Андрей Кашеваров: «Мы лишь расчистили поле для конкуренции»

76
Интервью. В ответ на запрос «Ф.» замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров рассказал о том, что делает служба для повышения конкуренции и защиты прав потребителей на рынке страховых услуг.
- Андрей Борисович, как ФАС относится к тому, что пассажирам железнодорожного транспорта насильно продают страховые полисы ЖАСО?

- Полисы этого страховщика продолжают выдаваться в добровольно-принудительном порядке. Нарушения здесь не редкость. Если вы скажете, что он вам не нужен, то кассир оставляет полис у себя, но деньги за него не возвращает. То есть идет навязывание услуги, при этом никто пассажиров не информирует. Еще с советских времен многие наши сограждане испытывают нервное возбуждение при получении проездного документа, и обычно никто не спорит, свои права не отстаивает. Маркетинговая политика ЖАСО, играющая на таких особенностях психологии пассажира, работает безотказно.

- Но неужели никто не жалуется?

- Почему же, обращения были. Более того, мы направляли в РЖД и ЖАСО письмо с указанием на то, что билетные кассиры не вправе допускать навязывание страховых услуг.

- Очевидно, оно не помогло. Может быть, есть какие-то более действенные меры?

- Нам достаточно сложно доказывать сам факт навязывания, мы не правоохранительные органы, у нас нет полномочий по оперативно-розыскной деятельности, ФАС не составляет протоколы, которые впоследствии могут стать доказательствами в суде. Необходимо совершенствовать законодательство. Мы не просим придать ФАС какие-то особенные полномочия - составлять протоколы или снимать свидетельские показания, пусть этим занимаются органы внутренних дел, но также в рамках наших антимонопольных расследований.

- Вы предлагали какие-то конкретные изменения в законы в связи с этим?

- Были предложены две законодательные новеллы о взаимодействии с МВД, но мы вынуждены были от них отказаться, поскольку министерство посчитало, что действующая нормативно-правовая база и так позволяет эффективно с ним сотрудничать. Повторюсь, мы не хотим возлагать на себя функции, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. Хотя в Европе у наших коллег практикуются так называемые проверки на рассвете, в ходе которых собираются доказательства.

- И, тем не менее, вы продолжаете тяжбу с РЖД, пытаясь принудить их к заключению договора с другим страховщиком. Это своего рода обходной маневр?

- Мы абсолютно убеждены, что если бы РЖД заключили договор с несколькими страховщиками на предоставление услуг пассажирам, мы получили бы некую конкурентную среду. А у пассажиров появился бы выбор среди страховых продуктов, в том числе выбор не страховаться вовсе, потому что кассир тогда априори не будет знать, какую компанию «вбить» в документ, - сейчас же он вбивает реквизиты ЖАСО «автоматом». Ситуация здесь достаточно показательна с точки зрения возможности создания конкурентной среды на отдельно взятом рынке. В чем суть проблемы? Сегодня страхование пассажиров на всех железных дорогах осуществляет более полутора десятка различных ЖАСО (просто ЖАСО, «ВостсибЖАСО», «ДальЖАСО» и другие), которые так или иначе составляют одну группу, хотя и являются самостоятельными юридическими лицами. Наше разбирательство началось по вполне стандартным мотивам. Руководство Московской железной дороги направило ряд телеграмм начальникам станций о понуждении к заключению договоров только лишь с ЖАСО и о прекращении договоров и незаключении новых с «ЖАСО-полис», которое не входит в группу этих компаний. Мы возбудили дело, РЖД отменили телеграмму, и, казалось бы, на этом ситуация могла быть исчерпана. Но этим мы лишь расчистили поле для конкуренции. А вот насаждать ее, в буквальном смысле насаждать, - это вторая часть задачи. Поэтому мы подали исковое заявление в суд о принуждении РЖД к заключению договора с «ЖАСО-полис».

- Но суд первой инстанции, а затем и апелляционной оказались не на вашей стороне. Что дальше?

- Пока не пройдем до конца все процедуры, не остановимся. Если по линии рассмотрения дела в суде мы проиграем, у нас остается административный ресурс - убеждение через совет директоров РЖД. В этом органе представлено государство, в том числе в лице главы ФАС Игоря Артемьева. Есть практика выдачи правительственных директив для принятия решения советом, вот мы и будем настаивать на том, чтобы эта практика применялась.

- Нарушения допускают не только операторы рынка, вы сами обращали внимание на некорректные действия властей. Часто ли приходится с ними сталкиваться?

- В среднем за год через нашу систему проходит около 330-340 различных дел по всем финансовым рынкам. В 58% случаев в текущем году, в 72% - в прошлом, основанием для их возбуждения служили нарушения со стороны органов власти различных уровней. Эта проблема с трудом поддается решению. Два года назад в федеральных округах при участии полпредов прошли семинары по защите конкуренции в сфере финансовых услуг, где анализировалось исполнение закона при проведении конкурсов по отбору организаций, обслуживающих бюджетные средства. Статистика, увы, печальная: лишь 4-10% финансовых организаций выбирается по конкурсу, остальные - росчерком пера. Впрочем, далеко не всегда по этим нарушениям возбуждаются дела, иногда достаточно направить письмо о необходимости привести ситуацию в соответствие с законом. Так мы поступили, например, в случае с отбором страховых компаний в систему лекарственного обеспечения льготников. По этому поводу мы обратились в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, откуда нам недавно прислали конкурсную документацию. Или другой пример - в конце декабря МИД перенес по нашему настоянию тендер по страхованию зарубежного имущества, поскольку конкурсная документация не была надлежащим образом согласована. В этих случаях дела не возбуждались, но ситуация разрешилась. Кроме того, последнее время у нас масса дел заканчивается добровольным устранением нарушений, и это касается не только органов власти, но и непосредственных операторов рынка.

Андрей Кашеваров о предыстории вопроса с ЖАСО

- Дело рассматривалось в тот период, когда шла реорганизация, точнее передача имущественных комплексов железных дорог - самостоятельных юридических лиц в РЖД. В свое время Московская железная дорога подписала тройственный договор о так называемом информационном обмене с ЖАСО и «ЖАСО-полис». Все происходило следующим образом. Есть кассиры, которые продают билеты, есть кассовые аппараты, которые автоматически их «пробивают». Вы получаете свой проездной документ и «автоматом» к нему кассир распечатывает на соответствующем бланке страховой полис. Так вот, до создания РЖД компании ЖАСО и «ЖАСО-полис» заключали агентские соглашения с кассирами. С каким кассиром заключишь договор, тот твой полис и «пробивает». При этом цены были практически одинаковыми - в среднем примерно 15 рублей за одну поездку. Борьба за «точки реализации» шла путем предложения большего или меньшего агентского вознаграждения. Но в какой-то момент РЖД заключили новый договор с ЖАСО и не сделали этого с «ЖАСО-полис», в этот момент действие тройственного договора де-факто прекратилось, а те кассиры, у которых были соглашения с «ЖАСО-полис», автоматически их расторгли, иначе им грозило бы увольнение. В то же время с юридической точки зрения судьба прежнего соглашения осталась неопределенной. Непонятно, например, перешли права и обязанности по нему от МЖД к РЖД или нет. На комиссии в ФАС представители Российских железных дорог уверяли, что не перешли, поэтому-то они и перезаключили договор с ЖАСО. Тогда мы задали вопрос, а почему нельзя перезаключить договор и с «ЖАСО-полис», которое к ним по этому поводу также обращалось? Нам ответили, что обращение это рассматривается. «Мы же - коммерческая организация, и нас никто не обязывает давать ответы через месяц или два», - говорили представители РЖД. Мы несколько раз созывали комиссии, чтобы дождаться их реакции на обращение «ЖАСО-полис». Но железнодорожники постоянно высказывали какие-то замечания к договору, рассмотрение дела не единожды переносилось до тех пор, пока не стало очевидным, что от РЖД мы ничего не дождемся. Тогда-то ФАС и обратилась в суд с иском о понуждении к заключению договора. Иск рассматривался сначала в первой инстанции, потом в порядке апелляции, мы дважды проиграли. Но интересно, что на втором суде представители РЖД заявили совсем не то, что говорили на комиссии, а именно: тот тройственный договор между МЖД, ЖАСО и «ЖАСО-полис» действует, а права по нему перешли к РЖД. И вроде бы получается, что предмета иска нет. Если в решении суда мы обнаружим, что тот тройственный договор действует (ведь на этом основании нам суд отказал в удовлетворении искового заявления), мы будем добиваться его исполнения. В противном случае мы пойдем дальше, в кассацию.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль