Андрей Шаров: «Бизнес тратит до 10% выручки на административные барьеры»

88
Интервью. МЭРТ готовит целый список законопроектов, направленных на устранение избыточных функций государства. Подробности «Ф.» раскрыл директор департамента госрегулирования в экономике Андрей Шаров.
- Андрей Владимирович, законопроект о доступе к информации, который в течение трех лет ходил по ведомствам, наконец одобрен правительственной комиссией. Почему столько времени занял процесс согласований и какие преимущества после вступления закона в силу получат граждане и бизнес?

- Вообще тема информационной открытости новая для менталитета нашего госаппарата, и эти три года понадобились на то, чтобы все органы власти начали разделять новую идеологию, направленную на свободный доступ всех граждан к информации.

В результате его принятия граждане получат доступ к любой информации из госорганов, за исключением конфиденциальной и той, которая составляет гостайну. Любой человек сможет получить информацию по запросу, но большую ее часть все органы власти будут обязаны вывешивать на сайтах, в том числе публиковать все документы, приказы, формы заявлений и деклараций. При этом вся информация, размещенная в электронном виде, бесплатная, в бумажном виде плата будет взиматься только за саму копию. Закон вступит в силу 1 января 2006 года. Предусмотрена и ответственность чиновников за нарушения данного закона: поправки в КоАП накладывают на них высокие штрафы. Предусмотрены и другие меры вплоть до увольнения с занимаемой должности.

- В подготовленной МЭРТ программе «Административная реформа 2005-2010 гг.» один из разделов предусматривает меры по борьбе с коррупцией. Как продвигается его реализация?

- В целом борьба с коррупцией - прерогатива правоохранительных органов. Наша же главная задача - разработка программ для пресечения этого явления в тех сферах, где риски коррупции наиболее велики: управление имуществом, госзакупки, таможня и пр. Говорить о конкретных мерах пока рано, но среди них профилактическое и финансовое стимулирование чиновников, повышение контроля, ротация служащих. Наиболее эффективной мерой может стать переход к электронной форме взаимодействия по ряду услуг - этот метод в принципе исключает коррупцию.

- Когда можно рассчитывать на реальные результаты?

- Сейчас работает правительственная комиссия по административной реформе. Ведется масштабная работа по подготовке большого списка законов, которые направлены на устранение избыточных функций государства. Многое уже сделано. Во-первых, в 150 раз подняты пороговые значения, при которых требуется согласование антимонопольных органов: после этого количество ходатайств в ФАС сократилось в разы. Для бизнеса это означает освобождение дополнительных ресурсов, которые ранее тратились на прохождение различных согласований. Во-вторых, принят закон, который существенно сужает возможности внесудебного приостановления деятельности компаний. Теперь без суда можно приостановить работу предприятия только на пять суток и только в том случае, если другими методами невозможно защитить жизнь и здоровье граждан. И, наконец, в-третьих - 20 мая Госдума приняла во втором чтении поправки, отменяющие лицензирование 49 видов деятельности.

- Тема лицензирования довольно актуальна: многие компании, работающие на туристическом и строительном рынках, недовольны отменой лицензий.

- Несмотря на критику оппонентов, уверен - лицензирование во многих сферах деятельности, в том числе в туризме и строительстве, неэффективно, оно создает лишние входные барьеры. Лицензирование на туроператорскую деятельность будет отменено с 1 января 2006 года и заменено на механизм имущественной ответственности оператора. Что же касается строительной деятельности, есть два метода решения: первый - передать ряд функций контроля саморегулируемым организациям и второй - страхование. Само же лицензирование строительной деятельности планируется отменить с 1 января 2006 года.

- Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что роль государства в экономике страны излишняя. Вы согласны с такой позицией?

- Безусловно, сегодня малый бизнес тратит на преодоление административных барьеров 10% от выручки, в то время как немецкие предприниматели - всего 3,5%, причем от прибыли, и к тому же считают эту сумму запредельной. Нынешняя ситуация - следствие зарегулированности экономических отношений в России.

- Почему изменения происходят столь медленно?

- Есть еще большая инерция в стиле и методах работы госорганов. Требовались годы, чтобы, к примеру, убедить различные организации в неэффективности системы лицензирования.

- В некоторых же областях госрегулирование не помешает - к примеру, должно ли государство ограничить цены на бензин?

- Действительно, что касается антимонопольного законодательства, это та сфера, в которой роль государства должна усиливаться. Новый закон «О защите конкуренции» и поправки в КоАП позволят более эффективно решать проблему, связанную с деятельностью субъектов рынка, решат проблемы картельных сговоров.

- В каких сферах, напротив, нужно освободить бизнес от госрегулирования?

- Лучше говорить не об отраслях, а о методах регулирования. Наибольшие проблемы возникают в тех из них, где государство регулирует первоначальный доступ на рынок (в виде квот, разрешений, лицензий). Предъявляя жесткие требования «при входе» на рынок, впоследствии контроль полностью нивелируется. Два закона в этом отношении были инициированы МЭРТ в рамках работы комиссии по административной реформе. Один из них предусматривает принятие поправок в закон «Об аудиторской деятельности», заменяющих лицензирование механизмом саморегулирования в сфере аудита.

- Совсем недавно правительство утвердило новые правила предоставления поддержки малым предприятиям. По каким критериям эта помощь будет оказываться?

- Если говорить о регионах, то в рамках финансирования этой программы помощь получат субъекты, где выделены средства на данные направления. Во-вторых, необходима готовность субъектов к софинансированию и в-третьих - представленные проекты должны быть качественными. Кроме того, введена выравнивающая формула: дотационным регионам мы профинансируем до 70% проекта, всем остальным - 50%, Москве и Санкт-Петербургу - 30%. Если же говорить о субъектах малого предпринимательства, то для получения места в бизнес-инкубаторе бизнесмен должен будет выиграть конкурс проектов.

- Какую практическую помощь может извлечь компания, получившая место в бизнес-инкубаторе?

- Главное - это льготная арендная ставка на два года, возможность получения почтовых, юридических, консалтинговых и прочих услуг на льготных условиях. За это время компания имеет шанс окрепнуть и выйти на совершенно иной уровень бизнеса.

- Не стоило бы для всего малого бизнеса создать подобные условия?

- Наша работа и заключается в том, чтобы создать благоприятный климат для всего бизнеса, но ни одна экономически развитая страна мира не существует без сети бизнес-инкубаторов. Из аналогичных «школ для малышей» выросли нынешние «монстры», например Apple и Nike. Инкубатор снижает коммерческие риски на первоначальном этапе и сокращает текущие расходы. Даже в развитых странах инкубаторы затрагивают всего 15% от общего числа компаний, а у нас сегодня в 10-20 раз меньше малых предприятий получают поддержку.

- Что представляет собой малый бизнес сегодня?

- Его вклад в экономику небольшой - около 12% ВВП, но на самом деле, учитывая «теневую» составляющую, он намного больше. Кроме того, структура бизнеса сильно перекошена: 40% - торговля, 15% - промышленность и строительство, 2% - инновационная сфера. Наша основная задача - чтобы вклад малого бизнеса в ВВП вырос до 20% в ближайшие три года, а инновационного сектора - до 4-5%. Хочется, чтобы имена наиболее успешных наших бизнесменов в инновационных сферах были так же известны, как и имена нефтегазовых королей и металлургических магнатов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль