Нежный возраст

78
MBA. Российскому бизнес-образованию исполняется семнадцать лет. Возраст юношеский, но за это время пройден длинный путь, с подъемами и спадами. До зрелости еще расти, но достижения очевидны.
Бизнес-образование в России началось с краткосрочных курсов, посвящавших в азбучные экономические истины, неведомые в застойные времена. Позднее появились двухлетние MBA-программы, аналоги западных, по окончании которых присваивается степень Master of Business Administration, что дословно переводится как "магистр делового администрирования". Дальнейшее развитие было связано с возникновением все новых и новых бизнес-школ и появлением разнообразных специализированных программ.

Детство, отрочество, юность. 1988-й - год рождения отечественного бизнес-образования. Тогда в стране появились первые школы и институты бизнеса - на базе ведущих вузов страны, прежде всего экономической направленности. Год спустя была создана Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Это были первые шаги.

Вторая половина 80-х - время перемен, ломки стереотипов, жажды нового и действенного. Люди захотели делать дело, а не выполнять указания, данные тридцать лет назад. Однако новоявленным предпринимателям не хватало элементарных прикладных знаний. Тогда-то и появились многочисленные краткосрочные курсы бизнес-подготовки. "В начале 90-х годов в силу отсутствия многих рыночных механизмов и в условиях почти полной экономической безграмотности считалось, что достаточно двух-трех недель обучения на каких-нибудь курсах для того, чтобы эффективно управлять компаниями", - вспоминает руководитель программ MBA в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Ашот Сеферян. Но даже эти "мимолетные" программы были значительным шагом на пути развития, хотя их качество было крайне низким: в большинстве случаев калькировались зарубежные аналоги.

В 1992 году начался новый этап, который, с одной стороны, ознаменовался повышением качества программ (надо было адаптироваться к быстро изменяющимся условиям), с другой стороны, нарастающая нестабильность в стране существенно затормозила развитие образования. Массовая приватизация также оказала отрицательное влияние: шла борьба за контроль над собственностью предприятий, проблемы непосредственного эффективного развития компаний и повышение квалификации сотрудников, по сути, никого не интересовали. Но именно в этот период с рынка ушли школы-однодневки, а между оставшимися программами началась жесткая конкуренция.

С 1996 года спрос на бизнес-образование повысился. Наметившаяся стабилизация в экономике вызвала интерес к переподготовке кадров со стороны частных и полугосударственных предприятий. На рынке произошли значительные изменения: долгосрочные программы оттеснили краткосрочные. Курсы общего, ознакомительного профиля дополнились специализированными (финансы, маркетинг). В большом количестве стали появляться полноценные, качественные MBA-программы. На рынок все чаще стали приходить зарубежные бизнес-школы, заключившие договоры о проведении совместных программ с российскими партнерами. Первый случай произошел в 1992 году, когда Академией народного хозяйства и Калифорнийским государственным университетом был создан Институт бизнеса и экономики и совместная российско-американская учебная программа.

Новая эра. 1999 год стал знаковым для российского бизнес-образования. Наконец-то была "легализована" степень МВА. Если раньше выпускники бизнес-школ получали сертификат о дополнительном образовании, то теперь - полноценный государственный диплом, который удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в области менеджмента.

Бизнес-школ, членов РАБО, уже 107. Незарегистрированных в ассоциации гораздо больше. Практически каждый не только экономический, но и технический вуз считает своим долгом открыть MBA-программу. Качество обучения в новорожденных школах, не имеющих преподавателей-профессионалов и солидной научной базы, априори низкое. А радикальное падение общего качества может привести к дискредитации российского бизнес-образования в целом. Но в этом можно разглядеть и положительный момент: постоянное вливание "свежей крови" и обостряющаяся конкуренция не позволяют "старожилам" расслабляться и забывать о самосовершенствовании. Школы, возраст которых перевалил за десять лет, сейчас развиваются не вширь, а вглубь, то есть стараются улучшать программы, добавлять специализации и сокращать число слушателей, справедливо полагая, что массовость и качество - две вещи несовместные.

В последние годы спрос на общий курс MBA, наиболее востребованный на Западе и раньше доминировавший в России, существенно снизился. "Яркой тенденцией является разнообразие специализированных программ МВА. В этом случае освоение искусства менеджмента сочетается с углубленным изучением дисциплин в той или иной функциональной или отраслевой области", - отмечает проректор по маркетингу и развитию Высшей школы бизнеса "Мирбис" Татьяна Иванищева. Бизнесмены хотят досконально изучать определенную узкую специальность: стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, управление внешнеэкономической деятельностью, производством или человеческими ресурсами.

Круг авторитетных бизнес-школ определился. Качество предлагаемых ими программ неизменно растет и, как отмечают специалисты, уже сопоставимо с качеством программ, предлагаемых западными "середняками". Хотя диплом MBA, полученный в России, все еще ценится меньше западного. И это объяснимо. "Во-первых, российские дипломы пока молоды и просто еще не успели завоевать соответствующий авторитет. Во-вторых, на отечественном "перегретом" рынке МВА присутствуют как высококачественные программы, так и суррогаты. Многие работодатели, обжегшиеся на слабых выпускниках, переносят это мнение на всех обладателей степени российского МВА", - считает директор программ MBA Международного института менеджмента "Линк" Владимир Туманов.

Плюс-минус. Преимуществ получения степени MBA в России много. К ним можно смело отнести учебу без отрыва от производства: уехать за границу на год или два - почти наверняка потерять работу, первые лица компании или совладельцы в принципе не могут себе этого позволить. Большинство российских программ вечерние и модульные (очно-заочные), что позволяет совмещать учебу с работой. К тому же образование в России - не слишком дорогое удовольствие. Стоимость программы в среднем в десять раз меньше, чем в ведущих западных школах. К тому же не надо тратиться на съем квартиры, расставаться с родными.

Сильная сторона - учет местной специфики, непредсказуемой и изменчивой: в школах в основном преподают российские педагоги и на русском языке, а научная работа главным образом ведется по изучению отечественного бизнеса. Но если вы планируете работать за рубежом или ваша компания в будущем рассчитывает выходить на международный рынок и привлекать западных партнеров, наличие диплома российской бизнес-школы не будет для вас дополнительным плюсом.

В наши школы легче поступить: большинство принимает тех, кто в состоянии оплатить обучение, только некоторые устраивают собеседования, тесты, экзамены, причем зачастую они призваны не отсеивать слабых кандидатов, а служить для преподавателей ориентиром уровня подготовки аудитории. Это достоинство имеет явную негативную сторону. Программы рассчитаны на широкий круг людей, имеющих высшее образование. Это значит, что в классе будут заниматься люди с самым разным уровнем знаний, доходов, с разной мотивацией и менталитетом. Эффективность курса MBA во многом зависит от общения слушателей между собой и от практического опыта соседа по парте. В отечественных же школах далеко не все студенты что-то ценное могут дать друг другу.

Перечень недостатков обширен. В Стокгольмской школе экономики на вопрос о проблемных местах российских бизнес-школ ответили, что прежде всего это недостаток квалифицированных преподавателей. Кроме того, нет отбора студентов - значит, теряется качество. У школ отсутствует длительный опыт преподавания, так же как у местного бизнеса еще короткая история. Пока ощущается недостаток доверия к качеству знаний со стороны работодателя - но это вопрос времени.

Отечественные программы излишне академичны: традиционные лекции превалируют над изучением и анализом конкретных ситуаций из практики компаний, так называемых кейсов (англ. case - случай, обстоятельство), и подготовкой проектов, на чем построен процесс обучения в западных бизнес-школах. В преподавательском корпусе ощущается острая нехватка педагогов-практиков, прошедших стажировку за рубежом, знающих реалии российского бизнеса и занимающихся консультированием. Профессоров, отвечающих этим требованиям, крайне мало, и часто они читают курсы лекций сразу в нескольких школах, что не может положительно сказываться на качестве преподавания. Теоретики же немногому могут научить опытных бизнесменов.

Все еще редки случаи отдельных выступлений, а тем более чтения курса лекций представителями крупного бизнеса. Увеличению столь необходимых прецедентов препятствуют в первую очередь закрытость компаний, во вторую - занятость и неумение структурировать накопленный опыт. Еще одна проблема - дефицит кейсов, основанных на реалиях российского бизнеса. Программы критикуют за слабую материальную базу, нехватку собственных учебников, недостаточно суровый контроль за приобретенными знаниями, небогатый выбор специальных курсов. И главное - диплом российской школы не гарантирует не только резкого карьерного взлета, но даже сколько-нибудь ощутимой прибавки к зарплате: работодатели не готовы доплачивать за степень, в получении которой пока не видят особого смысла. Значит, отечественные MBA-программы в большинстве еще не доказали свою полезность.

Что будет завтра. "Российское бизнес-образование будет улучшаться, - прогнозирует ректор Института бизнеса и экономики Эдуард Гойзман. - Серьезные поступающие будут стремиться в уважаемые школы. Но чтобы качество программ российских бизнес-школ улучшалось, нужно совершенствовать курсы и повышать уровень требований к поступающим и обучающимся". Декан Высшей школы бизнеса и менеджмента Альгирдас Манюшис тоже смотрит в будущее с оптимизмом: "Бизнес-образование в России должно получить новый мощный импульс развития и стать одним из приоритетных направлений экономической стратегии - как со стороны государства, так и со стороны бизнеса".

"Выпускники программы МВА будут востребованными, - считает заместитель директора по маркетингу Российско-американской программы бизнес-менеджмента ВГУЭС Наталья Алексеева. - Это программа подготовки профессионального менеджера, и она дает не только и не столько знания, сколько позволяет выработать навыки управления. Выпускник выходит на новый уровень ответственного принятия решений и управления бизнесом".

Но не все специалисты будущее российского бизнес-образования видят в столь радужном свете. Программы MBA, представленные во все возрастающем количестве, теряют престижность. "Мы стоим на перепутье. Или рынок пойдет по пути сохранения элитарности программ МВА (как это происходит на Западе), и тогда количество слушателей должно быть ограничено, а конкуренция составляться не по ценам, а по качеству подготовки. Или МВА в России становится явлением массовым и далеким от мирового аналога. Настало время создать всевозможные препятствия для появления некачественных программ МВА", - делится опасениями проректор по дополнительному профессиональному образованию и финансам Государственного университета управления Александр Зобов. Чтобы авторитет российского образования повысился, должен произойти естественный отбор: наиболее слабые школы должны исчезнуть, не выдержав конкуренции, а сильные, чтобы выжить, должны совершенствовать существующие программы и разрабатывать новые.

В последние годы возрос интерес к России со стороны зарубежных бизнес-школ, в том числе и из первой тридцатки. А это значит, что в недалеком будущем нас ожидает либо экспансия западных бизнес-школ либо расширение практики совместных программ и двойных дипломов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль