МВА на скорую руку

111
Экспресс-метод. Курс классического МВА в России рассчитан на два года. Однако недавно на рынке бизнес-образования появился курс мини-МВА, рассчитанный на полгода.
Появление нового образовательного продукта вызвало бурю эмоций - как у желающих обучаться, так и у преподавательского состава. Первые усмотрели в новой программе возможность все-таки получить желанный диплом: классическое МВА требует слишком много времени. Вторые в результативности эксперимента сомневаются.

Первые ласточки. В Москве пока есть только две краткосрочные программы, позиционирующие себя как мини-МВА. Первая появилась год назад. Это русская школа маркетинга, которая выросла из курсов компьютерных программ для маркетологов. Сначала учебное заведение совместно с сайтом e-xecutive. ru запустило нашумевший проект «Фабрика маркетинг-звезд», который впоследствии стал полигоном для испытания мини-МВА. За двадцать дней организаторы проекта обещали сделать из подающих надежды маркетологов настоящих гуру. Сейчас школа предлагает полгода обучения по программе «Менеджмент и маркетинг» за $2500.

Программу мини-МВА «Финансы и банки» совместно с Банком России предлагает Банковский институт ГУ ВШЭ. Она готовит инспекторов коммерческих банков, а также управляющих временных администраций. Занятия - по 10 часов в день в течение трех месяцев. Слушатели разбирают вопросы инспектирования, бизнес-планирования, правовые аспекты финансовой деятельности. Такие программы рассчитаны на уже подготовленных в области финансов специалистов и требуют большого практического опыта обучающихся. Методика обучения проста - минимум теории, максимум «case studie». Акцент на практическое обучение требует хорошего технического оснащения для того, чтобы разбирать материал в режиме реального времени. Широко используются компьютерные симуляции, информационные системы для работы на фондовом и валютном рынках, компьютерные программы, связанные с переходом на МСФО.

Что осталось. Российские программы МВА - это «хорошо украденные» западные модули. Курc мини-МВА не стал исключением. Западные институты предлагают своим слушателям укороченные программы в виде семинаров на определенные темы. Однако институты с хорошей репутацией предпочитают называть эти курсы тренингами. Настоящие программы мини-МВА на Западе рассчитаны не менее чем на год. Считается, что за более короткий срок выучиться на высококлассного специалиста невозможно. Российские программы позиционируют себя как нечто среднее между тренингами и классическим МВА - для тех, кто хочет несколько большего, чем тренинг, и несколько меньшего, чем МВА.

Традиционная программа MBA в российских бизнес-школах длится два года и рассчитана примерно на 700 часов. Она разбита на несколько блоков: сначала идут социально-экономические дисциплины, потом базовые (финансовый учет, стратегический менеджмент, управление персоналом, маркетинг и т. д.). В конце программы предусмотрены узкопрофильные дисциплины по выбору.

Программа мини-МВА рассчитана на 192 часа. Организаторы утверждают, что сократили время обучения за счет ликвидации «общих» предметов. Так, за бортом остались английский язык, информационные технологии и другие непрофильные предметы. Девиз таких программ - «только самое ценное».

Контингент. Основную проблему краткосрочных программ МВА организаторы видят в разношерстном контингенте учащихся. Мини-МВА в большей степени привлекает тех, кто за минимальные деньги и ограниченное время хочет получить определенные навыки. Однако одного желания бывает недостаточно: зачастую эти люди не обладают базовыми знаниями для получения подобного объема информации. Курс рассчитан на опытных менеджеров, но в реальности же далеко не все слушатели имеют солидный опыт в бизнесе.

Авторы признают необходимость жесткого отбора кандидатов в слушатели, но программы пока не очень популярны, что вынуждает мини-школы брать всех, кто готов заплатить требуемую сумму.

Создатели мини-курса надеются, что в будущем главными его посетителями станут владельцы предприятий мелкого и среднего бизнеса, которые сначала придут на краткосрочные программы и лишь потом позволят себе классическое МВА.

Ложка дегтя. Большинство экспертов сходятся во мнении, что название программы - мини-МВА - не более чем маркетинговый ход. Это обучение можно назвать курсами повышения квалификации или тренингом, но не более чем предисловием к книге, которую слушатель в дальнейшем может прочитать. К курсу МВА эта программа не имеет никакого отношения.

Классическое МВА призвано сделать из слушателя профессионального управленца, качественно изменить его мировоззрение. Кроме того, традиционная программа МВА - это заверенная государственными документами образовательная ступень. После окончания обучения специалист получает диплом государственного образца. Формализованные требования к поступающим, аккредитация бизнес-школ, утвержденный диплом - все это юридические гарантии получения профессионального образования. Преподаватели предупреждают слушателей краткосрочных программ, что по окончании курса они не получат диплом государственного образца, и настаивают на том, что после этой программы слушателю нельзя присвоить квалификацию «мастера делового администрирования».

Если вы все же решили прослушать курс мини-МВА, учтите, что обучение базируется на практическом опыте обучающегося. Игра стоит свеч только в том случае, если вы имеете представление о материале, который будете изучать. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что «суперпрофессионалом» по окончании курса вы не станете: на это элементарно не хватит времени.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль