«Продажные» нововведения

70
Торговля. Закон «О защите прав потребителей» претерпел ряд изменений. Некоторые из них создают явные неудобства для торговых компаний, потому что депутаты больше позаботились о покупателях.
В первую очередь компаниям следует обратить внимание на то, что с начала текущего года со вступлением в силу поправок в закон «О защите прав потребителей» расширен круг ответственных за качество проданных товаров. Ранее к нему относились только производители и продавцы: именно к ним должен был обращаться покупатель, который сталкивался с поломкой или отказом изделия в течение гарантийного срока. Правда, тут возникала проблема с иностранными производителями, у которых не было официальных представительств в России: предъявить им какие-либо претензии практически невозможно.

Теперь в законе появилось еще два субъекта, ответственных перед клиентами за качество товаров, - российские фирмы, которых уполномочил на то зарубежный партнер, или импортеры продукции. Продавцам же добавилась обязанность информировать покупателей об импортерах или уполномоченных компаниях, к которым потребители могут обратиться с претензиями. По мнению руководителя службы по связям с общественностью группы компаний Dixis Татьяны Москалевой, такое положение заставит поставщика (импортера) более тщательно прорабатывать свои контракты с производителями на предмет возмещения ими убытков из-за ненадлежащего качества товара, а у покупателя появится возможность по своему усмотрению обратиться за защитой своих прав, если они нарушены, к более широкому кругу лиц.

Информационные поправки. Также для продавца введена обязанность указывать стоимость товара только в рублях, а не в условных единицах. «Последние несколько лет российская валюта стабилизирована, резких скачков не наблюдается, поэтому нет необходимости привязывать цены к доллару», - говорит Татьяна Москалева из Dixis. А если в 2005 году продолжится укрепление российской валюты, то эта законодательная инициатива положительно скажется на компаниях из сферы торговли.

Помимо этих данных изготовители должны указывать на пищевых продуктах сведения о наличии в них генетически модифицированных организмов. В случае, если это не будет сделано, покупатель вправе потребовать возмещения своих убытков. Правда, будет достаточно сложно доказать, что продукт нанес какой-то вред здоровью покупателя: влияние трансгенных продуктов изучено еще плохо. Однако это не значит, что нормой можно пренебречь - покупатель может претендовать на возмещение морального вреда. Но опять же суммы по подобным искам никак не определены законодательно, поэтому все будет зависеть от решения суда.

Нет чека - приведи друга. Помимо всего прочего клиентам позволили подтверждать факт покупки не только чеками, но и свидетельскими показаниями. Как считает Татьяна Москалева, «данное положение ставит продавца в невыгодное положение, так как в качестве свидетелей можно привести знакомых и родственников». У интернет-магазинов с этим проще. Как говорит юрисконсульт интернет-магазина «Озон» Ирина Белая, вся информация о продаже сохраняется в базе данных и в случае проблем у покупателя не просят документов, подтверждающих покупку, а смотрят собственную информацию о продажах. А по словам PR-менеджера «Икеа Россия» Ирины Ваненковой, в магазинах компании и до принятия законодательных поправок покупатели имели возможность вернуть товар без чека по любой причине. Правда, тогда они получали не деньги, а ваучер, на который могли купить другой товар на равнозначную сумму.

Более жесткими стали правила возврата денег при невозможности заменить некачественный товар в день обращения покупателя. Раньше в законе не было указано срока, в течение которого магазин обязан вернуть деньги клиенту, теперь же это нужно сделать не позже трех дней с момента возврата покупки.

Торговля на расстоянии. В законе появилась новая статья 26.1, посвященная дистанционной торговле. В последнее время интернет- и телемагазины стали достаточно широко распространены, а нормативной базы, которая регулировала бы их взаимоотношения с клиентами, не было. Главной особенностью дистанционной торговли является невозможность осмотреть товар в момент его заказа. Теперь в законе о защите прав потребителей появились нормы, касающиеся и таких магазинов.

В первую очередь для них стало обязательным сообщать всю важную информацию о продукции на сайте или в рекламе в СМИ. Но, по словам директора и владельца интернет-магазина Topmag.ru Сергея Воронина, закон не поспевает за действительностью, он уже устарел. «Продавать в интернете по прайс-листу без фото и описания в большинстве случаев невозможно. По крайней мере это касается техники», - говорит он. Это мнение подтверждает Ирина Белая из «Озона»: «Мы приветствуем такие поправки. Для нас они каких-то особых изменений в работу не внесли. У серьезных компаний и так вся эта информация указывается на сайте».

Неприятности. Однако не все изменения понравились представителям компаний, занимающихся дистанционной торговлей. Так, введена норма о том, что клиент вправе отказаться от покупки не только до получения товара, но и после - в течение семи дней. Также продавцы при доставке продукции обязаны предоставить информацию о порядке и сроках ее возврата. Если этого не будет сделано, клиент имеет право отказаться от сделки в течение трех месяцев с момента покупки даже если товар надлежащего качества. «Не понятно, почему именно три месяца? Возможность отказа от товара до его передачи покупателю - вполне обоснованное и отработанное годами правило гражданского оборота, которое очень даже вписывается в закон о защите прав потребителей, - говорит Татьяна Москалева. - Однако мобильные телефоны относятся к технически сложным товарам, и, если они качественные, их нельзя вернуть просто так из-за того, что они не нравятся или не подошли по цвету и т. д. На самом деле данные поправки могут сильно ударить по продавцам именно технически сложных устройств, поскольку их продажа и обслуживание имеет массу нюансов».

Сергей Воронин согласен с этим: «Я считаю неверным, что незнание прав населением компенсируется дополнительными обязательствами продавца. Недостаточная информированность о своих правах одной стороны не должна отражаться на другой. Тем более без причины, подтвержденной сервис-центром поломки, вернуть товар, которым мы занимаемся (сложная бытовая техника), невозможно. Если законодатели полезли в треугольник продавец - сервис-центр - покупатель, то они совершили ошибку, так как это сбалансированная и справедливо работающая система».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль