Галина Крафт: "30-миллиардные инвестиции в китайский проект окупятся за шесть лет"

111
Интервью. Вице-президент РЖД Галина Крафт поделилась информацией о том, как изношенная инфраструктура железных дорог сочетается с глобальными планами компании.
- Галина Васильевна, инвестиционная программа РЖД растет с каждым годом (см. таблицу), но возникает закономерный вопрос, насколько эффективно используются деньги?

- В прошлом году мы провозгласили переход на проектно-ориентированное формирование инвестиционных программ, которое в корне отличается от практики прошлых лет. Раньше каждая железная дорога как хозяйствующий субъект получала ежегодно некую сумму денег и выстраивала собственную инвестиционную политику, которая не всегда была адекватна политике Министерства путей сообщения (МПС). То есть каждый руководитель латал слабые места на своем участке без учета окупаемости вложенных инвестиций. Не было общей стратегии и политики управления. Проектное планирование предполагает, что возврат инвестиций будет производиться за счет прибыли от конкретного проекта, под который привлекались средства - собственные или заемные. Внедрение проектно-ориентированного подхода к формированию инвестиционной программы компании требует новых принципов и новой идеологии, таких как реализация комплексных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, направленных на освоение конкретных грузопотоков на всем пути следования от точки зарождения до точки погашения.

- То есть 148,1 млрд рублей запланированных на 2005 год инвестиций будут вложены по этой системе?

- В рамках перехода на проектный принцип формирования инвестиционных программ компании в прошлом году были разработаны бизнес-планы перевозки нефти в Китайскую Народную Республику, внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии и организации пригородного скоростного движения Москва - Люберцы - Раменское.

В текущем году эти проекты реализуются, совокупный объем финансирования проектов, предусмотренный инвестиционной программой РЖД на 2005 год, составляет 10,7 млрд рублей без учета НДС.

- Как обстоят дела с подвижным составом?

- Здесь имеются проблемы. В период спада производства предприятия машиностроения в значительной степени сократили объемы производства, и сейчас им трудно снова подстроиться под наши потребности. Например, если в советские времена Новочеркасский электровозостроительный завод выпускал по 400 локомотивов ежегодно, то сейчас его производительность в лучшем случае 100 единиц, а три года назад этот показатель составлял и вовсе 45 единиц.

Учитывая рост объемов перевозок, а также высокий износ подвижного состава, более 20% инвестиционной программы РЖД на 2005 год приходится на обновление парка подвижного состава. Столь значительный объем средств, направляемый на воспроизводство подвижного состава, по всем источникам финансирования, включая лизинг, позволит железным дорогам получить ресурс в объеме 17 тыс. единиц подвижного состава.

- Известно, что РЖД планирует увеличивать объем перевозок нефти в Китайскую Народную Республику. Как вы в этой связи оцениваете проект строительства трубопровода в КНР?

- Проект РЖД уже готов и одобрен на всех уровнях. Подписано соглашение между президентом компании Геннадием Фадеевым и министром транспорта Китая Чжан Чуньсянем. Проект предполагает увеличение поставок нефти до 20 млн тонн в год, правда, имеющаяся инфраструктура не позволяет перевозить такие объемы. Поэтому нам придется вложить в увеличение пропускной способности дороги около 30 млрд рублей. Планируется, что эти инвестиции окупятся в течение шести лет.

Положительным фактором организации перевозок сырой нефти железной дорогой по сравнению с трубопроводным транспортом является возможность поэтапного увеличения пропускной способности в зависимости от предъявляемых объемов груза к перевозке. Это позволяет обеспечить гармоничное развитие транспортной инфраструктуры в увязке со стратегическими приоритетами государства и не допустить нестыковок в ее развитии, что дорого обходится экономике страны.

Мы собираемся подписать договор с "Роснефтью", и глава компании Сергей Богданчиков дал свое принципиальное согласие на то, что "Роснефть" возьмет на себя обязательства по четко оговоренному объему перевозок на длительный период. Согласование такого сложного договора занимает немало времени, но я уверена, он будет подписан.

- Проект коридора "Север - Юг" уже обрел окончательные очертания?

- Пока "Север - Юг" - это проект общего характера, поскольку не определены объем и структура грузопотока. Сейчас этот транспортный коридор работает в основном для обеспечения двухсторонней торговли России с Ираном и рядом государств Закавказья, объем перевозок составляет 5,4 млн тонн. Для доставки грузов используется транскаспийский морской маршрут с перевалкой в портах Астрахань и Махачкала. В прошлом году мы вложили 3,1 млрд рублей в открытие порта Оля, но планируемые объемы перевозок на сегодняшний день так и не достигнуты. В принципе мы понимаем, что коридор "Север - Юг" может работать, но проект требуется наполнить маркетинговой частью, чтобы мы имели возможность планировать развитие инфраструктуры под перспективные грузопотоки и отдачу вложенных средств.

- Как вы будете работать с ограниченными в обороте активами?

- Решение по работе с данными активами, к которым относятся, в частности, пункты технического обслуживания (ПТО), нам подсказали независимые операторы, которым требуется ремонтировать свой подвижной состав. В начале прошлого года несколько компаний-операторов подвижного состава заявили, что готовы вкладывать средства в развитие инфраструктуры РЖД. После рассмотрения их предложений стало ясно, что их интересы весьма локализованы. Поэтому совместными усилиями была разработана схема, по которой РЖД получает от заинтересованных инвесторов долгосрочный целевой заем на развитие отдельных предприятий по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Кроме того, они обязуются обеспечить ежегодно определенную загрузку мощностей реконструируемого объекта (например, локомотивные и вагонные депо, пункты технического обслуживания и подготовки вагонов), что позволяет РЖД установить стабильные цены на ремонт и обслуживание подвижного состава на длительный период. По такой схеме сейчас разрабатывается бизнес-план пилотного инвестиционного проекта по реконструкции одного из локомотивных депо на Октябрьской железной дороге.

- Как у РЖД складываются отношения с независимыми перевозчиками?

- Инвестиционная политика компании предусматривает структурные изменения баланса парка подвижного состава, находящегося в собственности РЖД и в собственности независимых перевозчиков. Согласно положениям программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, к концу 2010 года парк подвижного состава сторонних предприятий и организаций составит 50% от парка грузовых вагонов, эксплуатирующихся в сети.

На этапе создания РЖД сформированы организационно-правовые условия для постепенного изменения соотношения грузового вагонного парка, находящегося в собственности компании и сторонних предприятий. Общее количество организаций, владеющих грузовыми вагонами, составляет около 2500. Сейчас доля собственного парка превышает 26% от общего числа грузовых вагонов, а объемы перевозок грузов в собственных вагонах - 21% от общего объема перевезенных грузов по железным дорогам. При этом 57,6% собственных вагонов приходится на долю цистерн, 29,8% - на долю прочих специализированных вагонов. Следует отметить, что более половины цистерн парка, используемого в перевозках (61,3%), находится в руках частных собственников.

Анализ использования грузовых вагонов, принадлежащих собственникам подвижного состава, в том числе операторам и перевозчикам, показывает, что они работают на рынке транспортных услуг избирательно, исходя из принципа получения максимальной прибыли на экономически наиболее выгодных направлениях.

При этом основная нагрузка по выполнению менее рентабельных перевозок переложена на РЖД, в вагонах которого перевозится свыше 80% низкодоходных грузов, в том числе свыше 90% угля. Последствия этих тенденций для компании должны быть компенсированы сохранением в структуре вагонного парка высокодоходного подвижного состава, ростом масштаба и доходности перевозок.

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ МПС РОССИИ И РЖД, МЛРД РУБ.

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Собственные средства 73,7 111,3 122,4 137,3
Привлеченные средства 4,6 6,3 4,6 10,8
Всего 78,3 117,6 127,0 148,1

Источник: РЖД

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль