Андрей Домбровский: "В ряде случаев потребители "вымогают" возмещение"

98
Интервью. С развитием страхования ответственности товаропроизводителей страховщики сталкиваются с весьма неординарными проблемами. О некоторых из них рассказал начальник отдела страхования ответственности предприятий "Ингосстраха" Андрей Домбровский.
- Андрей Евгеньевич, насколько востребовано сегодня страхование ответственности за качество продукции?

- Сегодня в основном оно востребовано иностранными компаниями-производителями, работающими на территории России. При этом у большинства из них полисы носят глобальный характер и покрывают всю территорию, где производится и реализуется их продукция. Российские предприятия обращаются за подобным страхованием гораздо реже. Это либо случаи множественных претензий, или случаи принудительного страхования в рамках требований иностранных партнеров, или условий поставки продукции за рубеж. Кроме этого целесообразность страхования ответственности товаропроизводителей поддерживают органы санэпиднадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - "Ф."). В их обязанности входит нормирование и надзор в области безопасности продукции, работ и услуг для населения. Разумеется, страхование не означает отмену надзора, но в ряде случаев оно позволяет уменьшить количество проверок и административного давления. Сейчас в разработке даже находится закон об обязательном страховании ответственности за вред, связанный с нарушениями санитарно-эпидемиологических норм. Но пока страхование осуществляется в добровольном порядке.

- Как сегодня оцениваются риски товаропроизводителей и рассчитываются тарифы по страхованию их ответственности?

- Многое зависит от отрасли, в которой они работают. Наибольшие риски причинения вреда жизни и здоровью - в пищевой промышленности, риски причинения имущественного вреда - в строительной. Для анализа рисков принимается во внимание то, для чего используется продукция, оценивается возможный вред в результате ее недостатков. Тарифы также разнятся. В некоторых случаях это десятые, а то и сотые доли процента от оборота конкретного вида продукции. Когда же речь идет, например, о разовой поставке продукции с повышенными требованиями по качеству и безопасности, страховая премия может составлять уже целые проценты от ее стоимости.

- Известны ли вам случаи выплат по таким договорам?

- В силу того, что данное страхование только развивается в России, выплаты пока очень редки. Отчасти это объясняется уровнем правовой культуры потребителей и сложностью в судебной защите своих прав. И все же у нас в практике были страховые случаи по таким договорам. Так, например, заявлялись убытки по поводу дефектов отопительных радиаторов. В результате протечек страдает имущество и самого потребителя, и окружающих его лиц. Мы оплатили уже несколько таких претензий, причем в досудебном порядке, поскольку дефекты установила экспертиза и все было совершенно очевидно. Бывают и более запутанные ситуации. Нам довелось столкнуться со случаем массового отравления на предприятии общественного питания. Сразу несколько человек были госпитализированы с сальмонеллезом и потом предъявили коллективную претензию страхователю. Проведенная экспертиза показала, что ни продукция, используемая при приготовлении, ни технология приготовления не допускают возможности заражения сальмонеллезом. Пострадавшие же требовали выплатить им суммы в размере $50 тыс. и даже $100 тыс. С учетом экспертного заключения и того факта, что все пострадавшие были сотрудниками одной и той же организации, где предположительно и произошло заражение - другие лица не пострадали, - в претензии было отказано.

За последнее время количество претензий к производителям и продавцам значительно выросло. У нас сейчас на рассмотрении несколько заявлений от граждан, якобы обнаруживших инородные тела в продуктах питания очень известных производителей. В ряде случаев потребители угрожают передать информацию в СМИ и практически "вымогают" возмещение. Нам приходится активно участвовать в переговорном процессе и выяснять подлинные мотивы требований. Необходимо определить, не являются ли факты, на которых основаны требования, инсценировкой, а если нет, то нужно быть весьма осторожными, чтобы своими действиями еще больше не навредить нашему клиенту - производителю.

- Должно ли страхование ответственности товаропроизводителей стать обязательным или есть другие способы простимулировать спрос на него?

- Я считаю, что развитие судебной практики в области возмещения вреда потребителям и увеличение сумм возмещения, выплаченных производителями и продавцами пострадавшим лицам, приведут к развитию страхования. В этом случае целесообразность страхования сама станет для всех очевидной. Я сторонник добровольности отношений между клиентом и страховой компанией. Однако в ряде случаев, когда гарантии возмещения возможного вреда необходимы для незащищенных слоев населения, обязательное страхование оправданно.

- С чем вам пришлось столкнуться в ходе эксперимента по страхованию ответственности за нарушение санэпиднорм?

- Наша задача в рамках эксперимента - сбор статистики и анализ, возникающих проблем. Но на практике этим экспериментом с успехом пользуются и "сосисочно-булочные", как я их называю, страховщики. Они занимаются не страхованием, а сбором денег с использованием административных рычагов - предприятия под угрозой административных санкций просто загоняются к ним. Сами клиенты, попавшие в такую ситуацию, опасаются предавать подобные факты огласке из-за возможных дальнейших сложностей, предпочитая оплатить 5-10 тыс. рублей "кому скажут". Загруженность не позволяет как следует разобраться с этими случаями ни нам, ни руководству санэпидслужбы. В итоге идея использования страхования ответственности товаропроизводителей для уменьшения административного давления на мелкий и средний бизнес просто дискредитируется.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль