Банкротство по-новому

110
Боев, Олег
Закон. 26 ноября вступила в силу новая редакция закона "О банкротстве кредитных организаций". Банки с неустойчивым финансовым положением ждут неприятные сюрпризы. Что же изменится в процедуре банкротства?
Закон четко определяет круг лиц, которые имеют право участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Помимо самого должника, конкурсных кредиторов и конкурсных управляющих, которые по-прежнему обладают правом участвовать в делах о банкротстве, это специально "уполномоченные органы" (налоговики, таможенники и представители внебюджетных фондов). А вот органы исполнительной власти - федеральные, региональные и местные - такого права теперь лишены. Этот шаг законодателя весьма разумен, ведь, используя административный ресурс, стороны могли существенно влиять на исход дела.

Ранее Банку России предоставлялось право участвовать в деле о банкротстве только по тем делам, которые он сам же и инициировал, подав соответствующее заявление. А если заявление о признании кредитной организации банкротом подавалось иным лицом, например самим же банком или его кредитором, то ЦБ участвовал лишь в арбитражном процессе. Теперь же его права значительно расширены. Как орган банковского регулирования ЦБ является участником всех дел о банкротстве подконтрольных организаций. Такая мера позволит ему более эффективно отстаивать не только интересы государства, но и интересы клиентов проблемной кредитной организации, ведь в отличие от участника арбитражного процесса участник дела о банкротстве обладает большим объемом процессуальных полномочий. Из перечня лиц, которые имеют право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом, исключен прокурор. Теперь это может делать сам банк, либо его кредиторы, либо уполномоченные органы, либо ЦБ.

Вся власть АСВ. Если банк имел лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, функции арбитражного (конкурсного) управляющего возлагаются на Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

В остальных случаях выбор кандидатуры конкурсного управляющего (с незначительными поправками) происходит в соответствии с общим порядком, установленным статьей 45 закона "О несостоятельности (банкротстве)", то есть из списка членов саморегулируемой организации, аккредитованной при Банке России.

Как и прежде, физические лица (не путайте с гражданами-предпринимателями), имевшие банковские вклады и счета в проблемной организации, оказались в гораздо более выигрышном положении, чем все прочие кредиторы. В соответствии с пунктом 3 статьи 50.36 новой редакции закона требования граждан удовлетворяются в первую очередь. То же относится и к требованиям, перешедшим к АСВ (если банкрот участвовал в системе обязательного страхования вкладов физических лиц), и к ЦБ, который произвел выплаты по вкладам физических лиц (если банкрот не участвовал в системе обязательного страхования вкладов).

Об ответственности. За соответствием размера уставного и собственного капитала нормам должен следить не только Банк России, но и сама кредитная организация. Именно она в отведенные законом сроки обязана принимать решения либо о своевременном приведении этих величин в "соответствие", либо о ликвидации. Так требует статья 9.1 закона. Правда, за нарушение этих требований личной ответственности для собственников ранее предусмотрено не было. С 26 ноября риск для них появился. Не принявшие вовремя решение о банкротстве учредители (участники) кредитной организации, которые "имеют право давать обязательные указания" или могут "иным образом определять ее действия", будут нести субсидиарную (дополнительную) ответственность, если у банкрота окажется недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов! Во всяком случае с такими исками к ним смогут обратиться Банк России, конкурсный управляющий или кредиторы.

Кроме того, установлен трехдневный срок для обращения руководителя банка к Банку России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства, если от совета директоров (наблюдательного совета) или участников (учредителей) вовремя не последует решения об осуществлении этих мер.

Временная администрация. Новостью является и то, что теперь ЦБ назначает своим приказом временную администрацию в проблемный банк на срок не более шести месяцев (против девяти ранее). Это ускорит подготовительный этап банкротства.

Перечень прав и обязанностей временной администрации существенно расширен. Раньше не было четкого определения, что такое "противодействие со стороны органов управления и других работников кредитной организации", и возникали большие проблемы с привлечением к ответственности лиц, попросту не пускавших временную администрацию в банк. Теперь установлено, за какие действия наступает ответственность (препятствие доступу членов временной администрации в помещения банка, к документации и иным носителям информации, отказ от передачи документов, печатей) и кто ее может понести (фактически все: руководители, работники кредитной организации и иные лица).

А теперь - внимание! В соответствии с последними изменениями в обязанности временной администрации будет входить ведение реестра требований кредиторов. Раньше этим правом обладал только конкурсный управляющий. С этим нововведением уполномоченные госорганы и арбитражный суд смогут вовремя получить наиболее полные сведения об обязательствах проблемного банка перед кредиторами и принять соответствующее решение либо о банкротстве (если окажется, что активов недостаточно для погашения всех требований), либо о ликвидации (если банк в состоянии расплатиться по своим обязательствам). Эта новелла лучше защищает права кредиторов. Они уже на самых ранних стадиях, либо в преддверии банкротства, либо до принятия решения о ликвидации, смогут включить свои требования в реестр. В дальнейшем этот документ подлежит передаче конкурсному управляющему или ликвидатору банка для осуществления выплат.

ПРИМЕР 1. Гражданин Петров имеет вклад в банке "А" на сумму 20 тыс. рублей. После опубликования сведений о назначении в банк временной администрации он должен обратиться в суд, чтобы установить свои денежные требования. С решением или иным актом суда вкладчик просит временную администрацию включить свои требования в реестр требований кредиторов. Временная администрация в течение 30 дней должна включить это требование в реестр и передать его конкурсному управляющему. Но если кредитор в своем обращении к временной администрации не укажет обязательные сведения о себе или несвоевременно предоставит их, временная администрация и банк не будут нести ответственности за причиненные в связи с этим убытки. Так устанавливает новый закон. Если же гражданин Петров спохватится лишь после того, как будет возбуждено дело о банкротстве и назначен конкурсный управляющий или если начнется процедура ликвидации, то, получив от суда решение о взыскании задолженности, надо обратиться к конкурсному управляющему либо соответственно к ликвидатору. При этом учет требований ведется в рублях, а размер валютного долга пересчитывается на дату отзыва лицензии.

Банк затягивает дело. После выхода приказов Банка России о назначении в проблемную кредитную организацию временной администрации или об отзыве лицензии прежнее руководство банка, стремясь хотя бы и на короткий срок, но вернуть утраченные позиции, часто обжалует эти акты Банка России. Иногда такие действия приносят ожидаемые плоды и заинтересованным лицам удается затянуть агонию банка, а заодно и вывести оставшиеся активы.

ПРИМЕР 2. Банк России отозвал лицензию и ввел в один из региональных банков временную администрацию. Чуть позже представители прежнего руководства банка обжаловали в суде приказы Банка России. Суд встал на сторону заявителей и признал приказы недействительными. В дальнейшем ЦБ долго добивался отмены этого судебного акта. В итоге ЦБ предъявил суду "железные" доказательства о наличии задолженности банка перед кредитором и приказам вернули силу. Но после того как временная администрация снова оказалась в банке, она выяснила, что за время, потраченное на судебные разбирательства, активы банка и дебиторская задолженность существенно снизились, а кредиторская задолженность, наоборот, выросла.

Теперь риск подобных действий снижен, поскольку только бывший руководитель банка может обжаловать приказы о назначении временной администрации, отзыве лицензии и представлять интересы банка в арбитражном суде.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль