Mitsubishi возвращается в «семью»

68
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Кризис. Единственный убыточный автопроизводитель Японии не смог сохранить стратегическое партнерство с германо-американской компанией DaimlerChrysler. «Спасательный круг» ему бросили «родственники», входящие в группу Mitsubishi.
Тайный бракодел. Источники нынешних проблем Mitsubishi Motors в основном находятся вне сферы финансов. За последние годы брэнду компании был нанесен, вероятно, самый тяжелый урон за всю ее историю. Началось все в 2000 году, когда выяснилось, что автопроизводитель в течение многих лет вел двойной учет претензий покупателей, скрывая информацию о дефектах в своих автомобилях. Mitsubishi предпочитала потихоньку ремонтировать неисправные машины в индивидуальном порядке, избегая дорогостоящих массовых отзывов своих моделей. С 1977 года компания утаила от регуляторов 64 тыс. клиентских претензий. В результате этих открытий несколько топ-менеджеров были с позором изгнаны, а саму Mitsubishi оштрафовали. Расходы на массовые техосмотры и падение продаж ударили по и без того неблестящим показателям. В 2000 финансовом году, завершившемся 31 марта 2001 года, компания понесла убытки на сумму почти 280 млрд иен (примерно $2,6 млрд).

В 2001 финансовом году компания вернулась к прибыли, а в 2002-м нарастила ее. Однако затем последовал провал в США. Mitsubishi щедро раздавала дешевые кредиты американским потребителям и вдруг обнаружила, что многие из них неплатежеспособны. За год компания потеряла 215 млрд иен. А незадолго до обнародования этих результатов Mitsubishi получила в придачу новый скандал, связанный с дефектными автомобилями. На этот раз он затронул подразделение Mitsubishi Fuso, выпускающее грузовой транспорт и автобусы. Сильнейший общественный резонанс вызвала авария, проиcшедшая в 2002 году в Йокогаме. У грузовика Mitsubishi на ходу отвалилось колесо, в результате чего погибла оказавшаяся рядом женщина. Компания долгое время отрицала, что причиной аварии был дефект сцепления. Однако в итоге Mitsubishi Fuso пришлось отозвать на техосмотр более полумиллиона машин. Расследование привело к неутешительным результатам: компания не сделала никаких выводов из скандала 2000 года.

Разумеется, финансовые показатели Mitsubishi продолжали слабеть. За 9 месяцев 2004 финансового года убытки компании выросли вдвое до 228 млрд иен ($2,16 млрд). Согласно прогнозу, потери Mitsubishi за год, завершившийся 31 марта, достигнут 472 млрд иен ($4,4 млрд).

Смена состава. Неудивительно, что в результате всех этих передряг лопнуло терпение DaimlerChrysler-до недавнего времени крупнейшего акционера Mitsubishi. Германо-американский концерн купил 34% акций японского конкурента в 2000 году. Компании решили вместе разрабатывать новые модели. Первоначально контрольный пакет был оценен в $2,1 млрд. Однако затем разразился первый скандал вокруг бракованных автомобилей, и немцы настояли на скидке. В итоге за акции было уплачено $1,9 млрд. Впоследствии доля DaimlerChrysler даже выросла до 37%. Однако сейчас эксперты квалифицируют эти инвестиции не иначе как провал азиатской стратегии германо-американского концерна. В 2000 году он заплатил 405 иен за каждую акцию Mitsubishi, а к апрелю 2004 года одна такая бумага стоила около 250 иен. Долги японской компании достигли 1,14 трлн иен (почти $11 млрд). Mitsubishi требовались новые финансовые вливания, однако руководители DaimlerChrysler решили, что с них довольно.

Желающие спасти Mitsubishi нашлись только в одном месте-в группе «родственных» компаний. Многоотраслевая корпорация Mitsubishi Corp., производитель оборудования Mitsubishi Heavy Industries, и Bank of Tokyo-Mitsubishi, владевшие небольшими долями в капитале автомобилестроительного собрата, согласились выделить ему 496 млрд иен ($4,7 млрд) в обмен на его акции. В результате изменения структуры акционеров это трио получит в общей сложности 34% акций Mitsubishi Motors. Пакет Mitsubishi Heavy Industries достигнет 15%, Mitsubishi Corp.-14%, Bank of Tokyo-Mitsubishi-5%. Доля DaimlerChrysler, в прошлом году уже упавшая ниже 20%, составит менее 11%.

Бывший стратегический партнер покидает Mitsubishi не с пустыми руками. В марте компании пришли к соглашению о компенсации, которую японская сторона выплатит акционеру. В пакет вошла некая сумма наличными (ее величина не раскрывается), а также 20% акций Mitsubishi Fuso. С учетом того, что DaimlerChrysler уже был владельцем 65% капитала этого подразделения, его пакет увеличится до 85%. Оставшиеся 15% находятся в руках Mitsubishi Corp., Mitsubishi Heavy Industries и Bank of Tokyo-Mitsubishi.

Что дальше. Спасение Mitsubishi Motors «родственниками» дает председателю совета директоров компании Такеши Нишиоке и президенту Осаму Масуко лишь временную передышку. Рано или поздно им предстоит определиться с дальнейшей судьбой Mitsubishi. Если компания хочет остаться в числе крупнейших игроков мирового авторынка, ей скорее всего придется подыскивать нового стратегического партнера. Проблема заключается в том, что после всех скандалов и разрыва с DaimlerChrysler японской компании будет нелегко найти такого партнера.

Пока руководители Mitsubishi не строят грандиозных планов, разгребая оставленные предшественниками проблемы. Прежде всего они пытаются восстановить доверие к брэнду: недавно была объявлена кампания, в течение которой 3,4 млн японских владельцев автомобилей Mitsubishi смогут бесплатно пройти техосмотр. В США, где компанию подвело подразделение потребительского кредитования, ей придется продать часть активов, относящихся к этому направлению. Вернуться к скромной прибыли (8 млрд иен) Mitsubishi надеется лишь по результатам 2006 финансового года, а ее долги через три года должны быть сокращены на 40%.

Маленькими, но важными для японской компании победами стали недавние соглашения с Nissan Motor и Peugeot. Совместно с французами планируется создать новую модель спортивного автомобиля на платформе, разрабатываемой сейчас Mitsubishi. В рамках проекта в Японии будут делать для Peugeot 30 тыс. автомобилей ежегодно. Для Nissan Mitsubishi сделает 36 тыс. малолитражных автомобилей в дополнение к 20 тыс. компактных коммерческих автомобилей, по которым соглашение было достигнуто раньше. В обоих случаях произведенные Mitsubishi автомобили выйдут на рынок под брэндами ее партнеров. В принципе, если план возрождения не сработает, Mitsubishi вполне может деградировать до положения производителя автомобилей для других компаний. Но об этом в компании пока предпочитают не думать.

Что касается российских потребителей, то неприятности Mitsubishi их нисколько не смутили. В прошлом году в России было продано более 30 тыс. автомобилей, выпущенных японской компанией. Показатель предыдущего года был превышен более чем на 70%.

История автомобилей MITSUBISHI началась в 1917 году, когда на свет появилась «модель А». Эта машина стала одним из пионеров японского автомобилестроения (о Toyota, Nissan, Mazda и Honda тогда никто и не слышал). Независимой компанией Mitsubishi Motors стала в 1970 году, отделившись от Mitsubishi Heavy Industries.l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль