Крестовый поход за эффективностью

82
Проверки. Счетная палата отметилась очередными громкими заявлениями. На этот раз «под прицелом» аудиторов оказались ФСФР и Минфин.
В конце января глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин пообещал Президенту РФ изменить принципы работы своего ведомства. Новые задачи, которые будут решать подчиненные главного счетовода России, по его словам, будут заключаться в проверке эффективности расходования бюджетных средств не только с точки зрения их целевого или нецелевого использования, но и с точки зрения оправданности этих вложений. Это обещание, данное главе государства, по-видимому, стало отправной точкой для двух заявлений, которые вызвали некоторое недоумение в среде чиновников.

Громкое заявление. Говорят, что снаряд в одну и ту же воронку два раза не попадает. Однако это утверждение явно неверно для заявления СП о завышенных расходах средств займа Всемирного банка (ВБ), полученного на реализацию проекта «Развитие рынка капитала в России», в ФСФР и фонде «Центр развития фондового рынка» (ЦРФР). Соглашение о кредите ВБ № 4029-RU было подписано в 1996 году, первоначально подразумевалось, что заем в размере $89 млн будет погашен 30 июня 2001 года. Однако отсутствие четкого плана действий у российской стороны отодвинуло срок погашения на пять с половиной лет, а сумма кредита уменьшилась до $54,9 млн.

Основные претензии СП касаются чрезмерности операционных расходов на содержание Группы управления проектом (ГУП), которые за весь срок реализации проекта составят 24% от общей суммы займа, в то время как обычно этот показатель не должен превышать 10%. Ущерб, нанесенный федеральному бюджету в виде дополнительных расходов, СП оценила на сумму более $3,8 млн, и эта цифра далеко не окончательная. Расходы по реализации проекта в 2005-2006 годах составят около $9 млн, из которых $2,5 млн будет потрачено на управление этими средствами.

Скелет в шкафу. Все эти факты вызывают законное возмущение, но при их рассмотрении возникает ощущение дежа вю, если просмотреть бюллетень Счетной палаты № 10 (46) от 2001 года. В нем изложены результаты проверки целевого использования средств упомянутого займа и состояния реализации проекта «Развитие рынка капитала в России» в ФКЦБ и ЦРФР. Выводы документа четырехлетней давности кажутся довольно похожими на содержание пресс-релиза, распространенного Счетной палатой на прошлой неделе. Те же раздутые операционные расходы, которые тогда составляли 35,9% от общей суммы израсходованных средств. Отмечалось также, что денежное содержание привлеченных к работе специалистов, как иностранных, так и российских, в десятки раз превышало денежное содержание служащих ФКЦБ, выполняющих аналогичные работы. В самой же ФСФР на выпад СП отреагировали репликой, что служба не является правопреемницей ФКЦБ и не несет ответственности за грехи комиссии. Другое дело - финансы. По данным «Ф.», служба подготовила пять целевых программ на 2005-2007 годы, для реализации которых из средств займа будет израсходовано более $10 млн: «Центральный депозитарий ($2,418 млн), «Развитие законодательства, регулирующего деятельность на финансовом рынке» ($2,019 млн), «Предупреждение и пресечение нарушений на финансовых рынках» ($0,716 млн), «Информатизация и автоматизация» ($4,833 млн) и «Пропаганда рынка пенсионных накоплений и рынка коллективных инвестиций среди населения» ($0,376 млн).

Отчет 2001 года подписан аудитором Сергеем Шохиным, который также принимал участие и в работе над отчетом 2005 года. Примечательно, что 18 февраля в день коллегии Счетной палаты, на которой рассматривалась законность привлечения и эффективности использования займа ВБ, Сергей Шохин и еще пять аудиторов СП были освобождены от занимаемой должности в ходе пленарного заседания Государственной думы.

Стычка с Минфином. Еще одно заявление СП касается Стабилизационного фонда, в котором аудиторы насчитали инфляционные потери в размере 23 млрд рублей, или около 4% от размеров фонда. Поскольку не были разработаны соответствующие нормативные документы, то средства Стабфонда просто «не работали». Минфин не задержался с ответом и обвинил СП в некомпетентности, недостаточном знании законодательства о Стабфонде и макроэкономической ситуации в целом. Комизм ситуации заключается в том, что Сергей Степашин в начале года призывал к сотрудничеству контрольно-ревизионное управление Минфина, сетуя на нехватку собственных специалистов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль