Гонка за капиталом

69
Эмитенты. Предприятия потребительского сектора стремятся освоить публичный рынок акций. Эксперты, позитивно оценивая сам процесс, скептически относятся к "пионерам" на данном поприще.
Жатва активов. До конца марта сразу две компании пищевой отрасли - холдинг "Лебедянский" и компания "Хлеб Алтая" проведут первичное размещение своих акций на российском фондовом рынке. Стремление привлечь дополнительные капиталы объясняется планами по расширению рынков сбыта и конкуренцией за производственные активы. Так, за последние три года цена на элеваторы и зерноперерабатывающие мощности, по данным ИК "Финам", выросла в 10 раз, объем сделок по ним в прошлом году составил $170 млн. "Хлебу Алтая" средства необходимы для реализации амбициозных планов руководства. А грядущее IPO "Лебедянского" связано с диверсификацией производства. В этом году предприятие рассчитывает начать добывать минеральную воду из скважины, расположенной на территории "Лебедянского" в Липецкой области. Только на покупку производственной линии завод затратил около 3 млн евро. По данным экспертов, холдинг также нацелился на приобретение молочных комбинатов в различных регионах России.

На основном своем поприще - рынке соков - компания в последнее время демонстрирует уверенный рост. Если в 2002 году доля "Лебедянского" составляла около 14%, то сейчас она выросла до 27%. Консолидированная выручка компании по МСФО за 2003 год увеличилась по сравнению с 2002-м на 56% и составила $272,63 млн. За девять месяцев 2004 года выручка холдинга возросла на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

"В условиях концентрации производственных мощностей в пищевой отрасли наиболее эффективный путь развития компаний - консолидация активов, создание групп предприятий, которым для расширения и развития понадобятся значительные финансовые ресурсы, - говорит менеджер проектов инвестиционно-банковского департамента ИК "Финам" Алла Одинцова. - Учитывая рост сектора и наметившиеся в нем тенденции, можно прогнозировать в будущем выход ведущих производителей пищевой отрасли на открытый фондовый рынок и использование ими механизма первичного публичного размещения акций как наиболее эффективного способа привлечения капитала".

Риск размывания. При оценке инвестиционной привлекательности "Лебедянского" аналитики так или иначе сравнивают этот холдинг с его конкурентом на рынке соков "Вимм-Билль-Данном" (ВБД). В глаза сразу бросается тот факт, что при разнице объемов продаж этих компаний их капитализация находится примерно на одном уровне. Выручка ВБД в 2004 году ожидается на уровне $1,1 млрд, а у "Лебедянского" - $375 млн, в то же время показатели капитализации составляют соответственно $715 млн (на 10 марта) и $707-780 млн (исходя из заявленного ценового коридора $34,78-38,46 за акцию "Лебедянского"). Такой эффект достигается из-за значительной разницы в рентабельности этих компаний. Ожидаемая прибыль прошлого года ВБД - $22-23 млн, а "Лебедянский" в свою очередь планирует похвастаться цифрой $50 млн.

Курс акций "Лебедянского" после размещения будет зависеть от того, сохранит ли холдинг столь благополучные показатели. "Возможности поддержания высокой рентабельности смутные, поскольку "Лебедянский" собирается заниматься водяным и молочным бизнесом, а это подразумевает дополнительные траты не только в капитальные инвестиции, но и в продвижение новых продуктов на рынке, - говорит аналитик ИГ "Атон" Алексей Языков. - Пять лет назад большой нужды в рекламе не было. Конкуренция была в зачаточном состоянии. Сейчас же рынком соков в России интересуются транснациональные компании Coca-Cola и PepsiCo, чьи рекламные бюджеты значительно превосходят возможности российских производителей".

Еще один риск уменьшения рентабельности при расширении предприятия состоит в том, что приобретаемые активы зачастую имеют низкий уровень прибыли, который размывает благополучные показатели предприятия.

Здоровый скепсис. IPO "Хлеб Алтая" вызывает у экспертов сомнения относительно дальнейшей ликвидности бумаг этого эмитента. Слишком мала планируемая доля акций в свободном обращении - 10%, а сумма, которую они составляют, не превышает $10 млн, что, по оценкам специалистов, недостаточно для формирования ликвидного рынка. Также сомнения вызывают амбициозные планы компании. Руководство "Хлеба Алтая" заявляет о желании увеличить свою долю рынка муки с 2,5 до 10% в 2010 году. Добиться такого результата можно, только методично приобретая мукомольные активы. Однако не стоит забывать, что на рынке вместе с этой небольшой компанией работают игроки, превышающие по финансовым возможностям "Хлеб Алтая" в несколько раз. Они также будут выступать конкурентами в борьбе за наиболее интересные активы отрасли.

Полный вперед. Несмотря на риски, которым подвергаются компании, сам факт IPO предприятий пищевой отрасли оценивается экспертами весьма положительно. "Публичное размещение акций протестирует рынок и при благоприятных результатах может дать сигнал к аналогичным действиям со стороны остальных игроков", - считает аналитик ИК "Проспект" Наталья Одинцова.

В пищевом секторе еще как минимум 10 компаний заявляли о своих планах выйти на открытое размещение в ближайшие два-три года. Мартовские IPO создадут прецедент для компаний и позволят им учесть как положительный, так и отрицательный опыт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль