Андрей Шаров: «Бизнес тратит до 10% выручки на административные барьеры»

96
Интервью. МЭРТ готовит целый список законопроектов, направленных на устранение избыточных функций государства. Подробности «Ф.» раскрыл директор департамента госрегулирования в экономике Андрей Шаров.
- Андрей Владимирович, законопроект о доступе к информации, который в течение трех лет ходил по ведомствам, наконец одобрен правительственной комиссией. Почему столько времени занял процесс согласований и какие преимущества после вступления закона в силу получат граждане и бизнес?

- Вообще тема информационной открытости новая для менталитета нашего госаппарата, и эти три года понадобились на то, чтобы все органы власти начали разделять новую идеологию, направленную на свободный доступ всех граждан к информации.

В результате его принятия граждане получат доступ к любой информации из госорганов, за исключением конфиденциальной и той, которая составляет гостайну. Любой человек сможет получить информацию по запросу, но большую ее часть все органы власти будут обязаны вывешивать на сайтах, в том числе публиковать все документы, приказы, формы заявлений и деклараций. При этом вся информация, размещенная в электронном виде, бесплатная, в бумажном виде плата будет взиматься только за саму копию. Закон вступит в силу 1 января 2006 года. Предусмотрена и ответственность чиновников за нарушения данного закона: поправки в КоАП накладывают на них высокие штрафы. Предусмотрены и другие меры вплоть до увольнения с занимаемой должности.

- В подготовленной МЭРТ программе «Административная реформа 2005-2010 гг.» один из разделов предусматривает меры по борьбе с коррупцией. Как продвигается его реализация?

- В целом борьба с коррупцией - прерогатива правоохранительных органов. Наша же главная задача - разработка программ для пресечения этого явления в тех сферах, где риски коррупции наиболее велики: управление имуществом, госзакупки, таможня и пр. Говорить о конкретных мерах пока рано, но среди них профилактическое и финансовое стимулирование чиновников, повышение контроля, ротация служащих. Наиболее эффективной мерой может стать переход к электронной форме взаимодействия по ряду услуг - этот метод в принципе исключает коррупцию.

- Когда можно рассчитывать на реальные результаты?

- Сейчас работает правительственная комиссия по административной реформе. Ведется масштабная работа по подготовке большого списка законов, которые направлены на устранение избыточных функций государства. Многое уже сделано. Во-первых, в 150 раз подняты пороговые значения, при которых требуется согласование антимонопольных органов: после этого количество ходатайств в ФАС сократилось в разы. Для бизнеса это означает освобождение дополнительных ресурсов, которые ранее тратились на прохождение различных согласований. Во-вторых, принят закон, который существенно сужает возможности внесудебного приостановления деятельности компаний. Теперь без суда можно приостановить работу предприятия только на пять суток и только в том случае, если другими методами невозможно защитить жизнь и здоровье граждан. И, наконец, в-третьих - 20 мая Госдума приняла во втором чтении поправки, отменяющие лицензирование 49 видов деятельности.

- Тема лицензирования довольно актуальна: многие компании, работающие на туристическом и строительном рынках, недовольны отменой лицензий.

- Несмотря на критику оппонентов, уверен - лицензирование во многих сферах деятельности, в том числе в туризме и строительстве, неэффективно, оно создает лишние входные барьеры. Лицензирование на туроператорскую деятельность будет отменено с 1 января 2006 года и заменено на механизм имущественной ответственности оператора. Что же касается строительной деятельности, есть два метода решения: первый - передать ряд функций контроля саморегулируемым организациям и второй - страхование. Само же лицензирование строительной деятельности планируется отменить с 1 января 2006 года.

- Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что роль государства в экономике страны излишняя. Вы согласны с такой позицией?

- Безусловно, сегодня малый бизнес тратит на преодоление административных барьеров 10% от выручки, в то время как немецкие предприниматели - всего 3,5%, причем от прибыли, и к тому же считают эту сумму запредельной. Нынешняя ситуация - следствие зарегулированности экономических отношений в России.

- Почему изменения происходят столь медленно?

- Есть еще большая инерция в стиле и методах работы госорганов. Требовались годы, чтобы, к примеру, убедить различные организации в неэффективности системы лицензирования.

- В некоторых же областях госрегулирование не помешает - к примеру, должно ли государство ограничить цены на бензин?

- Действительно, что касается антимонопольного законодательства, это та сфера, в которой роль государства должна усиливаться. Новый закон «О защите конкуренции» и поправки в КоАП позволят более эффективно решать проблему, связанную с деятельностью субъектов рынка, решат проблемы картельных сговоров.

- В каких сферах, напротив, нужно освободить бизнес от госрегулирования?

- Лучше говорить не об отраслях, а о методах регулирования. Наибольшие проблемы возникают в тех из них, где государство регулирует первоначальный доступ на рынок (в виде квот, разрешений, лицензий). Предъявляя жесткие требования «при входе» на рынок, впоследствии контроль полностью нивелируется. Два закона в этом отношении были инициированы МЭРТ в рамках работы комиссии по административной реформе. Один из них предусматривает принятие поправок в закон «Об аудиторской деятельности», заменяющих лицензирование механизмом саморегулирования в сфере аудита.

- Совсем недавно правительство утвердило новые правила предоставления поддержки малым предприятиям. По каким критериям эта помощь будет оказываться?

- Если говорить о регионах, то в рамках финансирования этой программы помощь получат субъекты, где выделены средства на данные направления. Во-вторых, необходима готовность субъектов к софинансированию и в-третьих - представленные проекты должны быть качественными. Кроме того, введена выравнивающая формула: дотационным регионам мы профинансируем до 70% проекта, всем остальным - 50%, Москве и Санкт-Петербургу - 30%. Если же говорить о субъектах малого предпринимательства, то для получения места в бизнес-инкубаторе бизнесмен должен будет выиграть конкурс проектов.

- Какую практическую помощь может извлечь компания, получившая место в бизнес-инкубаторе?

- Главное - это льготная арендная ставка на два года, возможность получения почтовых, юридических, консалтинговых и прочих услуг на льготных условиях. За это время компания имеет шанс окрепнуть и выйти на совершенно иной уровень бизнеса.

- Не стоило бы для всего малого бизнеса создать подобные условия?

- Наша работа и заключается в том, чтобы создать благоприятный климат для всего бизнеса, но ни одна экономически развитая страна мира не существует без сети бизнес-инкубаторов. Из аналогичных «школ для малышей» выросли нынешние «монстры», например Apple и Nike. Инкубатор снижает коммерческие риски на первоначальном этапе и сокращает текущие расходы. Даже в развитых странах инкубаторы затрагивают всего 15% от общего числа компаний, а у нас сегодня в 10-20 раз меньше малых предприятий получают поддержку.

- Что представляет собой малый бизнес сегодня?

- Его вклад в экономику небольшой - около 12% ВВП, но на самом деле, учитывая «теневую» составляющую, он намного больше. Кроме того, структура бизнеса сильно перекошена: 40% - торговля, 15% - промышленность и строительство, 2% - инновационная сфера. Наша основная задача - чтобы вклад малого бизнеса в ВВП вырос до 20% в ближайшие три года, а инновационного сектора - до 4-5%. Хочется, чтобы имена наиболее успешных наших бизнесменов в инновационных сферах были так же известны, как и имена нефтегазовых королей и металлургических магнатов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль