Битва за "красный" антиквариат

127
Искусство. По мнению экспертов, инвестиционная привлекательность советского искусства не столь очевидна, как это было два-четыре года назад. Однако рост на рынке сохранится, пока в стране будет общий экономический подъем.
Покупка антиквариата - идеальный вариант совмещения солидного хобби с надежным вложением средств: это становится аксиомой настолько, что спрос на качественные предметы старины грозит превысить предложение. Тем более в России, где глубина антикварного рынка невелика: нет пласта античного наследия, до середины XII века не существовало и икон. Со временем раритетных вещей становится все меньше - большинство из них оседает в частных коллекциях и не спешит всплывать на вторичном рынке. Пополнить иссякающие запасы можно, ввозя предметы искусства из-за границы или отодвигая хронологические рамки того, что принято считать антиквариатом, все дальше к середине 50-х, 60-м и даже 70-м годам XX века. В этом случае речь пойдет об искусстве советского времени. Насколько перспективно оно с точки зрения финансовых вложений?

Золотая лихорадка. На заре перестройки покупка предметов советского искусства была сродни освоению золотых приисков - первыми это поняли зарубежные коллекционеры. Тогда мода на "рашн экзотик" выражалась не только в ритуальном приобретении ушанки с красной звездой или майки с надписью "СССР", но и в массовой скупке за суммы в $50-100 лучших работ мастеров советской живописи. "Нас опередили французы, голландцы, англичане и американцы, - рассказывает генеральный директор антикварного салона "Петербург - Москва" Михаил Гацкевич. - В начале 90-х целые собрания советских художников вывозились за рубеж. В итоге картин практически не осталось даже у самих живописцев и их наследников". Зато американский бизнесмен Реймонд Джонсон собрал внушительную коллекцию в 12 тыс. полотен, организовал более полутора десятков аукционов и даже устроил совместный проект с Третьяковской галереей под названием "Пути русского импрессионизма". Не чуждыми "красному" антиквариату оказались американский искусствовед Верн Свенсон, владелец лондонской Izo Gallery Мэттью Баун и другие: дальновидные арт-дилеры путешествовали по российской глубинке, заглядывая в клубы, дворцы культуры, управления заводов и колхозов, куда живопись на соответствующую тематику поставлялась в добровольно-принудительном порядке.

Скупленные за бесценок на зарубежных аукционах шедевры соцреализма уходили за десятки тысяч долларов. С тех пор западный рынок советским искусством, похоже, пресытился. "Покупательная способность иностранных граждан себя уже исчерпала, - считает Ильдар Галеев, директор галереи "Арт-Диваж", - за ажиотажем и бурным ростом продаж последовал спад". Однако имевший место всплеск интереса зарубежных коллекционеров к советскому искусству серьезно подогрел спрос среди российских собирателей, а произошедшее "вымывание" рынка в одночасье превратило предметы почти современного искусства в самый настоящий раритет.

И последние станут первыми. "Средние темпы роста цен на антиквариат, - рассказывает Михаил Гацкевич, - составляют около15% в год. Но бывают непредвиденные скачки, когда стоимость работ какого-либо художника вдруг возрастает в несколько раз. Это зависит не только от таланта, но и от многих случайностей". Так, творчеством Николая Дубовского широкая общественность стала пристально интересоваться после того, как в 1992 году его работу подарили Борису Ельцину.

В целом же имена многих советских художников продолжают оставаться нераскрученными, а стоимость их работ - серьезно заниженной. По качеству, отмечают специалисты, отечественная живопись 1930-1950 годов сопоставима с аналогичным периодом творчества художников ряда европейских стран. Однако стоимость полотен, например, немецких экспрессионистов достигает сотен тысяч долларов, в то время как цена на работы их советских коллег на порядок ниже.

Ситуация, впрочем, может вскоре измениться. "Сейчас наиболее интересно заниматься недооцененными именами, - считает Ильдар Галеев. - Та живопись, которая сегодня стоит $10-15 тыс., через пять-семь лет может продаваться за $100-150 тыс. Многие из тех картин, которые приобретались три-четыре года назад за $5-6 тыс. сегодня оцениваются уже в $40-45 тыс.". Так, два года назад полотна Алексея Пахомова стоили $10 тыс., сегодня их продают уже за $60 тыс. Цены на отдельные картины Роберта Фалька за год поднялись с $20 тыс. до $200 тыс. "Три года назад у нас было пять-шесть работ Юрия Пименова, - вспоминает директор галереи "Форма" Владимир Соколов. - Сейчас мы не можем найти ни одной, и цены выросли примерно в десять раз - с $5 тыс. до $50 тыс.".

Агитплакат по сходной цене. Но не стоит думать, что искусство советской эпохи ограничивается лишь живописным наследием. Особой популярностью среди коллекционеров пользуется, например, агитационный фарфор. Разброс цен на тарелки-чашки-блюдца, а также миниатюрные фигурки, изготовленные сразу после революции, составляет от $5 тыс. до $25 тыс. "За прошедший год, - подсчитывает директор галереи "Гала" Александр Авалов, - стоимость фарфора выросла примерно на 50-70%".

Впрочем, по свидетельству частного коллекционера и эксперта по агитационному фарфору и книгам русского авангарда Анатолия Боровкова, "фарфор первых лет советской власти начали вывозить уже с момента его создания в 20-е годы. Уже тогда он попал за границу - в основном в арабские страны. Потом была Великая Отечественная война, времена культа личности Сталина, когда "левое" искусство, к которому относится супрематический фарфор, планомерно уничтожали". В результате изделия перешли в разряд раритетов, а рынок наводнили так называемые фальшаки. "Я предполагаю, - говорит Анатолий Боровков, - что они делаются с ведома сотрудников Ленинградского или других фарфоровых заводов, потому что это хороший приработок. Технологически расписать белый фарфор под работы художников-супрематистов очень несложно". Вместе с тем высококачественные подделки попадают иногда даже на аукцион Sotheby's.

Примерно такая же ситуация наблюдается и с подделкой агитплакатов: не стоит покупаться на заманчивую цену в $150 - скорее всего это фальшивка. "Я знаю, что на Украине печатают агитационные фашистские плакаты на русском языке, - утверждает коллекционер. - Оригинальных работ сохраниться не могло: они попадали только в закрытые архивы и уничтожались представителями силовых структур. Современные типографии позволяют изготовить очень качественные плакаты. Но поддельные постеры все же можно вычислить по не совпадающим с оригинальными размерам и по размытым краскам".

Плакатный бум зарубежный рынок пережил восемь лет назад, когда в Нью-Йорке прошел аукцион, полностью посвященный "постерам" советских времен. Ажиотаж взвинтил цены до $15-18 тыс., в то время как сегодня их невозможно продать дороже чем за $5 тыс. В России же цена на плакаты не превышает $3 тыс., а в среднем составляет $750-1000. По мнению Анатолия Боровкова, дорого продать советские плакаты сегодня невозможно. Исключением, пожалуй, могли бы стать работы Александра Родченко и Эля Лисицкого: так, цена на плакат "Клином красным бей белых" последнего могла бы составить $100-150 тыс. Но за последние 15 лет их работы не значились в каталогах ни одного международного аукциона.

Запастись терпением. Так стоит ли рассматривать "красный" антиквариат как инвестиционный инструмент? "У меня есть несколько экземпляров произведений советского искусства, - рассказывает "Ф." председатель правления банка "Советский" Антон Юрковец, - но коллекция еще только начинает формироваться, и я очень взвешенно отношусь к выбору экспонатов. Но на данный момент для меня это скорее хобби".

Эксперты, впрочем, настроены серьезно. "Если есть деньги, лучше вкладывать их в искусство первых лет советской власти, - советует Анатолий Боровков. - Это настолько редкий материал, что он будет только расти в цене". Среди имен, пользующихся наибольшим спросом у коллекционеров, Владимир Соколов называет Александра Дейнеку (за минувший год цены на его работы выросли с $5 тыс. до $15 тыс.), Сергея и Александра Герасимовых, Кукрыниксов. Михаил Гацкевич констатирует резкий рост цен на работы Николая Макарова и прогнозирует интерес к творчеству выпускника Академии художеств Владимира Холуева, стоимость работ которого пока не превышает $1,5 тыс. "Пройдет всего пара лет, и цена на его работы вырастет минимум в два-три раза". В то же время Ильдар Галеев уверен, что стоимость картин художников 30-х годов рано или поздно достигнет европейского уровня. "Цены в $200-300 тыс. за картины, которые стоят сейчас в десять раз меньше, вполне реальны. Но нужно запастись терпением на ближайшие 10-15 лет".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль