Артур Маркарян: "Мы сколачиваем холдинг"

133
Интервью. О привлечении на Западе синдицированного кредита на $150 млн, а также об организационной структуре МХК "Еврохим" и ее финансовой службе рассказывает директор по экономике и финансам Артур Маркарян.
- Вы заключили соглашение с синдикатом банков о привлечении кредита. Расскажите подробнее об этой сделке.

- В течение всего прошлого года мы общались с банками - основными игроками на российском рынке, принимающими риски, которые несет в себе российский бизнес. В результате вышли на пул инвесторов, включающий в себя около десятка иностранных банков, в основном европейских, заинтересованных в сотрудничестве с нами.

Деньги уже получены, мы взяли $150 млн на два года по ставке LIBOR + 3%, сейчас это - 5% годовых, и закрываем синдикат. Очень неплохо как для нашей отрасли, так и для первого выхода на рынок. Синдикат организовали ING и HVB. Вырученные деньги будут потрачены на рефинансирование кредитов, полученных от российских банков, то есть общий долг холдинга не увеличится. Синдикат состоит из 10 западных банков, доля каждого в пуле - от $8 до $23 млн. У нас уже были иностранные банки-кредиторы, но "Еврохим" впервые вышел на публичный рынок и привлек синдицированный кредит. До этого мы работали с Райффайзенбанком и ING.

- В Европе отношения с банками складываются просто замечательно, но в России основным банком - кредитором "Еврохима" является МДМ-банк?

- Это не так, у нас традиционно хорошие отношения со Сбербанком, нашим главным кредитором, летом 2004 года взяли заем на $30 млн от Внешторгбанка. Довольно большая кредитная линия открыта в банке "Никойл". Наш кредитный портфель на конец прошлого года составил $260 млн, МДМ-банк дал чуть меньше трети этой суммы.

- Почему было решено взять кредит, а не выйти на рынок с кредитными нотами (CLN) и потом выпустить еврооблигации?

- Кредитные ноты стоили бы гораздо дороже кредита. По той же причине мы не стали выпускать еврооблигации. Кредит был получен под 5%, а облигации стоили бы не меньше 9,5-10% годовых. Из-за дороговизны мы не планируем облигационных займов в России. Кроме того, со спецификой бизнеса и баланса "Еврохима" лучше занимать деньги за рубежом. Хотя бы потому, что большая часть выручки у нас в валюте.

- Планирует ли "Еврохим" IPO?

- Ответы "да" или "нет" одинаково не пригодны для этого вопроса. Мы не находимся в состоянии "через год проводим IPO". В компании проводятся все действия, которые необходимы для соответствия требованиям размещения акций, но делается это для повышения прозрачности, управляемости холдинга. Пока IPO в планах "Еврохима" не стоит. Причиной публичного размещения акций является поиск денег на определенные нужды. Мы еще не до конца определились, остановимся ли на кредитовании, но пока работаем только в этой нише. Ведь IPO называют самым дорогим способом привлечения денег.

- А какие действия проводит "Еврохим"?

- Компания сформировалась всего полтора года назад. Она находится в состоянии усиления организационной структуры, улучшения корпоративного управления, выработки стратегии. Эти банальные вещи необходимо сделать, прежде чем переходить к более красивым аспектам жизни. Мы наводим порядок в холдинге, "сколачиваем домик" из разрозненных предприятий, никогда не работавших вместе. Невозможно за один день создать вертикально-интегрированную структуру.

- Что представляет собой организационная структура холдинга, как устроена финансовая служба "Еврохима"?

- Сейчас холдинг состоит из зарегистрированной в России головной компании, которой принадлежат пять российских предприятий. У нас есть торговая компания - 100-процентная швейцарская дочка, ряд сервисных структур, например портовые компании, ремонтно-строительные организации. Вопрос перехода на единую акцию пока не стоит.

В холдинге финансовая служба называется дирекцией по финансам и экономике. В нее входят управления экономики, финансов, корпоративных отношений и финансового контроля, а также подразделения по бухгалтерскому и налоговому учету. Кроме того, мне подчиняется IT-служба. Главная задача дирекции - координация деятельности всех управлений. Мы холдинговая компания, поэтому в большей степени создаем идеи, определяем общую философию ведения бизнеса. У компании есть задачи по сокращению издержек и росту производства. Дирекция под моим управлением выполняет ее в сфере экономики. Конкретно это планирование и бюджетирование, отлаживание налогового и унификация бухгалтерского учета, создание инструментов для управления себестоимостью. Также существует ряд специализированных функций, например привлечение финансов и управление денежными потоками.

Дирекция по экономике и финансам зеркально отображается на всех заводах холдинга. В производственных подразделениях нет только отделов по привлечению финансирования и финансового контроля, которые находятся в Москве непосредственно у меня в подчинении. Бухгалтерия идеологически разделена на налоговый и бухгалтерский учет. Звучит просто, но к такому единообразию мы шли целый год. Теперь хотя бы отделы одинаково называются на всех производствах.

- Какие неожиданные приемы использует "Еврохим" в области управления финансами?

- Мы вывели за пределы финансового отдела работу, связанную с согласованием платежей - ими занимается отдел бюджетирования. Кроме того, я являюсь главным идеологом в компании разделения налоговой и бухгалтерской службы. В одном управлении люди занимаются исключительно налогами, в другом - бухучетом.

- Почему было решено так поступить?

- Очень большие зоны ответственности, которые просто необходимо разделять. Налоговый учет становится все более сложным и многогранным. К нему необходимо по-другому подходить, нежели к бухгалтерии, которая сейчас уже стала четкой и понятной наукой. Она не терпит вариативности и допусков, что вполне вероятно в налоговом учете. Например, если компания в срок не успевает подсчитать налог, его можно просто переплатить, и ничего страшного не будет. Никто не требует точности до копейки. Налоговый учет обращен к фискальным органам, а бухучет - к акционерам и менеджерам. Ведь налоговую инспекцию не интересует баланс предприятия, для нее главное - вовремя получить декларацию. И наконец, это вопрос ментальности людей. Бухгалтер не закроет баланс, пока не получит все до последней бумажки, не сведет каждую копейку. Налоговый учет менее сухой, позволяет жить в области предположений. В нем больше трактовок и толкований: платить налог сегодня нужно так, а завтра по-другому. Налоговый учет - новая сфера, которая только формируется, приходится жить, постоянно изучая арбитражную практику, собирать доказательную базу для разговора с инспектором на тему кто прав.

- Насколько остро стоит вопрос модернизации производства в компании?

- Последние технологии, внедрявшиеся в химической промышленности, появились еще в 70-х годах. Например, производства по выпуску аммиака, сырья для азотных удобрений, которые стоят на наших производствах, были построены именно тогда. Причем я не знаю ни одного аммиачного производства в отрасли вообще, которое появилось позже. Результат этого - повышенные издержки. Например, в "Еврохиме" самое низкое потребление газа в отрасли на тонну аммиака - 1150 кубометров на тонну. В то же время последние мировые технологии позволяют добиться потребления 920 кубометров. У нас стоят аммиачные производства второго поколения, а там четвертого. Конеч- ная цель модернизации - сокращение издержек и повышение производительности труда.

- В последнее время в крупных компаниях стало модно говорить о социальной ответственности бизнеса. Чем "Еврохим" может похвастаться здесь?

- Наша социальная ответственность заключается в исправной уплате зарплат и налогов. Кроме того, мы помогаем тем городам, где у нас есть производства. Например, в Невинномысске передали для городского транспорта партию новых автобусов. Эти машины ходят по городскому маршруту, конечная остановка которого - наш завод. Таким образом, наши работники ездят на работу на новых автобусах, а город получил весомую помощь в сфере общественного транспорта. Подобная акция была в Ковдоре.

- А как объясняется поддержка "Еврохимом" петербургской хоккейной команды СКА?

- Мы там не единственные спонсоры, через дочерние структуры команду финансируют "Газпром" и "Ленэнерго". Без помощи большого бизнеса большой спорт не выживет, а без него не будет движения снизу. Я не разбираюсь профессионально в этом вопросе, но, вкладывая в Высшую лигу, автоматически выстраивается цепочка до детских площадок. В СССР из тысячи тренирующихся один выходил наверх, и это было нормальным показателем. Кроме того, наше спонсирование СКА дает возможность продвигать брэнд. Плюс общая идеология развития и поддержки спорта в стране.

- Странно получается, вы поддерживаете города, в которых есть ваши производства, а СКА выбивается из этого ряда.

- У нас есть производство в Ленинградской области, в городе Кингисеппе. Нам поступило предложение по спонсированию СКА, мы решили от него не отказываться.

- Собираетесь ли вы приобретать какие-нибудь активы за рубежом в дополнение к литовскому заводу Lifosa?

- Пока нет.

- А какие-нибудь приобретения в России?

- Этот вопрос сейчас не обсуждается. Компания вполне сбалансирована, нам надо некоторое время посидеть, не дергаясь, без новых приобретений.

- Что принесет бизнесу "Еврохима" вступление России в ВТО?

- Мы до конца еще не оценивали последствия этого события. С одной стороны, для нас откроются европейские рынки. Сейчас компания часто судится с европейскими и американскими странами по снижению пошлин на свою продукцию. У нас есть специальное подразделение, которое этим занимается. С другой стороны, одним из основных требований ВТО к России является повышение цен на газ. По нам это ударит больнее всего. У "Еврохима" есть конкурентное преимущество, мы находимся ближе к внешним границам, чем остальные. Может подняться сельское хозяйство, что подстегнет огромное потребление удобрений внутри России.

- Вступление стран Прибалтики в Европейский союз как-нибудь отразилось на бизнесе "Еврохима" в Литве?

- Главной проблемой был вопрос с поставками аммиака на Lifosa, так как он попадает под антидемпинговые меры ЕС. Но мы получили разрешение на неквотируемый ввоз. По мелочи есть положительные и отрицательные стороны, но ничего глобального не случилось. Добавления сложностей по ведению бизнеса тоже пока не ощутили. Прошло не так много времени, чтобы говорить о реальных изменениях.

- Зачем "Еврохим" покупает транспортные мощности?

- В этом бизнесе нельзя существовать без собственной транспортной сети. У нас специфичные перевалочные мощности и перевозочные средства, нет унифицированного подвижного состава. Например, если на минераловозе транспортируешь карбамид, то его нельзя использовать ни для чего другого. Зачастую вагоны используются как склады на колесах, накапливаясь в портах, на железной дороге. Во всем мире компании, занимающиеся производством минеральных удобрений, владеют собственными перевозочными мощностями. Логистика - одна из самых сложных частей - может занимать до 30% расходов. Например, в Америке тонна карбамида стоит $140, но из них около $50-60 приходится на транспортировку. Мы экспортируем в основном через черноморские порты Новороссийск и Туапсе, часть перевалки приходится на Прибалтику, Мурманск.

Минерально-химическая корпорация "Еврохим" была образована в мае 2004 года в результате разделения группы МДМ на три холдинга. В состав корпорации входят Ковдорский ГОК, комбинаты "Фосфорит", "Невинномысский азот", "Новомосковский азот" и Белореченский комбинат минеральных удобрений, а также завод Lifosa в Литве. Прогнозная выручка "Еврохима" за 2004 год - $1,5 млрд, в 2003 году этот показатель составил $1 млрд.

КРУПНЕЙШИЕ СИНДИЦИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ В 2004-2005 ГГ.

Место Компания Сумма Ставка Организатор Срок
кредита, по кредиту кредита,
$ млн сверх лет
LIBOR,%
1 Газпром 1100 н. д. ABN Amro 6
2 ТНК-ВР 1000 1,4 ABN Amro, BNP Paribas, Citigroup 5
3 Русский алюминий 800 2,62 н. д. 3 и 5
3,25
4 МТС 600 2,5 ABN Amro, ING, HSBC 3
5 Норильский никель 100+300 1,5 Barclays Capital, BNP Paribas 1 и 3
6 Внешторгбанк 300 1,6 ABN Amro, Citibank 3
7 Русский алюминий 300 н. д. BNP Paribas, Citigroup 2
8 Газпромбанк 275 1,8 ABN Amro, Deutsche Bank 0,5
9 Газпром 200 н. д. ABN Amro 3
10 Челябинский трубопрокатный завод 190 н. д. ЕБРР 4 и 6

По данным открытых источников

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль