Слабый доллар сильнее страха

80
Итоги. По мнению представителей туристических компаний, несмотря на трагедию в Юго-Восточной Азии, в целом весь прошлый год наблюдался существенный рост потока туристов практически по всем направлениям.
Исключая проблемы, принесенные стихией в Азии, в целом для туризма год оказался неплохим. Так, директор компании "Весь мир" Павел Грановский признался, что абсолютные показатели по прибыли и числу клиентов значительно выросли. Эту тенденцию подтверждают и другие операторы.

В очередной раз лидером предпочтений российских туристов стала Турция - за весь прошлый год здесь побывали более полутора миллионов человек, что на 26% больше, чем в 2003 году. Активно едут россияне в Анталью, Кемер, Белек, Мармарис, Сиде, Бодрум. Их не смутили ни весенние слухи об активизации боевых действий курдов, ни летние землетрясения: как отмечают операторы, количество отказов в этот период было минимальным. Не отпугнул отдыхающих и взрыв в отеле "Хилтон" в египетском городе Таба в октябре прошлого года - поток российских туристов в "страну фараонов" не снизился и составил в 2004 году около 800 тыс. человек. По словам PR-директора компании Tez-tour Софьи Соболевой, люди, которые раньше предпочитали ездить в Египет преимущественно зимой, в прошлом сезоне покупали туры в эту страну круглый год. Самыми популярными курортами по-прежнему являются Хургада и Шарм-эль-Шейх.

"Египет был и остается самым недорогим направлением отдыха, к тому же там появилось множество отелей, работающих по очень популярной у россиян системе all inclusive ("все включено")", - заявил "Ф." один из туроператоров. За Египтом, продолжающим оставаться в какой то мере лидером "зимним", подтягивались ОАЭ. Если говорить о летнем отдыхе, то, по словам и. о. директора департамента продвижения турпродукта компании "Капитал-тур" Надежды Найдис, значительного прогресса удалось достигнуть Тунису и Хорватии.

В моде - острова. В целом заметна еще одна тенденция года - рост интереса к островному отдыху. По мнению Софьи Соболевой из Tez-tour, люди тянутся к покою и тишине, стараются избегать мегаполисов. Хит нынешнего сезона - страны Карибского региона: Доминиканская Республика, Мальдивские острова и Куба. Особенно выделяется Доминикана - по словам представителя Tez-tour, все минусы, к которым относятся длительный двенадцатичасовой перелет и дорогой авиабилет, покрываются отличным сервисом и разнообразием услуг.

"В течение всего сезона рос спрос на Кубу, Канарские и Карибские острова", - отметила Софья Соболева. Если бы год закончился на неделю раньше, можно было бы говорить и об успехах Юго-Восточного направления: до цунами поток туристов в Таиланд и другие страны региона стремительно рос.

А вот для европейских стран второй год подряд картина не очень благоприятная. Несмотря на активную рекламу, Кипр и Испания не смогли восстановить туристические объемы двух-, трехлетней давности. Не особо изменилась статистика и по другим странам ЕС - все же дорогая Европа выглядит менее привлекательно, нежели "долларовые" курорты. Общая положительная динамика за год достигается европейскими странами в основном за счет зимнего периода, когда любители горных лыж и популярных новогодних туров отправляются в Италию, Францию, Австрию и Словакию. При этом большинство россиян стремятся выбирать дорогие горнолыжные курорты и отели, что не может не радовать операторов.

Эти тенденции в предпочтениях потребителей заставляют турфирмы искать новые пути по привлечению туристов. "Для того чтобы расширить целевую аудиторию наших клиентов в сторону людей с более высоким доходом, мы в этом году выходим с качественно новыми тематическими и индивидуальными программами, способными удовлетворить самых взыскательных путешественников", - заявил "Ф." Павел Грановский из компании "Весь мир".

Эти особенные русские. Туроператоры отмечают, что клиенты стали более тщательно готовиться к отпуску: подбирать качественные отели (четыре или пять звезд) и более дорогие страны. По словам заместителя генерального директора компании "Экспресс-лайн" Дениса Мамаева, это обстоятельство стало одной из причин снижения популярности отдыха в Подмосковье. Соотношение "цена-качество" редко оказывается в пользу отечественных курортов.

Еще один минус отечественных курортов - инфраструктура. Большинство отелей не приспособлено для разнообразных видов отдыха: либо лечение, либо море. Те же, что сочетают в себе "турецкую модель" (водные горки, анимацию, разнообразные развлечения), относятся к высшей ценовой категории и стоят дороже пятизвездочных турецких отелей. Другая характерная черта - стремление большинства хозяев отелей и санаториев переманить частного клиента у туроператоров и продавать свои услуги напрямую. По мнению Дениса Мамаева, подобная практика противоречит международным стандартам. Для зарубежного отеля предложить частному лицу цену ниже, чем оператору, - нонсенс. И все же, несмотря на высокие цены, "домашний" отдых остается наиболее популярным у россиян. На российском побережье Черного моря в высокий сезон (июнь-август) все гостиницы и санатории были заполнены.

Все в сеть. Среди позитивных тенденций нынешнего сезона туроператоры отметили существенно возросшее число бронирований туров через интернет. По оценке Софьи Соболевой из Tez-tour, летом в разгар сезона количество онлайн-бронирований достигло рекордной отметки - 64% от общего числа заказов. "Изначально позиционируя себя как технологичную компанию, мы только приветствуем такую тенденцию", - объясняет она. Клиент покупает тур и получает исчерпывающую информацию, не выходя из дома или офиса, а компания экономит время и деньги.

В компании "Капитал-тур" также подтвердили увеличение числа бронирования туров через интернет на 30%. Правда, по словам Надежды Найдис, главным препятствием для более массового развития продаж частным лицам турпакетов через сеть является отсутствие развитой системы электронных платежей. Далек от оптимизма и заместитель председателя совета директоров компании "Туральянс" Игорь Корепанов: "Несмотря на разговоры о существенном росте онлайн-бронирования, число реальных продаж подсчитать сложно, да и число активных пользователей интернета в России не слишком велико".

Популярность безвизовых направлений, по мнению операторов, зависит не столько от нежелания сталкиваться с посольствами, сколько от особенностей "русской души". "Сегодня россияне довольно часто ездят за границу, и визовые проблемы стали скорее исключением из правил. Но, учитывая привычку наших туристов задумываться о месте отдыха в последний момент, когда визу даже при желании получить уже невозможно, единственным вариантом остаются безвизовые страны", - объясняет Денис Мамаев из "Экспресс-лайна".

Довольно часто российские туристы, привыкшие в последние годы к спецпредложениям, до последнего ждут от компаний "горящих" путевок. У европейцев же давно сформировалась культура планирования своих отпусков, и они бронируют номера в отелях за полгода, а нередко и за год до своего очередного отпуска. Россияне тоже вынуждены привыкать к подобной практике: в последнее время дешевых путевок и скидок все меньше.

"Бесстрашные" туристы. Трагедия в Юго-Восточной Азии выявила многие проблемы отечественной туриндустрии: это и слабое развитие услуг по страхованию туристов, и финансовые проблемы многих компаний, и пробелы в законодательстве. По словам представителей крупных компаний, аннуляция туров в этот период приближалась к стопроцентной отметке. В этой ситуации законодательные противоречия привели к конфликтам между всеми участниками рынка: туроператорами и агентами, авиакомпаниями и клиентами. "Есть буква закона и есть массовый конфликт с клиентской базой - между ними и приходится лавировать. Полная выплата клиенту потраченных им средств за нереализованный отдых может привести к краху многих компаний, однако отказ от выплаты компенсации может ударить еще сильнее", - объясняет Игорь Корепанов из "Туральянса".

Если во всем мире страхование отдыха является обыденным делом, то в России от невыезда страхуются единицы. По словам операторов, необходимо вводить систему обязательного страхования, как это сделано в ряде европейских стран. В этом случае можно было бы избежать конфликтов между операторами и потребителями, аналогичных тем, которые возникли в январе. Сейчас же данная услуга настолько редка на рынке, что не все компании ее рекламируют и не все страховщики предлагают.

Сюрпризов не будет. В отношении наступившего сезона представители отрасли дают осторожные прогнозы. "Туризм подвержен катаклизмам и изменениям, как никакой другой сектор экономики, - отмечает Денис Мамаев из "Экспресс-лайна". - Экономические, политические и даже погодные факторы - все они влияют на спрос". Предугадать, какие сюрпризы приготовит природа или собственное правительство, невозможно. "Само по себе восстановление турпотоков после трагедии в Азии, учитывая ее масштабы, займет довольно много времени: сегодня туристы отказываются не только от Таиланда и Индонезии, но и от других близлежащих регионов", - пояснил Павел Грановский из компании "Весь мир". К весне, по словам представителей турбизнеса, положение дел стабилизируется и будут заметны тенденции к росту. Если не случится глобальных катаклизмов, стихийных бедствий или терактов, отрасль будет развиваться поступательно и динамично. По направлениям сюрпризов ждать не приходится, большая часть туристов отправится в Турцию, Египет или по России. По словам представителей компании "Весь мир", рост потока на острова: Мальдивы, Сейшелы, Карибы, Гоа и Доминикану в этом году также усилится.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль