматизация розничной торговли переживает второе рождение. Новую волну внедрений ERP-решений поднимают региональные и сотовые операторы. Столичные сети оптимизируют уже имеющиеся системы.
Большинство российских технически развитых торговых сетей открывались в середине 90-х годов. Это "Рамстор", "Перекресток", "Седьмой континент", "Лента", "Эльдорадо". Поэтому они находятся примерно в одном и том же цикле жизни внутренних бизнес-процессов. Повальные установки ERP-систем (Enterprise Resource Planning - автоматизация управления предприятием) в них начались два года назад - они составили первую волну внедрений. После затишья подступил второй вал - со стороны региональных торговцев ("Форс", "Виктория", DOMO) и крупнейших сетей салонов мобильной связи ("Евросеть", "Связной", "Ультрастар", Dixis). Они заменяют "лоскутную автоматизацию" и самописные системы на ERP-решения.

Например, в калининградской торговой сети "Виктория" (работает под брэндами "Дешево", "Квартал", Cash & Carry, оборот в 2004 году - $385 млн) автоматизация началась с момента появления компании в 1993 году - с разработки бухгалтерской системы. По мере развития "Виктории" были частично автоматизированы все основные бизнес-процессы. "Однако с ростом компании стало слишком сложно поддерживать многочисленные и разрозненные блоки информационной системы, не отвечавшей задачам бизнеса и стратегическим планам", - рассказывает Михаил Осадчий, руководитель службы информационных технологий московского дивизиона группы "Виктория". Поэтому сейчас калининградская сеть устанавливает у себя ERP-систему Microsoft Axapta.

Московские и питерские торговые операторы задачу внедрения систем управления уже решили. Они начинают оптимизировать уже имеющиеся ERP-решения, устанавливая у себя специализированные системы бизнес-анализа, документооборота, мерчандайзинга.

Нестандартная розница. Активно инвестировать в автоматизацию бизнеса торговые сети заставляет огромное количество операций. Так как они работают с маленькой маржой, любая ошибка, например, в определении цены товара может привести к немалым убыткам.

Главным направлением автоматизации розничных сетей остается внедрение ERP-систем. Эксперты советуют выбирать отраслевое решение. "Производители ERP-систем делают свои продукты универсальными, подходящими большому количеству компаний, - размышляет Денис Свердлов, член совета директоров "Корус Консалтинг". - Они закладывают только базовые, основные бизнес-процессы, не охватывая некоторые специфичные функции". Розничный бизнес далек даже от родственной дистрибуции. Например, процесс введения новой товарной позиции. Если дистрибьюторской компании достаточно впечатать свежий прайс-лист в IT-систему, то розничной сети помимо этого необходимо растиражировать этикетки, перемаркировать товар, поставить его на полки и загрузить информацию в кассовую систему. Другой пример - собственное кулинарное производство, которое есть у большинства гипермаркетов. Его не получится автоматизировать с помощью модуля "Производство", который есть в стандартных ERP-системах. Он просто не будет работать, так как окажется слишком сложным. Чтобы не отдавать описание не охваченных стандартной системой бизнес-процессов на откуп консалтинговой компании, торговые сети все чаще устанавливают отраслевые решения.

Здесь выбор невелик. В России до сих пор не локализованы системы, разработанные специально для торговли, такие как Retek и JDA. Поэтому столичные торговые операторы используют адаптированные ERP-решения SAP for Retail и Axapta Retail. Кроме того, внедрение Oraсle J.D. Edwards проходит в сети "Связной". Проект рассчитан на 1,5 года и обойдется компании в $2,5 млн. Региональные операторы работают на Microsoft Navision, а также российских разработках "Парус" и "Галактика", либо обходятся без ERP-системы вовсе.

Так, в питерской торговой сети "Лавента" Александра Каца, планирующей открыть 10 гипермаркетов за три года, выбрали IT-решение Axapta Retail. В компании рассчитывают автоматизировать за семь месяцев около 100 рабочих мест в центральном офисе и по 10-20 лицензий закупить на каждый магазин. "Одним из ключевых условий при выборе системы была реализация успешных проектов в розничной торговле, - рассказывает IT-директор "Лавенты" Константин Юрганов. - Из сопоставимых по масштабу мы нашли два внедрения: в компании "О'кей" (использует Axapta Retail) и "Ленте" (SAP for Retail). Также рассматривалась система J.D. Edwards, установленная в компании "Лаверна", родственной нам по акционеру". В результате "Лавента" оказалась перед нелегким выбором, так как и Microsoft, и SAP предоставили существенные скидки на программное обеспечение. "По совокупной стоимости оценки работ по внедрению, аппаратной части и стоимости лицензий решение от SAP было дороже всего в два раза, - рассказывает Константин Юрганов. - Но это уже дало повод для размышлений, так как SAP и Microsoft - системы разного уровня". Финальное решение по выбору ERP-решения принимал акционер "Лавенты".

Модные примочки. После внедрения ERP-системы торговые сети начинают задумываться над оптимизацией и усилением наиболее важных блоков. Одним из таких направлений является установка системы бизнес-анализа (BI-системы). "Розничный бизнес насыщен потоками данных, - размышляет Артур Хамидуллин, директор департамента информационно-аналитических систем компании TopS BI. - Это внутренние операции, маркетинговые исследования, интернет, периодические издания, инсайдерская информация. Вопрос в том, как полученные данные преобразовать в качественную информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений". Зачастую из-за стремительного роста компании информация в корпоративной системе накапливается так быстро, что не успевает обрабатываться. IT-решения бизнес-анализа помогают систематизировать эти данные.

"BI-решения на основании оперативного анализа чеков и всех имеющихся данных в учетной системе компании помогают спрогнозировать набор брэндов в каждой категории, правильную выкладку товара, - рассказывает Павел Егорихин, директор по маркетингу компании "Программ Лайн". - Анализ может проводиться в зависимости от множества факторов, например времени или расположения магазина". Так, наиболее эффективными категориями товара считаются алкоголь и скоропортящиеся продукты. В то же время сложно спрогнозировать спрос на них, оперативность поставок. BI-система помогает отследить статистику продаж каждого товара, помогая определить периодичность поставок в зависимости от любых факторов. При этом решается вопрос наличия нужного количества товара в запасе, не перегружая склад. BI-системы относительно дешевы: Павел Егорихин говорит, что для сети супермаркетов из пяти магазинов достаточно 30 лицензий общей стоимостью $16 тыс., а с учетом стоимости внедрения весь проект обойдется в $40 тыс. В России представлены BI-системы Cognos, Geac, Hyperion.

Другое направление автоматизации розничной торговли - внедрение специализированных систем для мерчандайзинга (оптимальной расстановки товара на прилавке). В России для этого используются отечественные разработки ИСМ-Т и ST-Мерчандайзинг, а также западная Space Management. Однако внедрению подобных систем мешает проблема сбора данных о товаре. Для того чтобы приложение по мерчандайзингу эффективно работало, необходимо собрать огромное количество информации о всех товарах: вид упаковки, объем, вес. "Когда в зале 20 тыс. наименований товара, работа по сбору таких данных - очень сложная задача, - рассказывает Денис Свердлов. - Некоторые розничные сети начали внедрять Space Management, но уперлись в проблематику сбора данных".

В российском авангарде автоматизации розничного бизнеса - использование мобильных решений (технологии Wi-Fi). Они вовсю используются питерскими и московскими операторами торговли - "Лента", "О'кей", "Рамстор" (см. "Ф." № 15, 2005). С их помощью решается проблема оперативной инвентаризации. Так, по стандартной технологии сотрудники ходят по складу или гипермаркету и заполняют бумажные ведомости. Затем данные вручную переносятся в корпоративную систему. При использовании мобильных решений этикетка товара сканируется мобильным терминалом сбора данных - карманным компьютером, подсоединенным к ERP-системе. Так мерчандайзер получает всю информацию о товаре: количество товара на складе, сроки поставки, текущую цену. И если, например, цена в системе не соответствует стоимости товара на полке, мерчандайзер может прямо из торгового зала заказать новые этикетки.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль