Небесный «фаст-фуд»

94
Путешествия. Перелет из Лондона в Берлин за несколько евро для большинства российских туристов пока фантастика. Однако в обозримом будущем она может стать реальностью.
Сегодня в странах ЕС десятки авиакомпаний, относящихся к так называемым бюджетным, или перевозчикам-дискаунтерам, предлагают билеты на свои рейсы по цене ниже автобусного или железнодорожного билета. Основные базы компаний, работающих в этом сегменте рынка, - Великобритания и Германия: они раньше других стали продвигать низкотарифные перелеты. В чем же секрет успеха и как экономически можно объяснить шокирующе низкую стоимость билета из Лондона в Париж, из Барселоны в Берлин или из Вены в Милан, который можно купить от 3 евро и выше?

Если традиционные компании еще работают с таким «анахронизмом», как кассы, то почти у всех «бюджетников» билет можно приобрести, оплатив его кредиткой через интернет. Отсутствие дорогостоящих систем резервирования - основной способ сэкономить и соответственно уменьшить стоимость перевозок. Впрочем, билет как таковой на руки и не выдается. После оплаты по электронной почте от компании-перевозчика приходит уведомление о прохождении платежа, которое вместе с вашим паспортом и становится пропуском на посадку.

Другая статья экономии - сервис: ни бесплатных продуктов, напитков и газет, ни прочих приятных мелочей на этих рейсах не предложат, а если вы раздумаете лететь, то денег также не вернут. Взять с собой багаж можно, но максимально допустимый его вес - 10-20 килограммов, за перевес же придется доплатить от 5 евро за килограмм. Экономия на всем - вот принцип дискаунтеров. Это относится и к пунктам приема: самолеты «бюджетников» приземляются не в самых удобных аэропортах. Шведский аэропорт, на который прибывают самолеты крупнейшего в мире перевозчика-дискаунтера компании Ryanair, находится в часе езды от Стокгольма, при полете до Франкфурта из аэропорта до города придется добираться еще дольше. Положение постепенно меняется, сегодня «бюджетники» начинают пользоваться и главными аэропортами. «Наши самолеты, летающие в Берлин, приземляются в Тегеле - аэропорте, весьма близко расположенном от города, а в Лондоне садимся в Станстеде», - говорит пресс-секретарь компании easyJet Саманта Дей.

А вот за безопасность полета можно не беспокоиться: в парках easyJet, Air Berlin и Ryanair только новые самолеты. Пунктуальность этих авиакомпаний также общеизвестна: «Мы не можем позволить простаивать нашим самолетам часами в аэропортах, - заявили в компании easyJet, - поэтому при опоздании на регистрацию на 5-10 минут вас могут просто не пустить на рейс».

Охота за билетом. Покупка самого билета у дискаунтеров - занятие увлекательное, напоминающее лотерею. Увидев на сайте авиакомпании начавшуюся распродажу, следует поспешить: билеты раскупаются моментально. При покупке билета за 2-4 месяца до даты вылета из одного европейского города в другой он вряд ли будет стоить более 20-40 евро в оба конца. За неделю же до отправки самолета билет компаний-дискаунтеров обойдется немногим дешевле традиционных рейсов. Многие туристы, привыкшие к услугам «бюджетников», с нетерпением ждут масштабных распродаж: easyJet проводит их в конце лета, Ryanair и Air Berlin - постоянно. Билеты на рейсы с пятницы по понедельник раза в 2-3 дороже, чем со вторника по четверг - по выходным спрос выше.

Устоявшееся суждение, что клиенты «бюджетников» относятся к малообеспеченному классу, не совсем справедливы. И в Germania Express, и в Ryanair заявили, что их клиентов нельзя назвать людьми бедными, скорее это «те, кто ценит время и деньги, стремясь получить качественную услугу по наиболее оптимальной цене». Такое же мнение высказала Саманта Дей из компании easyJet: «Мы предлагаем массовые услуги, которые интересны различным категориям населения».

Время пришло? У россиян «бюджетные» рейсы пока не вошли в привычку, но и экзотикой назвать их уже нельзя. Воспользоваться услугой можно, хоть без трудностей и не обойтись. Распространенный вариант - полеты на рейсах дискаунтеров из Прибалтики (Риги и Таллина) и Финляндии (Тампере) во Франкфурт, Лондон, Берлин и другие европейские города. Даже с учетом визы (25-35 евро) и трансфера до аэропорта (от 15 до 55 евро) поездка получится не самой дорогой, учитывая, что на рейсы российских авиакомпаний и во время специальных акций билетов дешевле $250 найти практически невозможно. О появлении реального спроса на услуги компаний-дискаунтеров со стороны россиян свидетельствует внедрение рядом питерских турфирм новой услуги: приобретение для клиентов билетов на «бюджетные» рейсы.

В России сегмент «бюджетных» авиаперевозок пока не развит. В 2003 году появилась «первая ласточка» - компания Germania Express, начавшая осуществлять полеты из Москвы в Мюнхен, Берлин и Дюссельдорф по цене 222 евро в оба конца. Ее «настоящим» дискаунтером назвать нельзя: и сервис неплохой, и тарифы постоянные, но вероятность появления в России крупнейших «бюджетников» в 2005-2006 году весьма высока.

В конце прошлого года о намерении выйти на российский рынок заявили представители AirBerlin, Niki и Germanwings. Судя по предварительным расчетам, их тарифы порадуют российских потребителей: билет на рейс из Москвы и Санкт-Петербурга в Штутгарт или Дюссельдорф (в оба конца) обойдется не дороже 140 евро, а в Вену еще дешевле - 110-120 евро. У российских компаний билеты на эти направления значительно дороже.

Кроме них о своем намерении продвигать свои услуги в России сообщили и представители Ryanair, а вот Саманта Дей из easyJet заявила: «Мы надеемся продвигать свои услуги по мере расширения ЕС. Российский же рынок, по нашим наблюдениям, весьма ограничен, и в ближайшей перспективе мы не планируем начинать свою деятельность здесь». Сегодня компания активно открывает новые рейсы в Восточную Европу (Варшаву, Краков, Будапешт, Братиславу) и Прибалтику (Таллин и Ригу). Европейский рынок заполняется, а конкуренция между компаниями возрастает. В этой ситуации приход в Россию «бюджетных» авиакомпаний - вопрос времени.

Без паники. Российские авиакомпании известия о потенциальных конкурентах воспринимают спокойно. В пресс-службе аэропорта «Домодедово» заявили, что ряд компаний-дискаунтеров активно изучает российский рынок, однако этот процесс длительный и трудоемкий. «Даже если они начнут осуществлять рейсы в Россию, их клиентская база будет пополняться не за счет перетекания потока от "традиционных" перевозчиков, а из числа новых потребителей», - заявил представитель пресс-службы аэропорта.

В авиакомпании «Сибирь» массового прихода компаний, работающих в низкотарифном сегменте, также не ждут. «Следует учитывать и тот факт, что если между странами ЕС действует соглашение "открытого неба", то между Россией и европейскими странами вопросы авиаперевозок основываются на двусторонних соглашениях, где четко прописано, какое количество рейсов осуществляется и какими компаниями», - объяснил пресс-секретарь компании «Сибирь» Илья Новохатский. Соответственно выход на рынок любого нового перевозчика потребует длительных и сложных переговоров: в этой ситуации лучшие перспективы для прихода на российский рынок у немецких, австрийских и польских дискаунтеров.

Не видит серьезной угрозы в приходе «бюджетников» и директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал: «Традиционные и бюджетные компании не будут соперничать на рынке: когда хотят есть, одни выбирают фаст-фуд, а другие предпочитают ресторан. Так и здесь: одни откажутся от сервиса, а другие предпочтут более дорогой, но комфортный перелет». По его мнению, клиенты традиционных перевозчиков вряд ли согласятся пожертвовать удобством ради более дешевой услуги.

Массового прихода бюджетных авиакомпаний в ближайшее время не предвидится, однако присутствие одного или двух новых игроков на российском рынке может привести к снижению тарифов на полеты в Европу.

МИНИМУМ СЕРВИСА И ЭКОНОМИЯ НА ВСЕМ - ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА «БЮДЖЕТНЫХ» АВИАКОМПАНИЙ

БЫСТРОГО ПРИХОДА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОМПАНИЙ-ДИСКАУНТЕРОВ НЕ ОЖИДАЕТСЯ

КАК РАБОТАЮТ «БЮДЖЕТНЫЕ» АВИАКОМПАНИИ

Компании-дискаунтеры Ryanair, easyJet, Air Berlin, Germanwings, Virgin Express, BudgetAir и др.
Цены Цены на билеты начинаются от 3-5 евро в один конец (без учета сборов и комиссионных)
Способ оплаты Преимущественно кредитной картой, в редких случаях банковским переводом или наличными
Сервис Питание и напитки не предусмотрены или предоставляются за дополнительную плату, в случае отмены или задержки рейса компании не предоставляют номер в отеле
Бронирование У большинства «бюджетных» авиакомпаний не предусмотрено
Сдача билета, изменение даты вылета и имени пассажира При сдаче билета его стоимость не возмещается; при изменении даты и времени вылета плата составляет от 15 до 50 евро плюс покрытие разницы между старым и новым тарифом; изменение имени пассажира в билете - не менее чем за три часа до вылета, стоимость - от 20 до 50 евро
Багаж Разрешается провозить около 15-20 килограммов, перевес оплачивается в размере 5-12 евро за килограмм; спортивное оборудование (лыжи, сноуборд, доска для виндсерфинга, велосипед и др.) оплачивается отдельно (25-30 евро за одно место)

Источник: «Ф.»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль