Чего ждать от Таможенного кодекса

88
Законодательство. Новая редакция Таможенного кодекса (ТК) вступила в силу год назад. В него уже несколько раз вносились поправки, однако законодатели на этом не остановятся. Какие же проблемы создает главный экспортно-импортный документ?
25 апреля 2003 года Государственная дума приняла новый ТК РФ, а c 1 января 2004 года он вступил в силу. Встречен кодекс был с энтузиазмом, а президент Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Владимир Игнатьев, по собственному признанию, испытал по этому поводу «легкую эйфорию». Однако в комитет Государственной думы по бюджету и налогам сразу начали поступать предложения о внесении в ТК поправок. И действительно, с тех пор поправки в него вносились уже три раза. Третий раз, судя по всему, не был последним.

На парламентских слушаниях от 28 октября 2004 года, посвященных этому вопросу, законодатели и участники рынка договорились «обобщить высказанные замечания и подготовить в течение первого полугодия 2005 года предложения по возможному совершенствованию отдельных положений кодекса», так что ожидать внесения конкретных изменений в кодекс можно не раньше осени этого года. Понять же направления совершенствования кодекса можно уже сейчас.

Старые новости. Разработчики действующего ТК предполагали, что он обеспечит большую прозрачность отношений между таможенными органами и предпринимателями, упростит таможенные процедуры, снимет излишние административные барьеры и будет кодексом прямого действия. Тотальный контроль хотели заменить системой управления рисками и приблизить российское таможенное законодательство к соответствующим международным соглашениям.

Так, срок проверки документов, предоставляемых таможенным органам, был сокращен до трех дней (ст. 359), а число ситуаций, при которых этот срок может быть продлен таможенными органами, было ограничено. Наблюдатели поначалу сомневались, смогут ли сотрудники таможенных органов в него уложиться.

Многие смогли. По данным, представленным председателем подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности комитета Государственной думы по бюджету и налогам Надеждой Азаровой, за этот срок таможенные органы проверили 95% деклараций, из них 83,2% всего за один день. Более того, комитет рассматривает перспективу сокращения срока до одного дня.

Статья 68 определяет упрощенные процедуры таможенного оформления для тех, кто не нарушает таможенное законодательство и занимается ВЭД не менее трех лет. Это означает, например, возможность временного хранения товаров на складе получателя (ст. 117), подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени (ст. 136), и выпуск товаров до подачи таможенной декларации при предоставлении сведений, необходимых для их идентификации (ст. 150).

Однако с момента вступления ТК в силу на заявления о получении этого права Федеральная таможенная служба (ФТС) дала положительный ответ очень немногим компаниям. По мнению Надежды Азаровой, объясняется это тем, что не был определен порядок принятия решений по таким заявлениям.

Не все участники внешнеторговых отношений удовлетворены расплывчатой формулировкой статьи 68 «для лиц... осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет». Таможенные органы такими «лицами» считают только зарегистрированных в России юридических лиц. Однако в таком случае этого права лишаются иностранные компании даже если они долгое время действуют на мировом рынке и в России (но не были зарегистрированы как юридические лица) и обладают хорошей репутацией. По словам заместителя председателя Госдумы Вячеслава Володина, такие компании в будущем могут рассчитывать на изменение формулировки в свою пользу.

Сторонники поправки (например, сопредседатель Таможенного комитета Американской торговой палаты Константин Антипов) апеллируют к тому, что эти компании иногда являются единственными контрагентами для российских участников ВЭД и тем самым от нее выиграют в том числе и российские компании.

Отдельная глава, заменившая более 3000 ведомственных документов бывшего ГТК (ст. 123-138), посвящена процедуре декларирования товаров. А статья 124 предоставляет возможность заполнять декларацию в электронном виде. Пока введение электронных деклараций рассматривается как эксперимент. С момента вступления кодекса в силу несколько таможенных постов Центрального региона действительно перешли на электронное декларирование. В текущем году к этой системе должны подключиться еще 25 постов. Однако за это время электронных деклараций было составлено всего около 1000. Связано это, по мнению Надежды Азаровой, с недостаточной информатизацией таможенных органов. С другой стороны, были случаи, когда таможенные органы требовали составления декларации как на бумаге, так и на электронных носителях, а это только усложняет процедуру.

Вопросы к кодексу. ТК отменил лицензирование лиц, занимающихся околотаможенной деятельностью: таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, таможенных брокеров (ст. 140). Статья 339 устанавливает для них размеры обеспечения уплаты таможенных платежей (например, 50 млн рублей для брокеров). Таким образом, снижение административного влияния на них сочетается с увеличением финансовых обязательств.

По мнению Надежды Азаровой, это справедливый подход, однако не все таможенные брокеры разделяют ее точку зрения. И действительно, общая для всех сумма 50 млн рублей не учитывает, например, масштабов деятельности каждого конкретного брокера. Региональная ассоциация таможенных брокеров «Северо-Запад» предлагает снизить требования для брокеров, ограничивающих свою деятельность регионом одного таможенного управления до 30 млн рублей, а для брокера, ограничивающего свою деятельность зоной одной таможни, - до 10 млн рублей.

Международная арена. Российское таможенное законодательство постепенно приближается к положениям международных договоров, принятых Всемирной торговой организацией и Всемирной таможенной организацией, - Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, Конвенции о гармонизированной системе описания и классификации товаров, Генерального соглашения по тарифам и торговле и Соглашения по правилам происхождения.

Очевидно, что этот процесс во многом определяет направления изменения таможенного законодательства. Это относится и к таможенным процедурам. В частности, длительные задержки на таможне могут быть квалифицированы как нетарифные ограничения и повлечь за собой соответствующие санкции. Таким образом, сокращение сроков проверки документов означает не только упрощение таможенных процедур, но и приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными договорами.

По нормам, действующим в ВТО, доля товаров, подвергающихся полному или частичному досмотру, не должна превышать 10%. В 2003 году в России эта доля составляла до 90%, а в первом полугодии 2004 года количество досмотров сократилось до 60%.

Для вступления в ВТО необходимы и институциональные изменения. В частности, одним из требований ВТО является наличие специальной судебной системы, рассматривающей таможенные конфликты. В России такой системы нет, а таможенные конфликты рассматриваются в арбитражных судах. Кстати, по мнению профессора Всероссийской академии внешней торговли Ипполита Дюмулена, арбитражные судьи в вопросах таможенного законодательства некомпетентны.

Подводя итоги, можно наметить два основных направления изменения таможенного законодательства - дальнейшее его приближение к международным соглашениям и точечное решение выявленных проблем.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль