Болид «напрокат»-$650 тыс. в год

96
Гонки. Спортивный болид и серийный автомобиль роднит зачастую лишь название марки. Однако каждая победа первого является хорошим катализатором продаж второго. В России же автогонки-пока больше увлечение, чем бизнес.
Основных источников доходов гоночных команд три. К первому относятся их владельцы, которые принимают непосредственное участие в планировании графика участия в соревнованиях, формировании команды, подготовке машин. Владельцем может быть как компания, так и частное лицо. Второй источник-спонсоры, размещающие свои логотипы на самом гоночном болиде, экипировке пилота или сувенирной продукции команды. Еще один источник доходов-бизнес-пилоты. Это обеспеченные люди, для которых автогонки являются любимым, хотя и весьма затратным занятием. Но при этом у них нет времени на то, чтобы заниматься организацией команды.

Для организаторов соревнований источником дохода являются стартовые взносы команд, плата за рекламные площади и в значительно меньшей степени прибыль от продажи билетов. В принципе владелец спортивной трассы может использовать ее гораздо более широко, сдавая в аренду для проведения тренировок, любительских соревнований и любых массовых мероприятий. С учетом того, что в России практически нет возможностей для проведения массовых автомотоспортивных соревнований, строительство новых трасс позволило бы привлечь большое количество новых команд, зрителей и рекламодателей.

Где и кто. На современных болидах можно увидеть рекламу самых различных компаний. Не так давно среди них появился и логотип российской МТС, которая уже имеет свою гоночную команду. То есть инвестиционную привлекательность международных автоспортивных состязаний оценили и в России, где в отличие от зарубежных государств этот вид соревнований развит пока не настолько хорошо, соответственно и объемы вложений в него намного меньше. К примеру, на поддержку гоночных команд «Формулы-1» выделяются суммы от $50 млн до $500 млн, в раллийном чемпионате WRC-$20-150 млн. Объемы инвестиций в организацию соревнований и поддержку российских команд на два порядка ниже.

Отечественные компании, среди которых «Юкос», «Лукойл», банк «Визави», начали поддерживать пилотов в девяностых годах. В зависимости от интересов и возможностей спонсоров их команды принимают сегодня участие в соревнованиях различных классов, начиная от малобюджетного Кубка «Лада» и заканчивая World Rally Championship.

Самый зрелищный и перспективный с точки зрения инвестиций вид российских автомобильных состязаний-кольцевые гонки. В чемпионате России по АКГ (автомобильно-кольцевым гонкам) проводятся соревнования в шести различных классах автомобилей. «Туринг» и «Туринг-лайт»-кузовные гонки на серийных автомобилях с небольшим количеством доработок и объемом двигателя 2,0 и 1,6 литра соответственно. «Формула Lada» и «Формула Русь»-соревнования на болидах класса «Формула» с открытыми колесами и внешними аэродинамическими элементами. Кубок «Лада»-кузовные гонки на серийных автомобилях «ВАЗ-2112-37» с небольшим количеством доработок, самый многочисленный класс по количеству автомобилей. Lada Revolution-новый класс, стартовавший в сезоне 2004 года на спорт-прототипах, специально сконструированных и подготовленных «Автовазом».

Менее чем за два года был успешно реализован и с мая 2004-го появился необычный для России монокласс Lada Revolution. Первоначальные затраты на создание новой команды-примерно 300 тыс. евро. Помимо него в НГС (Национальная гоночная серия) существуют еще четыре класса, каждый из которых пользуется популярностью как у спортсменов, так и у зрителей.

Кто и сколько. Как уже упоминалось, уровень затрат на содержание команды в российском автоспорте существенно отличается от уровня спонсорской поддержки за рубежом. К примеру, в минувшем сезоне в классе «Формула Lada» объем вложений в команду колебался от $80 тыс. (В.К.Р., владелец Castrol, спонсор «Интеравто») до $300 тыс. («Арт-Лайн Инжиниринг», владелец Шота Абхазава). Успешно выступающий «Лукойл Рейсинг Тим» обошелся владельцу в $200 тыс.

Наиболее дорогим сейчас считается класс «Туринг». Для подготовки команды к гонкам компания МТС, владелец «МТС Эй Си Рейсинг», потратила $650 тыс. Это самая большая сумма, фигурировавшая в бюджетах российских кольцевых команд в минувшем году. На втором месте «Сити-моторспорт», выступающая в этом же классе. Затраты на сезон этой команды, поддерживаемой «ДКМ-Инжиниринг» и средствами бизнес-пилотов, составили $600 тыс. На их фоне бюджет «Лады Рейсинг», владельцем которой является «Автоваз», выглядит более чем скромно: всего $80 тыс.

Кольцевой класс «Туринг-лайт» требует меньших вложений, их сумма в прошлом сезоне колебалась от $80 тыс. до $130 тыс. на команду. В качестве спонсоров здесь выступают Нефтяной банк, «Мегафон», издательство «Из рук в руки».

Аналогичный объем затрат требуется и в классе «Формула Русь». Компании «Лукойл», Berg & Green, «Тонус», чьи имена фигурируют в названиях команд, выделили от $80 тыс. до $110 тыс. на сезон. Самый бюджетный класс в российских АКГ-Кубок «Лада». Суммы в минувшем году-от $30 тыс. до $55 тыс. Здесь самым щедрым спонсором оказался производитель моторных масел Well Run.

Просчитать эффективность вложений в автоспорт достаточно сложно. Однако то, что при грамотной организации подобная реклама работает с высокой отдачей,-бесспорно.

Благодаря контрактам с телевизионными и кинокомпаниями, специализированными СМИ соревнования имеют широкое освещение, что привлекает внимание потенциальных спонсоров. В основном болиды несут на себе рекламу владельцев команд, однако зрелищность соревнований и столь пристальное внимание СМИ делают проект интересным и для сторонних компаний.

КОММЕНТАРИИ

strong>РУСТЕМ ТЕРЕГУЛОВ, председатель кредитного комитета банка «Визави»:

- В автомобильный спорт банк привело мое увлечение. Было это в 2000 году. «Визави» не спонсировал никакие команды, была создана собственная. В 2002 году она заняла 2-е место на чемпионате России, в 2001-м-3-е. В 2004 году я участвовал в европейских соревнованиях, Михаил Степанов, председатель совета директоров банка,-в кубке «Поло». При этом банк не преследовал никаких целей, кроме участия в соревнованиях и спортивных результатов.

В России сегодня нет ни одной трассы для кольцевых гонок, соревнования проводятся на приспособленных для этого участках дорог. Как следствие имеем низкий уровень организации и минимальный интерес зрителей и потенциальных инвесторов. Все серьезно заинтересованные инвесторы ушли в Европу. Без строительства специализированной трассы нельзя никак: будут трассы-будет и все остальное. Причем, на мой взгляд, одной для Москвы мало, нужно три или четыре. Мы хотим построить трассу для проведения национальных и европейских соревнований в Волоколамском районе Московской области. Для этого у нас есть своя земля и свои деньги, получена поддержка руководства области.

ЕВГЕНИЙ МАЛИНОВСКИЙ, директор команды «Лукойл Рейсинг Тим»:

- Самый яркий пример того, когда автоспортивные соревнования превратились в коммерческое шоу,-гонки «Формулы-1». Это сложный бизнес, в котором нелегко ориентироваться, но в случае успеха он приносит существенную прибыль. Это касается и организаторов, и участников, и всех, кто каким-либо образом связан с гонками. Реклама в связи с высокой популярностью «Ф-1» работает очень эффективно, поэтому интерес к спонсорству проявляют самые разные компании, включая и страховые, и банки. Из российских компаний, серьезно заинтересовавшихся подобными перспективами, стали МТС-они спонсируют Sauber.

Об инвестиционной привлекательности российского автоспорта говорить пока рано. В последнее время наблюдаются положительные изменения, однако как бизнес его рассматривать пока трудно: нет нормального законодательства, заинтересованности государства, надежных партнерских отношений. Хотя успехи гоночной команды «Лукойл Рейсинг Тим» подтверждают, что и в таких условиях можно успешно развиваться, работая на имидж и прибыльность компании.

ВЛАДИСЛАВ НЕЗВАНКИН, руководитель проекта НГС «Лада»:

- Если автоспорт интересен зрителям-значит, он интересен рекламодателям. Телевизионные рейтинги трансляций автомобильных состязаний на Западе занимают первые места, в России ситуация пока иная. Тем не менее можно говорить о том, что и мы приходим к пониманию автоспорта как финансового инструмента. С позиции крупнейшего в России производителя автомобилей спорт можно использовать для рекламы, продвижения брэнда. Для сторонних компаний «Автоваз» в данном случае является основой, на которой можно строить и развивать бизнес. Реклама на гоночных болидах и трассах весьма эффективна, а в случае успешного выступления команды формируется положительный имидж спонсора. Другая сторона, о которой не стоит забывать,-постоянный оборот денег: привлеченные средства можно использовать для строительства новых трасс и организации гонок, что при грамотной постановке тоже весьма прибыльно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль