Гонка за капиталом

85
Эмитенты. Предприятия потребительского сектора стремятся освоить публичный рынок акций. Эксперты, позитивно оценивая сам процесс, скептически относятся к "пионерам" на данном поприще.
Жатва активов. До конца марта сразу две компании пищевой отрасли - холдинг "Лебедянский" и компания "Хлеб Алтая" проведут первичное размещение своих акций на российском фондовом рынке. Стремление привлечь дополнительные капиталы объясняется планами по расширению рынков сбыта и конкуренцией за производственные активы. Так, за последние три года цена на элеваторы и зерноперерабатывающие мощности, по данным ИК "Финам", выросла в 10 раз, объем сделок по ним в прошлом году составил $170 млн. "Хлебу Алтая" средства необходимы для реализации амбициозных планов руководства. А грядущее IPO "Лебедянского" связано с диверсификацией производства. В этом году предприятие рассчитывает начать добывать минеральную воду из скважины, расположенной на территории "Лебедянского" в Липецкой области. Только на покупку производственной линии завод затратил около 3 млн евро. По данным экспертов, холдинг также нацелился на приобретение молочных комбинатов в различных регионах России.

На основном своем поприще - рынке соков - компания в последнее время демонстрирует уверенный рост. Если в 2002 году доля "Лебедянского" составляла около 14%, то сейчас она выросла до 27%. Консолидированная выручка компании по МСФО за 2003 год увеличилась по сравнению с 2002-м на 56% и составила $272,63 млн. За девять месяцев 2004 года выручка холдинга возросла на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

"В условиях концентрации производственных мощностей в пищевой отрасли наиболее эффективный путь развития компаний - консолидация активов, создание групп предприятий, которым для расширения и развития понадобятся значительные финансовые ресурсы, - говорит менеджер проектов инвестиционно-банковского департамента ИК "Финам" Алла Одинцова. - Учитывая рост сектора и наметившиеся в нем тенденции, можно прогнозировать в будущем выход ведущих производителей пищевой отрасли на открытый фондовый рынок и использование ими механизма первичного публичного размещения акций как наиболее эффективного способа привлечения капитала".

Риск размывания. При оценке инвестиционной привлекательности "Лебедянского" аналитики так или иначе сравнивают этот холдинг с его конкурентом на рынке соков "Вимм-Билль-Данном" (ВБД). В глаза сразу бросается тот факт, что при разнице объемов продаж этих компаний их капитализация находится примерно на одном уровне. Выручка ВБД в 2004 году ожидается на уровне $1,1 млрд, а у "Лебедянского" - $375 млн, в то же время показатели капитализации составляют соответственно $715 млн (на 10 марта) и $707-780 млн (исходя из заявленного ценового коридора $34,78-38,46 за акцию "Лебедянского"). Такой эффект достигается из-за значительной разницы в рентабельности этих компаний. Ожидаемая прибыль прошлого года ВБД - $22-23 млн, а "Лебедянский" в свою очередь планирует похвастаться цифрой $50 млн.

Курс акций "Лебедянского" после размещения будет зависеть от того, сохранит ли холдинг столь благополучные показатели. "Возможности поддержания высокой рентабельности смутные, поскольку "Лебедянский" собирается заниматься водяным и молочным бизнесом, а это подразумевает дополнительные траты не только в капитальные инвестиции, но и в продвижение новых продуктов на рынке, - говорит аналитик ИГ "Атон" Алексей Языков. - Пять лет назад большой нужды в рекламе не было. Конкуренция была в зачаточном состоянии. Сейчас же рынком соков в России интересуются транснациональные компании Coca-Cola и PepsiCo, чьи рекламные бюджеты значительно превосходят возможности российских производителей".

Еще один риск уменьшения рентабельности при расширении предприятия состоит в том, что приобретаемые активы зачастую имеют низкий уровень прибыли, который размывает благополучные показатели предприятия.

Здоровый скепсис. IPO "Хлеб Алтая" вызывает у экспертов сомнения относительно дальнейшей ликвидности бумаг этого эмитента. Слишком мала планируемая доля акций в свободном обращении - 10%, а сумма, которую они составляют, не превышает $10 млн, что, по оценкам специалистов, недостаточно для формирования ликвидного рынка. Также сомнения вызывают амбициозные планы компании. Руководство "Хлеба Алтая" заявляет о желании увеличить свою долю рынка муки с 2,5 до 10% в 2010 году. Добиться такого результата можно, только методично приобретая мукомольные активы. Однако не стоит забывать, что на рынке вместе с этой небольшой компанией работают игроки, превышающие по финансовым возможностям "Хлеб Алтая" в несколько раз. Они также будут выступать конкурентами в борьбе за наиболее интересные активы отрасли.

Полный вперед. Несмотря на риски, которым подвергаются компании, сам факт IPO предприятий пищевой отрасли оценивается экспертами весьма положительно. "Публичное размещение акций протестирует рынок и при благоприятных результатах может дать сигнал к аналогичным действиям со стороны остальных игроков", - считает аналитик ИК "Проспект" Наталья Одинцова.

В пищевом секторе еще как минимум 10 компаний заявляли о своих планах выйти на открытое размещение в ближайшие два-три года. Мартовские IPO создадут прецедент для компаний и позволят им учесть как положительный, так и отрицательный опыт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль