«Серые схемы» информационной открытости

112
Репортаж. Члены комитета по связям с общественностью Всероссийского союза страховщиков (ВСС) попытались разобраться, как быть с информационной открытостью рынка. Для начала они решили сделать открытым свое заседание.
Встреча получилась весьма представительной - в президиуме собрались гендиректора и замы руководителей крупнейших страховщиков. Их аудиторией стали пишущие на страховую тему журналисты. Формат «круглого стола» не получился хотя бы в силу отсутствия подобающего ему предмета мебели, зато прессе предоставилась возможность выслушать, что о ней думают главные ньюсмейкеры страхового рынка. На правах руководителя комитета ВСС по связям с общественностью тон беседе задал гендиректор компании «Россия» Марат Айнетдинов. «Мы тут сильно недорабатываем. Исследования показывают, что большая часть населения не доверяет страхованию как по объективным причинам, так и по вполне субъективным, потому что они плохо информированы об услугах рынка», - сетует он. Иными словами, пресса недостаточно пишет о страховании как таковом, о его достоинствах и более того - жизненной необходимости.

Зато ее очень интересует жизнь непосредственно страховщиков и рынка в целом. И получается, что до российского обывателя доходит больше негативной информации, чем позитива. По этому поводу уже досадовал председатель ВСС Александр Коваль. Особенно его тревожит пристальный интерес журналистов к так называемым серым схемам, к которым прибегают некоторые или даже многие операторы рынка, «оптимизируя» налогообложение своих клиентов. «Но что такое «серая схема»? - задается вопросом Александр Коваль. - Где же тогда надзор и налоговики? Если они санкций никаких не принимают - значит, это все страхование, и не надо морочить никому голову. Не надо придумывать новые термины - «квазистрахование», «псевдострахование», «серые схемы». Ничего из этого нет, все это страхование, просто оно такое специфическое - термин гораздо более правильный».

Возможно, негатив идет потому, что, как выразился генеральный директор компании «Согласие» Игорь Жук, пресса и страховой рынок находятся сегодня по «разные стороны баррикад». «Мы не хотим о себе говорить, а вам и не надо», - охарактеризовал он нынешние взаимоотношения рынка с большинством СМИ. Но все же, пусть это и не слишком вяжется с вышесказанным, Игорь Жук не видит антагонизма между прессой и рынком и в целом настроен оптимистически. Он убежден, что кредит доверия страховщикам, по мере того как журналисты (не без помощи PR-служб) будут просвещать граждан, неизбежно вырастет.

Впрочем, страховая грамотность граждан, на низкий уровень которой попеняли практически все собравшиеся, к информационной открытости имеет лишь косвенное отношение. Гендиректор «Росно» Леонид Меламед не сомневается, что культура страхования в России сформируется, однако к этому должны быть готовы и сами страховщики. «Для развития рынка, привлечения клиентов, разработки и продажи новых продуктов страховщикам потребуются инвесторы, которых интересует, насколько компании открыты с точки зрения прозрачности баланса и состава акционеров, насколько объективны и полны их отчеты, сделанные на основе этой самой прозрачности», - пояснил он свою мысль. Ту же проблему затронул и гендиректор «Альфа-страхования» Владимир Скворцов. По его словам, собственные исследования компании показывают, что «в общем и целом люди достаточно разбираются в страховании», а вопрос «почему они не страхуются?» надо задавать страховщикам. «Нам кажется, что причина - в отсутствии прозрачности в широком смысле этого слова, то есть клиенты не понимают, что такое страховые компании, не понимают наш бизнес, наши балансы, кто появляется на первых местах в рейтингах, кто исчезает», - пояснил он.

Но, наверное, зря Владимир Скворцов помянул про рейтинги, дискуссия вновь зашла об огрехах в работе прессы. Тему подхватил президент группы «Ресо» Сергей Саркисов: «Меня очень удивляет большинство рейтингов, которые появляются в прессе. Например, в них я иногда не нахожу некоторые компании, хотя точно знаю, что в данном сегменте рынка они занимают второе, третье или четвертое место. Выясняю, почему так происходит. Оказывается, в изданиях говорят: если не разместите рекламу, мы вас в рейтинг не ставим. Спрашивается, как доверять такому рейтингу?!» Проблему платных обзоров вскользь затронул и вице-президент «Росгосстраха» Игорь Игнатьев: «Удивляет практика, когда издание пишет по какому-то конкретному интересному для читателя сегменту рынка, например ДМС, при этом ставит условием, что упоминание той или иной компании - только за деньги». В то же время он надеется, что «эту проблему мы пережили». Итог обсуждению финансовых взаимоотношений прессы и страховщиков подвел Марат Айнетдинов: «Мы не против, чтобы наши деньги перетекали к вам, но за то, чтобы это происходило цивилизованным способом». Но вот что делать с информационной открытостью самих страховщиков, так и осталось нерешенным, если не считать резюмирующей фразы заместителя гендиректора «Согаза» Корнея Биждова: «Надо чаще встречаться».

В кулуарах заседания комитета ВСС по связям с общественностью корреспондент «Ф.» поинтересовался у Марата Айнетдинова, какие основные заблуждения у россиян по поводу деятельности страховщиков сформировались под воздействием СМИ. Первым в их числе гендиректор «России» назвал ошибочное представление о том, что «страховщики много зарабатывают». Но почему бы им тогда не публиковать максимально полную и объективную отчетность, чтобы ни у кого не возникало никаких иллюзий? «В принципе баланс «вывесить» можно, - отвечает Марат Айнетдинов, - но по тем правилам, по которым он сегодня составляется, он мало что скажет. То есть кто-то напишет, что у него убыток, а на самом деле у него прибыль, или наоборот. В принципе, чтобы иметь полную картину, нужно говорить о международных стандартах отчетности. Это цель, к которой сегодня идут крупные компании».

Пока же в рейтингах, составленных на основе данных официальной отчетности, встречаются страховщики, публичностью, мягко говоря, не отличающиеся. И их присутствие на топовых позициях без использования так не нравящихся Александру Ковалю терминов «серые схемы» и «псевдострахование» объяснить весьма проблематично.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль