Владимир Бланк: «Если бизнес не способен отбивать проценты, то мы в нем не нуждаемся»

66
Интервью. Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Владимир Бланк рассказал, зачем город возвращается к плановой экономике.
- Владимир Викторович, городская программа социально-экономического развития Петербурга слишком похожа на документы эпохи социализма. Вы хотите к нему вернуться?

- Принципиальное отличие капитализма от социализма заключается в том, что при социализме не важно, сколько у кого денег, - важно распределение ресурсов, а при капитализме наиглавнейшим как раз считается наличие средств. Мы решили воспользоваться сильными сторонами обоих подходов. Создаваемая сейчас у нас система государственного планирования предполагает, что Петербург принимает на себя обязательства по обеспечению качества жизни людей, то есть качества общественно-значимых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность города, - в области здравоохранения, образования, транспорта, ЖКХ, культуры и прочего. Достигнуть этого без определенных элементов плановой экономики невозможно. Непонятно, почему этого надо бояться - все хорошее, что было раньше, надо обязательно применять, ведь так поступает вся Европа, которая у нас в свое время училась. В прошлом году мы вели подготовку к формированию системы планирования, приняли программу СЭР, которая в численных значениях определила обязательства администрации по качеству жизни в городе, а также цели функционирования властных органов. Мы хотим, чтобы к 2008 году качество жизни в Петербурге было на уровне новых членов Евросоюза - стран Восточной Европы: Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии.

- За счет чего это будет сделано?

- Все хотят жить хорошо сегодня, в крайнем случае завтра, но никак не послезавтра, поэтому, если власть желает кардинально улучшить ситуацию, есть только один рычаг - привлечение денег. Но чтобы инвестор пришел в город, надо обеспечить ему необходимые условия - благоприятный инвестиционный климат, доступность ресурсов, квалифицированные кадры. На наш взгляд, это основное, что привлекает западные компании, когда они делают выводы о размещении тех или иных производств. И эти условия один в один совпадают с необходимым качеством жизни. Поэтому правительство Петербурга решило принять на себя ряд стандартов и обязуется их выполнять. Отклик от бизнес-сообщества по поводу программы СЭР был положительный - по мнению предпринимателей, это именно то, чем и должна заниматься власть - дороги, безопасность, кадры, инженерная инфраструктура.

- А вот бизнес-сообщество в лице малого предпринимателя не очень довольно - по-прежнему долго и сложно зарегистрировать предприятия, хотя вы заявляли, что сроки значительно сократились.

- Сроки регистрации действительно сократились с 13 до 6 месяцев, но это верно только в отношении крупных проектов, таких как Bosh, «Русский стандарт», «Северсталь», Toyota. По всем остальным мы только-только приступили к работе по совершенствованию механизмов, и надо признать, что какое-то время для этого понадобится. Парадокс состоит в том, что процедуру регистрации предприятий регламентирует федеральное законодательство, а оно таково, что, например, экологическая экспертиза простого ларька и атомной электростанции почти сопоставимы по сложности мероприятия. К сожалению, это общероссийская практика. Но мы можем и будем делать то, что в наших силах. Положительный опыт у нас есть, связанный с формированием единого окна. Петербург - один из немногих городов России, где регистрация юридического лица занимает пять дней. У нас есть единый регистрационный центр, где находятся представительства всех федеральных служб. Если раньше бизнесменам надо было отдельно посещать налоговую, Пенсионный и социальный фонды, то сейчас достаточно прийти в одно место и сдать документ, заполненный в установленной форме. И если никаких ошибок не было, вас зарегистрируют. Кроме того, по поручению губернатора Петербурга разрабатываются строительный и дорожный тарифные регламенты, до конца этого года будут полностью приняты четкие правила землепользования. С принятием этих документов сроки согласования размещения объектов недвижимости будут существенно сокращены.

- Насколько существенно?

- Если мы говорим о коммерческой и промышленной недвижимости, то до нескольких месяцев. Сейчас, по нашим подсчетам, процесс проектирования и согласования размещения крупного магазина занимает 9-11 месяцев. В развитых странах, на опыт которых мы должны ориентироваться, сокращение сроков происходит только за счет развития информационных ресурсов и нормативной базы, чего у нас сегодня, к сожалению, пока нет. Возвращаясь к вопросу о малом бизнесе, отмечу, что в прошлом году мы приняли специальную программу, в рамках которой предполагается оказывать ему помощь в виде обучения навыкам ведения предпринимательской деятельности и финансовой поддержки при получении кредитов в банках. Кроме того, малый бизнес активно привлекается к выполнению городских заказов - на его долю проходится 30-40% работ. Хотя не скажу, что эта процедура работает идеально.

- В чем заключается финансовая поддержка города при получении кредитов?

- Кредиты будут предоставляться по рыночным ставкам исключительно на инвестиционные цели - приобретение и реконструкцию оборудования, недвижимости. Если у предпринимателя недостаточно обеспечения, город будет выплачивать банкам субсидию на покрытие его кредитных рисков. В бюджете на текущий год предусмотрено выделение на эти цели 25 млн рублей, что позволит сформировать кредитный портфель объемом 2,5-3,5 млрд рублей. На обучение предполагается выделить 10 млн рублей.

- Но для малого бизнеса рыночные ставки слишком высоки.

- Если бизнес не способен отбивать проценты, то мы в нем не нуждаемся.

- Городские предприниматели недовольны ужесточением правил игры на алкогольном рынке.

- В розничную сеть алкоголь поступает примерно от 150 оптовых организаций и 62 акцизных складов, но «реальных» компаний из них не более 50, все остальные представляют собой организации, деятельность которых не приводит к уплате налогов. Исходя из этого, мы приняли решение придерживаться политики, направленной на укрупнение операторов этого рынка, повышение их имущественного статуса и ужесточения контроля недобросовестных участников. Теперь для учреждения акцизного склада необходимо получить согласование нашего комитета, которое выдается на конкурсной основе. Уточнены правила хранения региональных акцизных марок. Участники рынка предупреждены о новых правилах игры, которые абсолютно понятны и прозрачны. Все случаи, связанные с нарушениями, подробно обсуждаются на межведомственной комиссии, поэтому здесь нет никакого административного решения. За нарушение правил уже было отозвано три согласования на учреждение акцизного склада и аннулировано пять аттестатов аккредитации на продажу спиртных напитков. Насколько эффективны оказались эти меры, свидетельствует тот факт, что в первом квартале этого года налоги по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли почти на 40% - до 610 млн рублей.

- Почему, когда вы работали в администрации Пскова (в 2000-2003 годы Владимир Бланк был вице-губернатором Псковской области. - примеч. «Ф.»), деятельность компании «Псков-алко» частично финансировал местный бюджет?

- Никто из моих бывших коллег не может сказать, что я что-то делал по отношению к «Псков-алко». Я курировал совершенно другие вопросы, и потребительский рынок, в том числе алкогольный, ко мне никакого отношения не имел.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль