Кредит напоказ

104
Ссуды. Синдицированные кредиты благодаря своей эксклюзивности и публичности улучшают репутацию и заемщика, и банка. Однако в России подобные сделки остаются прерогативой «дочек» иностранных кредитных институтов.
Репутационная услуга. Синдицированный кредит - это кредит, который выдает несколько банков (а не один, как обычно), объединяющихся в синдикат. Рассчитывать на него могут только супернадежные заемщики, в число которых входят крупннейшие компании.

Несмотря на то, что клиент получает ссуду сразу от нескольких финансовых институтов (их количество может варьироваться от двух-трех до нескольких десятков), он имеет дело лишь с одним банком - организатором синдиката. Он берется за подготовку информационно-аналитического меморандума о потенциальном заемщике. Клиенту в свою очередь необходимо представить все необходимые данные о своей деятельности. В меморандуме, в частности, содержится описание организационно-правовой формы заемщика, его бизнеса, финансового положения, места на рынке. При этом основная задача организатора - найти потенциальных инвесторов, заинтересованных принять участие в сделке на условиях, заранее оговоренных между ним и клиентом.

Далее организатор рассылает предполагаемым участникам синдиката, выбранным совместно с заемщиком, приглашение, содержащее первичную информацию об условиях кредита и его получателе. После подписания соглашения о конфиденциальности - неразглашении информации, изложенной в информационном меморандуме, документ представляется потенциальным инвесторам.

«Организатор, которым обычно является один из крупнейших банков, служит дополнительной гарантией для остальных участников», - говорит начальник управления кредитования Национального банка развития Инна Наумова. Тем не менее, как заметил начальник отдела кредитования корпоративных клиентов Международного промышленного банка Максим Нахамкин, другие участники синдиката подходят к оценке заемщика тоже очень серьезно. «Они самостоятельно изучают финансовое положение клиента, его кредитную историю, - комментирует Максим Нахамкин, - ведь у всех банков есть собственные методики и критерии. Они могут принять к сведению рекомендации банка-организатора, но не более того».

Когда список инвесторов определится окончательно, подписываются кредитное соглашение и обеспечительная документация (если обеспечение предусмотрено структурой сделки), в которой указано, кто выступает в роли гаранта или поручителя сделки или какой залог по ней предусмотрен. В документах будут значиться подписи всех участников. Далее кредитные организации перечисляют деньги банку-агенту (он же, как правило, является и организатором), а он выдает их заемщику. Погашение ссуды также происходит через агента, который распределяет платежи и выплаченные проценты пропорционально долевому участию кредиторов.

Сам агент может и не являться кредитором. Доход ему приносит комиссия за посредничество, которая обычно составляет $10-20 тыс. в год. А комиссия банка как организатора составляет 1-2% от суммы предоставляемого кредита.

Как уверяет начальник управления корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Павел Гурин, организовывать синдицированный кредит имеет смысл как минимум на $10 млн - более мелкие ссуды крупные банки в состоянии выдать самостоятельно. Выходит, что заемщик выплачивает организатору как минимум $100 тыс.

Одним из главных преимуществ синдицированного кредита считается его публичность. Информация о подобных сделках в отличие от обычных двусторонних ссуд становится достоянием общественности, разглашаются как размер кредита, так и его условия. Таким образом, для организатора это возможность улучшить свою репутацию на рынке и привлечь новых клиентов.

Что касается остальных участников синдиката, то они диверсифицируют свой кредитный портфель, выдавая ссуды надежному заемщику, и снижают риски. Кроме того, зачастую они также получают комиссию - в среднем 1% от доли своего участия. Причем ее выплачивает не заемщик, а организатор, вычитая из комиссии, выплаченной ему клиентом.

Не прижилось. В российских условиях организация синдикатов могла бы быть интересна отечественным финансовым институтам, поскольку ЦБ не позволяет предоставлять одному заемщику кредит свыше 25% от собственного капитала банка (норматив Н6). Однако основными игроками на этом рынке в России являются лишь «дочки» иностранных структур, в частности Райффайзенбанк, Международный московский банк и Ситибанк.

«Дочерним структурам иностранцев проще привлечь дешевые западные ресурсы как материнских структур, так и других банков», - уверяет Максим Нахамкин. Ставка по синдикату, организованному российскими банками, будет на 3-5 пунктов выше, чем у иностранцев. Соответственно отечественные финансовые институты просто не выдержат конкуренции. «Российские кредиторы вряд ли смогут опустить проценты по кредиту ниже 10,5% годовых в валюте, тогда как привлеченные за рубежом деньги позволяют выдать ссуду надежному заемщику под 6-7% годовых», - поясняет банкир.

Кроме того, крупнейшие российские компании могут получать финансирование напрямую за рубежом. Так, как уже сообщал «Ф.», в этом месяце «Транснефть» получила синдицированный кредит в $200 млн (организатор - Barclays Bank), а в январе «Еврохим» привлек $150 млн (организаторы - банки HVB и ING).

Даже в тех редких случаях, когда российские финансовые институты организуют синдицированные ссуды для отечественных предприятий, все остальные участники сделки, как правило, являются иностранцами. Так, например, в ноябре прошлого года Номос-банк как организатор и агент и BCEN-Eurobank (участник) предоставили концерну «Алмаз-Антей» кредит на сумму $36,5 млн.

На прошлой неделе Внешторгбанк (ВТБ) объявил о предоставлении синдиката Министерству финансов Республики Беларусь. Организаторами выступают как сам ВТБ, так и Raiffeisen Zentralbank Oesterreich совместно со своей белорусской «дочкой» - Приорбанком. По словам руководителя отдела по работе с финансовыми учреждениями СНГ, Балтии и Восточной Европы ВТБ Олега Шапошникова, когда синдикат организуют несколько крупнейших кредитных институтов, повышается статус сделки, так что инвесторов привлечь гораздо проще. Меморандум в данном случае организаторы готовили совместно, а агентом сделки выступает Raiffeisen.

Однако есть и другие причины, по которым совместные ссуды не пользуются популярностью у российских банков. «Комплексная юридическая база для подобных сделок в России отсутствует», - утверждает директор департамента кредитов и международного бизнеса банка «Глобэкс» Алексей Иванов. Подтверждает это и Павел Гурин: по его словам, есть противоречие между механизмом реализации залога и Налоговым кодексом. Допустим, два банка выдали синдицированный кредит, у компании произошел дефолт, а от реализации залога удалось получить лишь 80% выданной суммы. Банки, принимающие в синдикате равное участие, должны поделить их поровну, то есть по 40%. Недополученные 10% каждая кредитная организация списывает на свои убытки и, таким образом, снижает налог на прибыль. «С точки зрения Налогового кодекса банк-агент, реализовавший залог, должен был бы оставить у себя 50, а не 40%», - поясняет Павел Гурин, - соответственно, налоговые органы могут посчитать это искусственным формированием убытков и предъявить претензии».

Кроме того, по российскому законодательству помимо многостороннего кредитного договора при синдицированном кредите требуются также индивидуальные соглашения заемщика с каждым участником, что усложняет и замедляет сделку. По мнению начальника управления кредитования СДМ-банка Сергея Козлова, еще одно препятствие на пути развития российских синдикатов - жесткая конкуренция между отечественными финансовыми структурами и опасения, что ценного клиента может переманить один из участников.

В результате российские банки зачастую используют схему «скрытого» синдиката, то есть сами привлекают ссуды за рубежом и предоставляют эти деньги российским заемщикам. Так, например, банк «Уралсиб» в октябре прошлого года получил $80 млн от 25 зарубежных банков для финансирования внешнеторговых контрактов крупных клиентов. Тем не менее примеры синдицированного кредита, где участниками выступили кредитные организации с российским капиталом, хоть и редко, но бывают. Так, четыре месяца назад Банк Москвы организовал синдикат для Якутии на 1 млрд рублей, в состав которого вошли Сургутнефтегазбанк, Ханты-Мансийский банк и Липецккомбанк.

Двуликая огласка. Что касается самих заемщиков, то им синдикаты выгодны по той же причине, что и банкам-организаторам: получив «публичную» ссуду от ряда крупнейших кредиторов и погасив ее в срок, компания становится желанным клиентом и в других крупных банках. Кроме того, подобный кредит обойдется дешевле, чем множество двусторонних займов в разных финансовых структурах, пусть даже зарубежных: ведь по мере получения дополнительных ссуд общая задолженность компании будет увеличиваться. Соответственно новые кредиторы, оценив риски, будут выдавать займы под более высокие проценты. А при синдикате заемщик получает необходимую сумму сразу от всех финансовых институтов по единой ставке.

«Правда, и получить подобную ссуду сложнее, - говорит Алексей Иванов, - ведь кредитная заявка должна быть согласована со всеми участниками». «На принятие решения и оформление всех документов уходит существенно больше времени, чем при предоставлении стандартного займа», - добавляет старший вице-президент Гута-банка Геннадий Шкалов. Дожидаться денег компании придется от полугода до года, тогда как на получение обычной ссуды уходит несколько недель.

Кроме того, поскольку синдикаты преимущественно организуют «дочки» нерезидентов, договор, как правило, заключается в соответствии с иностранным законодательством. «Для составления документации российскому клиенту необходимы услуги международной юридической фирмы, что влечет дополнительные расходы», - комментирует начальник управления международных проектов Номос-банка Юрий Лекарев. По разным оценкам, они могут составить от $30 до $60 тыс.

Еще один нюанс синдицированного кредита заключается в той же публичности: в случае невозврата ссуды информация об этом станет общедоступной, что в дальнейшем может существенно усложнить получение компанией очередного займа.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль