IPO для больших и маленьких

134
Тенденция. В 2004 году IPO провело столько российских компаний, сколько за предыдущие восемь лет. На самом деле не все так радужно: речь идет лишь о пяти размещениях. В наступившем году их должно стать больше.
Резкое увеличение количества IPO связывают с тем, что российские компании и сам рынок доросли до нового этапа развития. Несмотря на то что число размещений в 2004 году было раза в два меньше прогнозируемого (например, аналитики МДМ-банка говорили о десяти возможных IPO), их количество все же возросло: четыре IPO на российском рынке и одно на Нью-Йоркской фондовой бирже по сравнению с одним размещением в 2003 году холдинга "Аптечная сеть 36,6". Многие российские компании уже сейчас готовы к предложению своих акций на бирже (см. "Ф." № 23 от 14.06.04). Компания Ernst & Young прогнозирует, что еще три-четыре удачных IPO и на рынке возникнет цепная реакция.

Несмотря на то что такая прозрачная компания, как "Юкос", была практически уничтожена властями, другие российские компании и сегодня стремятся открыться перед инвестором и привлечь его внимание. В том числе к своим акциям. Это происходит по двум причинам. Во-первых, с ростом учетной ставки в США увеличивается стоимость заимствований за рубежом. И если до сих пор компании отказывались от проведения IPO, например, в пользу выпуска облигаций, то теперь все меняется. Во-вторых, в следующую пятилетку никто не ожидает таких темпов роста стоимости компаний, как после августа 1998 года. Следовательно, их владельцы начнут более охотно расставаться со своими акциями.

Наиболее положительная тенденция IPO-2004 заключается в том, что все компании, выходившие на российский рынок со своими акциями, предлагали инвесторам большие пакеты (самый маленький объем был у концерна "Калина", разместившего в конце апреля 33% акций примерно за $62 млн). То есть новые акции сразу становились ликвидными - биржевые сделки с ними проходят практически каждый день. Для сравнения, IPO прошлых лет: объем размещения РБК в 2002 году составил всего $13,3 млн, "Аптечной сети 36,6" в 2003-м - $14,4 млн, а торгов по акциям последней не проводилось в течение полугода. "Компании, ранее выходившие на публичный рынок, не достигали размеров, позволяющих проводить эффективные размещения, - говорит Игорь Потапенко из консалтинговой компании TRC. - А сейчас развитию бизнеса и привлечению инвестиций способствует устойчивая макроэкономическая ситуация".

При анализе прошедших IPO (см. таблицу) можно заметить, что все эти компании не принадлежат к нефтегазовому или сырьевому секторам. Здесь Россия несколько отличается от остального мира. По данным компании Ernst & Young, в 2003 году 17% всех мировых IPO было проведено компаниями энергетического и сырьевого секторов. Сырьевые компании с активами в России, готовые провести IPO, до сих пор специально регистрировались за рубежом и предпочитали размещать свои акции в секции альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Такую схему использовали в основном золотопромышленные компании, которые, несмотря на иностранные названия и регистрацию, ведут добычу только в России. Например, Peter Hambro Mining, чей основной актив - 97,7% акций ОАО "Покровский рудник", или Highland Gold Mining - вторая после "Норильского никеля" компания по запасам золота, все месторождения которой находятся в России.

Самая свежая тенденция IPO-2004 связана с первичным размещением акций девелопера "Открытые инвестиции". В России свои акции начинают предлагать компании, которые уже с момента своего создания целенаправленно проводят подготовительные для IPO процедуры: готовят отчетность по МСФО, проводят аудит "первой четверкой", работают над прозрачностью организационной структуры. "Открытые инвестиции" с самого начала планировались как прозрачная и публичная структура", - заявили "Ф." в руководстве компании. Эта тенденция тесно связана с другой - постепенное превращение российских финансово-промышленных групп в фонды прямых инвестиций (ФПИ). О том, что его бизнес - это производство "голубых фишек", не раз заявлял глава "Интерроса" Владимир Потанин. И "Открытые инвестиции", по-видимому, первая из них. Управляющий директор AIG-Brunswick Millennium Fund Иван Родионов считает, что отечественные ФПГ и раньше мало отличались от фондов: "Цель ФПИ состоит в увеличении стоимости компании. Фонд на этапе выхода из проекта получает созданную дополнительную стоимость. Такая же цель ставилась для многих сделок, проведенных ФПГ в течение последних пяти лет". Недавний пример подобного инвестирования - покупка фондом "Ренова-Капитал" 37% акций фармацевтической компании Natur Produkt Holdings.

Между тем именно IPO является одним из трех путей выхода фонда прямых инвестиций из проекта. Правда, пока российские ФПИ предпочитали оставшиеся два: продажу акций стратегическому инвестору или менеджменту. Но ситуация меняется, и сегодня можно прогнозировать увеличение числа IPO именно за счет ФПГ и фондов. В свою очередь это благотворно повлияет и на рынок инвестирования в высокотехнологичные компании. "Мы не можем инвестировать, например, в биотехнологии, - жаловался корреспонденту "Ф." полгода назад руководитель одного из фондов венчурных инвестиций, работающих в России. - В этой сфере надо вкладываться в идею, в start-up. На Западе процесс инвестирования в высокотехнологичные компании происходит так: на деньги фонда создается образец продукта, проводятся его испытания. А потом, после получения положительных результатов, фонд размещает акции компании на фондовой бирже, при этом выходя из проекта. В России же отсутствует последняя стадия - рынок IPO".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль