Эдуард Бояков: «Культура - ресурс экономический»

86
Интервью. В четверг стартует ежегодный театральный фестиваль «Золотая маска», который станет одиннадцатым по счету. Его учредитель Эдуард Бояков рассказал, какие спектакли стоит посмотреть и кто сегодня помогает культуре.
- Эдуард Владиславович, какие цели фестиваль ставит перед собой сейчас?

- В прошлом году мы почувствовали, что заканчивается очень важный период, период становления проекта. Мы реализовали поставленную задачу - сделали театральный фестиваль, который стал главным в России - самым большим и самым представительным. Чтобы этот проект создать, требовались серьезные эмоциональные и психологические затраты. Этап строительства закончился, и мы осознали, что это две совершенно разные функции - построить дом и наполнить его теплом, уютом, смыслом ежедневного существования. Очень хочется, чтобы наша «Золотая маска» обрела окончательную стабильность. Ведь часто бывает, что, когда у людей проходит первоначальный душевный подъем, они теряют интерес к делу и оно начинает угасать.

- Как сделать, чтобы этого не произошло?

- «Маска» приобрела авторитет, соответствующий имидж и, главное, возможность обращаться напрямую к тем, кто в этой стране очень многое решает. Я имею в виду даже не политиков, а бизнес-элиту. Нам хочется найти партнеров, которые принимают сознательные решения, а не просто с жалостью относятся к нашим театральным инициативам, соглашаясь помочь «бедным, несчастным актерам, у которых такая маленькая зарплата». Сегодня надо попытаться создать интеллектуальный клуб, где совместно с бизнесменами разного калибра (не надо ориентироваться только на олигархов) мы смогли бы обсуждать, какой российская национальная культура будет завтра.

- Участие государства не предполагается?

- «Золотая маска» рождалась как проект государственного масштаба, а следовательно, и государственного участия. Но в сегодняшней России, которая переживает серьезную модернизацию во всех сферах, делать крупный культурный проект, ориентируясь только на поддержку властей, невозможно. И дело даже не в количестве денег. Государство не должно чувствовать себя единоличным игроком на этом рынке и единственной структурой, которая отвечает за состояние театра. Пока же оно упорно не хочет понимать, что его функция - не только поддерживать культурные инициативы, но и создавать среду, в которой они смогут существовать как полноправные участники рынка.

- Почему вы отводите бизнесменам столь важную роль в поддержании российской культуры?

- Наступает время, когда некоторые люди начинают понимать, что они отвечают не только за бюджет своей семьи и - далее - за состояние экономики, но и за то, что творится в головах соотечественников, в их душах. Экономику нельзя модернизировать, не модернизируя сознание. К сожалению, большинство политиков и бизнесменов этого не понимают. Отношение к культурным проектам в России похоже на отношение к бедному родственнику. Это нужно ломать. Бизнесмены должны осознать свою ответственность. Например, Голливуд строили не режиссеры, а продюсеры, которые, имея не связанный с киноиндустрией бизнес, поддерживали определенный фильм, определенную эстетику. Савва Морозов не просто давал деньги на строительство МХТ, он строил этот театр, он поддерживал не Большой или Малый театры, а совершенно новую эстетику, революционную драматургию Чехова. Понимая, что отвечает за то, каким будет театр завтрашнего дня, какой будет российская культура в целом.

- Вы считаете, что именно культура формирует сознание?

- Культура формирует модели и смыслы, которые с ее территории опускаются в пространство бизнеса и политики. В той же Америке доля креативных, коммуникационных отраслей растет сумасшедшими темпами, она обгоняет рост промышленности. Культура - ресурс экономический, но не та культура, что производит попсу, а та, которая обращается к душе нации, к умам людей, формулирует для них смысл существования. Люди, вступившие в контакт с великим произведением искусства, меняются, они чувствуют себя счастливее. А когда люди в стране тотально недовольны существующим строем и жизнью вообще, растеряны, испуганы терроризмом и диктатом экономических ведомств, ВВП не увеличишь в два раза. Чтобы это произошло, нужно изменить настроение людей, а это может сделать прежде всего культура. Опираясь только на рост нефтяных цен, страну не изменишь. И нам в «Золотой маске» хочется придумать такую дискуссионную, проектную платформу, которая помогала бы двигать наше искусство в инновационном векторе. Хочется помочь молодым. В сегодняшнем театре тяжело и болезненно происходит смена поколений.

- Почему же, ведь сейчас столь бурно развивается так называемая новая драма?

- Это только так кажется. Новый язык, новые тексты, новые люди по-прежнему с трудом пробиваются сквозь вату традиционного репертуара. Поэтому остро встает вопрос, кто должен взять на себя ответственность за будущее культуры: продюсеры-бизнесмены, государственные чиновники или сами художники. В этом треугольнике ситуация очень сложная. Государство предпочитает в качестве главной задачи культурной политики декларировать охранительные функции (сохранение памятников, национального достояния). Сами художники - большая и больная тема. Часть из них смотрит назад, мечтает о советских временах - не очень свободного, но сытого существования. Другие отвернулись от государства, потому что не верят в возможность налаживания диалога и предпочитают существовать в рамках собственной рыночной инициативы. Треугольник нужно оживить. И во многом это вызов для людей, которые занимаются бизнесом. Сегодня они отвечают за состояние российской культуры не меньше, чем государство и конкретные художники.

- Кто дает деньги на организацию «Золотой маски» и каков ее ежегодный бюджет?

- Нам грех жаловаться. Наши спонсоры принадлежат к элите бизнеса, это крупнейшие российские и западные компании: Nestle, Visa International, Нафта-Москва, Торговая марка «Бастион». Третий год нашим генеральным спонсором является Сбербанк России. Он очень долго к нам присматривался. Мы года три общались в ранге просто знакомых, пока не прозвучало конкретное предложение от президента Сбербанка Андрея Казьмина. Фестиваль - мероприятие затратное, ежегодный бюджет составляет почти $3 млн.

- Театр может приносить прибыль?

- Нет, он зависим от дотаций. И он никогда не сможет обеспечить миллиардный рынок, как кино или музыкальная индустрия. Но, с другой стороны, театр тоже может существовать в пространствах экономической логики. Даже когда даешь дотацию, надо понимать, кому ты ее даешь и на что. В нашей стране деньги от государства получают театры, делающие коммерческий ширпотреб. А инновационные группы, которые занимаются тем, чем театр будет жить завтра, не находятся в орбите государственных интересов. Театр является громадным ресурсом воздействия на умы - хотя его посещает 5-9% населения. Это специальная публика, действительно элита страны. Неуспокоенные люди, которые ищут духовных смыслов.

- «Золотая маска» - доходный проект?

- Долгие годы мы делали фестиваль в абсолютной бедности, иногда существовали просто на частные пожертвования. Сейчас, когда бюджет театра достиг цифры в миллионы долларов, мы не зависим полностью ни от государства - его дотаций хватает лишь на организацию гастролей региональных театров, - ни от спонсоров. А вообще на этот вопрос есть два ответа. С одной стороны, мы в последние годы получаем деньги на то, чтобы развиваться, а не только сводить концы с концами. С другой - «Золотая маска» - некоммерческая организация и ее учредители не получают личной прибыли.

- Мимо каких событий грядущего фестиваля нельзя пройти?

- Не буду говорить о московских спектаклях, среди них есть выдающиеся постановки, но их можно посмотреть в течение года. Вначале расскажу о спектаклях экспериментального формата. Очень интересная работа представлена питерским театром «Приют комедиантов» - «Pro Турандот». Многообещающие премьеры у питерских танцевальных групп «Каннон данс», «Игуан данс» и Театра современного танца из Челябинска. «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга - настоящие лидеры в этом жанре. Нельзя не упомянуть и «Русский инженерный театр АХЕ» из Петербурга и их спектакль «Господин Кармен» - завораживающее, мистериальное действо. Другой полюс фестиваля - три мощных, статусных события. «Форсайт» и «Приношение Баланчину», которых привозит Мариинский театр, а также «Аида» Новосибирского театра оперы и балета в постановке Дмитрия Чернякова. Уильям Форсайт - хореограф № 1 в мире, и он впервые поставил спектакль в России. Это событие, выходящее за рамки сезона или отдельного фестиваля, оно историческое, и о нем нужно судить с позиции как минимум десятилетия. Об «Аиде» очень много говорят и спорят. Эту оперу оценивают как прорыв в современном оперном искусстве.

- В чем задача театра: задаваться вечными вопросами или быстро и остро реагировать на современность?

- Вы сами ответили на вопрос, просто предлог «или» нужно заменить на слово «и». Когда театр увлекается современными проблемами, он перестает быть собой и превращается в публицистику, и на этом поле он всегда проиграет газете и телевидению. С другой стороны, театр, который занимается исключительно вечными материями, обречен на то, чтобы стать скучной научной кафедрой или музеем. Настоящий театр живет, развивается и является чем-то интересным только тогда, когда он занимается и вневременным, и актуальным.

- Какое будущее у российского театра?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я нахожусь внутри процесса. Я о многом не могу говорить с уверенностью, но точно знаю одно: в ближайшем будущем театр очень изменится. Он получит серьезную прививку - и новыми экономическими реалиями, и новыми языками, и новыми технологиями. Через десять лет мы будем существовать в совершенно другой театральной ситуации, нежели сегодня.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль