Рынок проигрывает общественному мнению

67
Исследование. Опрос россиян показал, что общество и рынок страхования далеки друг от друга. И дело не столько в бедности большинства граждан, сколько в отсутствии у них знаний и доверия.
Такие разные проценты. В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 48,9% респондентов заявили, что вообще не пользуются страховыми услугами. Разумеется, эти цифры иллюстрируют не ситуацию на рынке, а субъективный взгляд на нее потребителя, который подчас в упор не видит, где и когда он сталкивается со страхованием. Многое зависит и от того, как сформулировать вопрос. Например, если у граждан поинтересоваться, владеют ли они полисом обязательного медицинского страхования, выяснится, что отношения со страховщиками таким образом поддерживает подавляющее большинство россиян. А именно 93% - таковы данные центра "Российское общественное мнение и исследование рынка" (РОМИР), который провел опрос на эту тему в апреле 2003 года. ВЦИОМ же предложил респондентам выбрать из подготовленного им списка те страховые продукты, которыми они пользуются.

В результате ни один из предложенных вариантов добровольного страхования не набрал более 10% голосов опрошенных. Правда, среди прочих вариантов ответа на вопрос: "Какими услугами страховых компаний вы пользуетесь?" был и такой: "Медицинское страхование, в том числе обязательное и добровольное". Его выбрали 21% респондентов, но сколько из них "добровольцев" - остается загадкой.

Страховщики к данным ВЦИОМ в части охвата рынка отнеслись с доверием, хотя их собственные маркетинговые исследования дают и несколько отличную картину. Так, по оценкам руководителя центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, охват россиян страховыми услугами более широк в первую очередь за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), полисы которого для своих сотрудников покупают работодатели. В крупных городах, утверждает Алексей Зубец, ДМС охвачено примерно 16,1% семей. Плюс ко всему огромная армия дачников, которая, по словам аналитика, превращается в одну из самых массовых и дисциплинированных категорий частных страхователей (очевидно, устав от регулярных погромов и поджогов своих домов в зимний период. - "Ф."). Специалист департамента маркетинга и развития бизнеса "Росно" Владимир Михеев указывает: "Если говорить о последнем исследовании ВЦИОМ, необходимо уточнить: 49% граждан не застрахованы ни по каким видам добровольного страхования. По нашим данным, эта цифра несколько ниже - около 46%".

Вопрос доверия. В конце концов уровень "застрахованности" - вопрос не столько социологии, сколько отчетности и статистики. Другое дело субъективная оценка рынка россиянами, а они, как выяснил ВЦИОМ, не слишком лояльны по отношению к страховщикам. Самый популярный ответ на вопрос, что в наибольшей степени повлияло на отказ воспользоваться услугами добровольного страхования, - "недоверие страховым компаниям", так заявили 31,5% респондентов. "Дороговизна услуг" и "отсутствие потребности" делят в рейтинге причин отказа вторую строчку (по 29,8%). При этом 70,9% опрошенных уверены, что "получить деньги со страховых компаний, как правило, очень сложно, так как они в любом случае стремятся избежать выплат". Как ни странно, но на фоне общего скепсиса уровень удовлетворенности качеством предоставляемых страховщиками услуг сравнительно высок: ВЦИОМ насчитал 42,4% довольных среди опрошенных страхователей, еще 22,2% "не вполне удовлетворены" и только 17,2% выразили полное неудовольствие работой компаний. Чаще всего в их деятельности граждан не устраивают бюрократизм и чрезмерная продолжительность процедур. Гораздо меньше таких, кто обижен отказом в выплатах или неполнотой страхового возмещения. Но есть еще 17,4% россиян, которые просто не находят оптимальные для себя продукты.

Страховщики не отрицают актуальности проблемы недоверия с той лишь оговоркой, что она адресована всем финансовым институтам в России, а не персонально страхованию. Интересно, что, по мнению большинства опрошенных "Ф." специалистов, за последние три года лишь одно событие, непосредственно относящееся к страховому рынку, существенно повлияло на отношение к нему частных клиентов - это введение ОСАГО. Причем влияние это противоречиво. "У россиян, безусловно, возрос интерес к страхованию: отмечается увеличение количества клиентов по другим, добровольным видам страхования. Вместе с тем не все граждане понимают суть ОСАГО и часто воспринимают его как дополнительный налог. В результате наблюдается и негативное отношение к страхованию в целом", - комментирует менеджер управления маркетинга группы "Альфа-страхование" Сильвия Мартиросян. Кстати, январский опрос ВЦИОМ показал, что положительно к закону об обязательной "автогражданке" отнеслись лишь 13% россиян. Втрое больше опрошенных считали тогда этот закон либо вовсе не нужным, либо малоприемлемым в том виде, в котором он вышел. Но, как отмечает генеральный директор Московской страховой компании (МСК) Владимир Евстигнеев, настроение россиян по поводу введения ОСАГО трансформировалось от начального неприятия к нейтральному. "На уровень же страховой культуры ОСАГО повлияло крайне незначительно, а интерес к добровольным видам страхования скорее был стимулирован страховщиками, чем явился следствием введения обязательной "автогражданки"", - полагает он.

Рынок сам по себе. В оценке воздействия другого заметного на рынке события - массового отзыва лицензий в августе - сентябре нынешнего года - страховщики расходятся. По мнению Алексея Зубца, в большинстве своем клиенты его просто не заметили: "Компании, у которых отозвали лицензии, или имели минимальные портфели договоров, или давно уже прекратили свою деятельность, представляя собой "спящие" страховые организации с нулевыми сборами". По словам заместителя генерального директора "Межрегионального страхового соглашения" Андрея Федькина, многие клиенты его компании массовый отзыв лицензий заметили, но событие это оценили нейтрально: "Это было воспринято без трагизма, как обычная "чистка" рынка от "мертвых" душ и маленьких компаний".

Темой отдельного социологического исследования могло бы стать отношение россиян к "серой" деятельности страховых компаний по оптимизации налогов. Ее эффект специалисты оценивают по-разному. "Страховщики, активно практикующие так называемые серые схемы, подвергают свою репутацию риску. Но страховая культура нашего общества находится на очень низком уровне, и лишь малая его часть осведомлена о практике "налогосберегающих" схем, чем и пользуется огромное количество мелких страховщиков, не заботящихся о своем имидже", - считает Владимир Михеев. В свою очередь Алексей Зубец полагает, что эта сторона бизнеса мало интересует рядовых страхователей, а зря: "Большинство клиентов не осознают, что компании, активно занимающиеся страховыми схемами, являются объектами повышенного риска в связи с возможными санкциями со стороны налоговых и иных контролирующих органов". С другой стороны к проблеме подходит Владимир Евстигнеев из МСК: "С учетом того, что по-прежнему значительное количество граждан получает заработную плату по договорам страхования жизни, никакого негативного отношения у них по этому поводу не возникает". Кстати, это косвенно подтверждается недавним исследованием фонда "Общественное мнение", выявившим, что почти половина россиян относится к неплательщикам налогов либо с пониманием, либо с безразличием и только 39% - с осуждением.

Нереализованный потенциал. Низкий уровень страховой культуры на фоне недоверия к рынку сдерживает его развитие не в меньшей степени, чем бедность среднестатистического россиянина. По расчетам "Росгосстраха", уже сегодня потенциальный платежеспособный спрос граждан на страховые услуги достигает 78,3 млрд рублей в год. Более высокую оценку этому показателю дает руководитель управления маркетинга "Ренессанс-страхования" Дмитрий Журавков - $3 млрд. Между тем сборы по добровольному страхованию за счет граждан в 2003 году составили 34,7 млрд рублей (за вычетом взносов по страхованию жизни). По данным компании "Росно", сегодня страховщики используют лишь 30-35% потенциала рынка. То есть объективно продажа полисов гражданам может увеличиться в два-три раза уже сейчас, лишь бы субъективное отношение к страхованию изменилось.

* -Согласно опросу "Росгосстраха", охватившему 2650 автовладельцев в 13 крупнейших российских городах, недовольны качеством услуг по ОСАГО около 25% клиентов страховых компаний, 65% - вполне удовлетворены.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль