Рынок проигрывает общественному мнению

77
Исследование. Опрос россиян показал, что общество и рынок страхования далеки друг от друга. И дело не столько в бедности большинства граждан, сколько в отсутствии у них знаний и доверия.
Такие разные проценты. В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 48,9% респондентов заявили, что вообще не пользуются страховыми услугами. Разумеется, эти цифры иллюстрируют не ситуацию на рынке, а субъективный взгляд на нее потребителя, который подчас в упор не видит, где и когда он сталкивается со страхованием. Многое зависит и от того, как сформулировать вопрос. Например, если у граждан поинтересоваться, владеют ли они полисом обязательного медицинского страхования, выяснится, что отношения со страховщиками таким образом поддерживает подавляющее большинство россиян. А именно 93% - таковы данные центра "Российское общественное мнение и исследование рынка" (РОМИР), который провел опрос на эту тему в апреле 2003 года. ВЦИОМ же предложил респондентам выбрать из подготовленного им списка те страховые продукты, которыми они пользуются.

В результате ни один из предложенных вариантов добровольного страхования не набрал более 10% голосов опрошенных. Правда, среди прочих вариантов ответа на вопрос: "Какими услугами страховых компаний вы пользуетесь?" был и такой: "Медицинское страхование, в том числе обязательное и добровольное". Его выбрали 21% респондентов, но сколько из них "добровольцев" - остается загадкой.

Страховщики к данным ВЦИОМ в части охвата рынка отнеслись с доверием, хотя их собственные маркетинговые исследования дают и несколько отличную картину. Так, по оценкам руководителя центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, охват россиян страховыми услугами более широк в первую очередь за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), полисы которого для своих сотрудников покупают работодатели. В крупных городах, утверждает Алексей Зубец, ДМС охвачено примерно 16,1% семей. Плюс ко всему огромная армия дачников, которая, по словам аналитика, превращается в одну из самых массовых и дисциплинированных категорий частных страхователей (очевидно, устав от регулярных погромов и поджогов своих домов в зимний период. - "Ф."). Специалист департамента маркетинга и развития бизнеса "Росно" Владимир Михеев указывает: "Если говорить о последнем исследовании ВЦИОМ, необходимо уточнить: 49% граждан не застрахованы ни по каким видам добровольного страхования. По нашим данным, эта цифра несколько ниже - около 46%".

Вопрос доверия. В конце концов уровень "застрахованности" - вопрос не столько социологии, сколько отчетности и статистики. Другое дело субъективная оценка рынка россиянами, а они, как выяснил ВЦИОМ, не слишком лояльны по отношению к страховщикам. Самый популярный ответ на вопрос, что в наибольшей степени повлияло на отказ воспользоваться услугами добровольного страхования, - "недоверие страховым компаниям", так заявили 31,5% респондентов. "Дороговизна услуг" и "отсутствие потребности" делят в рейтинге причин отказа вторую строчку (по 29,8%). При этом 70,9% опрошенных уверены, что "получить деньги со страховых компаний, как правило, очень сложно, так как они в любом случае стремятся избежать выплат". Как ни странно, но на фоне общего скепсиса уровень удовлетворенности качеством предоставляемых страховщиками услуг сравнительно высок: ВЦИОМ насчитал 42,4% довольных среди опрошенных страхователей, еще 22,2% "не вполне удовлетворены" и только 17,2% выразили полное неудовольствие работой компаний. Чаще всего в их деятельности граждан не устраивают бюрократизм и чрезмерная продолжительность процедур. Гораздо меньше таких, кто обижен отказом в выплатах или неполнотой страхового возмещения. Но есть еще 17,4% россиян, которые просто не находят оптимальные для себя продукты.

Страховщики не отрицают актуальности проблемы недоверия с той лишь оговоркой, что она адресована всем финансовым институтам в России, а не персонально страхованию. Интересно, что, по мнению большинства опрошенных "Ф." специалистов, за последние три года лишь одно событие, непосредственно относящееся к страховому рынку, существенно повлияло на отношение к нему частных клиентов - это введение ОСАГО. Причем влияние это противоречиво. "У россиян, безусловно, возрос интерес к страхованию: отмечается увеличение количества клиентов по другим, добровольным видам страхования. Вместе с тем не все граждане понимают суть ОСАГО и часто воспринимают его как дополнительный налог. В результате наблюдается и негативное отношение к страхованию в целом", - комментирует менеджер управления маркетинга группы "Альфа-страхование" Сильвия Мартиросян. Кстати, январский опрос ВЦИОМ показал, что положительно к закону об обязательной "автогражданке" отнеслись лишь 13% россиян. Втрое больше опрошенных считали тогда этот закон либо вовсе не нужным, либо малоприемлемым в том виде, в котором он вышел. Но, как отмечает генеральный директор Московской страховой компании (МСК) Владимир Евстигнеев, настроение россиян по поводу введения ОСАГО трансформировалось от начального неприятия к нейтральному. "На уровень же страховой культуры ОСАГО повлияло крайне незначительно, а интерес к добровольным видам страхования скорее был стимулирован страховщиками, чем явился следствием введения обязательной "автогражданки"", - полагает он.

Рынок сам по себе. В оценке воздействия другого заметного на рынке события - массового отзыва лицензий в августе - сентябре нынешнего года - страховщики расходятся. По мнению Алексея Зубца, в большинстве своем клиенты его просто не заметили: "Компании, у которых отозвали лицензии, или имели минимальные портфели договоров, или давно уже прекратили свою деятельность, представляя собой "спящие" страховые организации с нулевыми сборами". По словам заместителя генерального директора "Межрегионального страхового соглашения" Андрея Федькина, многие клиенты его компании массовый отзыв лицензий заметили, но событие это оценили нейтрально: "Это было воспринято без трагизма, как обычная "чистка" рынка от "мертвых" душ и маленьких компаний".

Темой отдельного социологического исследования могло бы стать отношение россиян к "серой" деятельности страховых компаний по оптимизации налогов. Ее эффект специалисты оценивают по-разному. "Страховщики, активно практикующие так называемые серые схемы, подвергают свою репутацию риску. Но страховая культура нашего общества находится на очень низком уровне, и лишь малая его часть осведомлена о практике "налогосберегающих" схем, чем и пользуется огромное количество мелких страховщиков, не заботящихся о своем имидже", - считает Владимир Михеев. В свою очередь Алексей Зубец полагает, что эта сторона бизнеса мало интересует рядовых страхователей, а зря: "Большинство клиентов не осознают, что компании, активно занимающиеся страховыми схемами, являются объектами повышенного риска в связи с возможными санкциями со стороны налоговых и иных контролирующих органов". С другой стороны к проблеме подходит Владимир Евстигнеев из МСК: "С учетом того, что по-прежнему значительное количество граждан получает заработную плату по договорам страхования жизни, никакого негативного отношения у них по этому поводу не возникает". Кстати, это косвенно подтверждается недавним исследованием фонда "Общественное мнение", выявившим, что почти половина россиян относится к неплательщикам налогов либо с пониманием, либо с безразличием и только 39% - с осуждением.

Нереализованный потенциал. Низкий уровень страховой культуры на фоне недоверия к рынку сдерживает его развитие не в меньшей степени, чем бедность среднестатистического россиянина. По расчетам "Росгосстраха", уже сегодня потенциальный платежеспособный спрос граждан на страховые услуги достигает 78,3 млрд рублей в год. Более высокую оценку этому показателю дает руководитель управления маркетинга "Ренессанс-страхования" Дмитрий Журавков - $3 млрд. Между тем сборы по добровольному страхованию за счет граждан в 2003 году составили 34,7 млрд рублей (за вычетом взносов по страхованию жизни). По данным компании "Росно", сегодня страховщики используют лишь 30-35% потенциала рынка. То есть объективно продажа полисов гражданам может увеличиться в два-три раза уже сейчас, лишь бы субъективное отношение к страхованию изменилось.

* -Согласно опросу "Росгосстраха", охватившему 2650 автовладельцев в 13 крупнейших российских городах, недовольны качеством услуг по ОСАГО около 25% клиентов страховых компаний, 65% - вполне удовлетворены.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль