Российские бизнес-школы. Информация к размышлению

69
Рейтинг. У каждой серьезной школы бизнеса есть свое лицо и свои ярко выраженные особенности. Потенциальному студенту, чтобы не ошибиться в выборе, нужно иметь четкое представление о сильных и проблемных сторонах будущей alma mater.
Оптимистичный взгляд. Отечественное бизнес-образование перестало быть забитым бедным родственником без определенных целей и перспектив при иностранном "большом брате". Если раньше в такие школы чаще шли те, кто не мог себе позволить уехать на Запад (препятствия-отрыв от работы, незнание языка, дороговизна обучения), но остро нуждался в элементарном структурировании накопленной информации, то сейчас ситуация изменилась.

Российские бизнес-школы выросли и возмужали. Они предлагают полноценные долгосрочные программы как для начинающих бизнесменов, мечтающих пробиться в управленческую элиту, так и для опытных топ-менеджеров, желающих взглянуть на свои знания и умения со стороны и понять, куда двигаться дальше. Список предлагаемых почти каждой школой краткосрочных семинаров и тренингов обширен и любопытен, курсы профпереподготовки и повышения квалификации разнообразны и привлекательны. На рынке сосуществуют старожилы со сложившейся репутацией и молодые учебные заведения с большими амбициями. У них общие достоинства-ориентация на российский бизнес, крепкая научная база, полученная от сотрудничества с материнским вузом или с иностранным партнером, и желание идти вперед.

Но перед потенциальным слушателем российских MBA-программ сегодня встала очевидная и непростая проблема: как выбрать нужную из существующих школ? Их много, на вскидку они предлагают очень схожий продукт, их сайты заверяют будущих студентов: "Мы лучшие, мы лидеры. Мы дадим вам то-то и то-то. У нас учились те-то и те-то".

Существует и еще один немаловажный момент, каким бы смешным он ни казался,-у большинства из отечественных бизнес-школ практически идентичные названия: слова "бизнес", "менеджмент" и "деловое администрирование" присутствуют в разных, подчас неудобоваримых сочетаниях. Выход из сложной ситуации есть: рекомендации знакомых выпускников и рейтинги.

Первый шаг. Для "Ф." представленный рейтинг-дебютный и потому особенно важный. Понять, по каким критериям строить оценочную методику, собрать массив данных, обработать его и в итоге выдать конечную таблицу с заветными цифрами-процесс длительный и трудоемкий. Ведь любое учебное заведение-субстанция в своей закрытости и странности для непосвященных почти космическая. Заставить школу выдать о себе объективную информацию да еще с целью сравнения с другими-дело крайне непростое и вряд ли благодарное.

Нас честно предупреждали: недовольны будут все, кроме занявших первое место, ведь мнение, что "мы-действительно лучшие в России", чрезвычайно распространено. Нам беззастенчиво угрожали: "Если вы нас прорейтингуете, мы на вас в суд подадим. Я вам серьезно говорю". Это слова второго лица бизнес-школы при очень крупном московском вузе. А ведь это гораздо больше, чем просто невежливость отдельно взятого человека, это боязнь сравнения с другими. Очевидно, что гораздо легче выделяться на общем фоне за счет громкого имени материнского вуза, а следовательно, и чужих заслуг, чем побеждать в жесткой конкурентной борьбе.

Ключевые показатели. Главным активом школы мы посчитали преподавательский и студенческий состав. Педагогов оценивали по четырем параметрам: % от общего числа являющихся действующими бизнес-консультантами, %-проходивших практику в зарубежных учебных заведениях, %-авторов учебников, по которым занимаются в школе, и %-имеющих научную степень, докторскую или кандидатскую. "Крайне важно для школы бизнеса иметь сильный преподавательский состав, это главный фактор успеха,-соглашается директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ Юрий Тазов.-Идеальный педагог должен сочетать в себе исключительные способности к преподаванию с глубоким знанием предмета, обладать большим практическим опытом, быть достаточно гибким, чтобы вносить в курсы изменения, которые диктует время, артистичным, словом, должен быть незаурядной личностью". Консультирование позволяет педагогу постоянно находиться на гребне бизнес-волны, разбираться в новейших тенденциях. В школе "Мирбис", например, создан специальный экспертный совет, куда входят научные руководители программы и практики от бизнеса. "Они собираются раз в месяц, чтобы постоянно вносить изменения в программу,-рассказывает проректор по маркетингу Татьяна Иванищева.-Ведь бизнес-образование-это, по сути, отражение бизнеса, и учить ему надо на последних тенденциях".

Все знания, которые слушатели получают в бизнес-школе, должны быть применимы на практике. Традиционный преподаватель вуза, который годами читает одно и то же, состоявшимся бизнесменам не нужен. "У нас учатся люди, которые многое умеют, которые ворочают огромными деньгами. Они пришли, чтобы причесать свои мысли, привести в систему свои знания. Эти слушатели должны общаться с ровней, с тем, кто с полуслова понимает, о чем они говорят и что им нужно. Раньше у нас случалось, что очень хорошие специалисты-теоретики не выдерживали общения с нашими слушателями",-говорит проректор Высшей коммерческой школы Игорь Знаменский. Вопрос о количестве бизнес-консультантов среди педагогов имеет высокий коэффициент важности. У остальных четырех он ниже. Практика в западных учебных заведениях также значимый аспект. Это и ознакомление с современными наработками в образовании, и общение с ведущими специалистами в своих областях. "Это дает возможность для сравнительного анализа практики менеджмента в разных странах, позволяет преподавателю сформировать представление о компетенциях менеджера в глобальном мире, что крайне важно для обучения на современных программах МВА,-считает заместитель декана по программам ДПО факультета менеджмента СПбГУ Татьяна Солтицкая.-Мы стараемся развивать педагогов через стажировки в западных вузах, совместные консалтинговые проекты".

Ценность бизнес-школы, несомненно, еще и в приобретении новых контактов, налаживании связей с успешными, мотивированными людьми. Поэтому так важен студенческий состав. Одно дело, когда ты сидишь за партой с рядовым, начинающим менеджером, и совсем другое, когда имеешь возможность общаться с владельцем компании и перенимать на протяжении в среднем двух лет его огромный опыт. А когда группа сплошь состоит из матерых управленцев, взаимная польза многократно возрастает.

Бесценную информацию прикладного характера от первого лица слушатели получают и от так называемых гостевых спикеров: школы приглашают бизнесменов, имеющих на рынке серьезный вес. "У нас выступали коммерческий директор компании "Мегафон", выпускник нашей программы MBA-97 Сергей Бешев, директор по маркетингу Alcatel в России Игорь Манн, управляющий партнер рекрутинговой компании Ward Howell Сергей Воробьев, который рассказывал об управлении талантами. Подобные мастер-классы позволяют из первых уст узнать о ярком успехе в той или иной функциональной области бизнеса, непосредственно задать вопросы: "А как мне сделать?". Выступающие и слушатели дискутируют, обмениваются аргументированными точками зрения",-объясняет Татьяна Иванищева. Поэтому вопрос о количестве приглашенных представителей бизнеса был для нас одним из ключевых.

Дополнительные параметры. Немаловажные аспекты-сотрудничество с зарубежными бизнес-школами и возможность получения двух дипломов, российского и западного (для этого, как правило, надо дополнительно сдать экзамен по иностранному языку). О пользе подобных образовательных альянсов рассуждать вряд ли целесообразно: плюсы для стороны, находящейся в роли ученика, очевидны. К тому же зарубежный диплом облегчает устройство на работу за границей. Но Юрий Тазов отстаивает другую точку зрения и сомневается в необходимости специального поиска программ с двумя дипломами на выходе: "Вам для начала нужно решить, где вы будете работать. Если в западной компании, то лучше и учиться в зарубежной бизнес-школе. Если же в России, то наличие дополнительного (иностранного) диплома вряд ли сделает вас более конкурентоспособным на местном рынке. Для HR-менеджера большее значение будет иметь имя школы, которую вы окончили".

Отдельный вопрос-аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях: AACSB, AMBA, EFMD, CEEMAN. Этот показатель мы наделили высоким коэффициентом, потому что для получения аккредитации необходимы интенсивная исследовательская и консалтинговая работа, а также публикации в специальных международных изданиях. Это проверка уровня и качества подготовки, в частности по программе MBA, и серьезная, придирчивая оценка деятельности бизнес-школы. Кроме того, сам процесс аккредитации не только трудоемкий, но и длительный: например, в самой авторитетной всемирной ассоциации AACSB он занимает по меньшей мере четыре года. За наличие государственной аккредитации школам начислялось чуть меньше очков прежде всего потому, что за редким исключением она наличествует у всех оцениваемых учебных заведений.

Важным критерием был опыт подготовки долгосрочных корпоративных программ. Это говорит о репутации школы. Во-первых, в неавторитетное учебное заведение компании не станут обращаться за разработкой специального курса. Во-вторых, способность адаптировать собственные учебные наработки под конкретные нужды-показатель профессионализма и гибкости. Не такое серьезное значение имело в нашей оценке предоставление программ повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это продукт не уникальный, но он является показателем способности решать разные задачи и дополнительной информацией к размышлению о сильных сторонах школы (стоит обратить внимание на направленность краткосрочных семинаров и тренингов).

Центр карьеры, занимающийся трудоустройством вчерашних студентов, и ассоциация выпускников-организации крайне полезные. Общеизвестно, что большинство слушателей российских бизнес-программ работают и зачастую их обучение оплачивает компания. Но с другой стороны, многие идут на MBA, чтобы сменить сферу деятельности или сделать карьерный рывок, и им помощь в трудоустройстве определенно не помешает. Разветвленная сеть выпускников, которые регулярно встречаются, обмениваются новостями и новоприобретенным опытом, которые могут стать партнерами по бизнесу, оказать посильную помощь во всевозможных начинаниях (пусть даже дельным советом), дорогого стоит. Желание и умение школы поддерживать возникшие во время учебы отношения-тоже весомый показатель. "Некоторые наши выпускники стали спонсорами школы. Для нас это революция, хотя на Западе-обычная практика: учебные заведения существуют за счет пожертвований выпускников,-рассказывает декан Высшей школы корпоративного управления Сергей Календжян.-Они не просто дали нам деньги неизвестно на что, они стали соучредителями ВШКУ, которые прекрасно осведомлены о том, на что направляются их средства".

Мы также учитывали возраст учебных заведений: он придает им вес и значительность. Пять школ из итоговой первой десятки отпраздновали десятилетний юбилей, возраст четырех из них уже давно перевалил за пятнадцать. С другой стороны, есть и молодые школы, успевшие завоевать авторитет и крепко стоящие на ногах (большинство из них поддерживаются университетами-"гигантами", традиционно сильными в экономических и финансовых областях).

Некоторые школы получили в актив очки за участие в престижном конкурсе, проводимом ежегодно Американской торговой палатой в России,-MBA Case Competition. Это соревнование представителей отечественных бизнес-школ, заключающееся в анализе кейсов. Одновременно проводятся конкурсы на русском и английском языках, так что каждый год определяются по два победителя.

Итоги. К выбору учебного заведения надо подходить осмотрительно и серьезно. Во-первых, нужно поставить перед собой четкую цель-чего вы хотите от этого образования? Когда ответ будет получен, искать станет гораздо проще. Во-вторых, стоит тщательно изучить всю информацию, которую только можно собрать, в самой школе, из разговоров со слушателями и педагогами, знакомыми выпускниками, и это в какой-то степени поможет избежать разочарования и впустую потраченных времени и денег.

При выборе бизнес-школы многие критерии важны, но ключевых все-таки несколько: профессорско-преподавательский состав, круг слушателей, специализация программы, репутация школы. Остальное обычно прикладывается.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль