Ричард Карпович: "На Западе осознание необходимости страхования жизни формировалось веками"

78
Интервью. Президент недавно созданной компании "Ренессанс Жизнь" Ричард Карпович, более десяти лет проработавший на восточноевропейском рынке страхования жизни, с оптимизмом смотрит на развитие этого бизнеса в России/
- Господин Карпович, какие последствия для "жизни" в странах Восточного блока имела смена экономического устройства в конце 80-х - начале 90-х?

- В Польше во времена социалистического правления услуги по страхованию жизни предлагала единственная компания - государственный страховщик PZU. Польша пережила смену экономической формации относительно спокойно. PZU не имела проблем с выплатами страховых обеспечений населению, серьезные трудности возникли лишь в начале 90-х из-за гиперинфляции. Те деньги, которые страховщик платил по обязательствам, были настолько маленькими, что их едва хватало на пачку сигарет или пиво. Но вскоре и эту проблему удалось решить. Под давлением общественности и судебных решений PZU стала пересматривать размеры выплат. Кроме того, период гиперинфляции был относительно недолгим. Пик ее пришелся на 1989-1991 годы.

- Рынок страхования жизни во многих восточноевропейских странах сегодня опережает российский по многим показателям. Чем вы это объясняете?

- Я полагаю, что польский страховой рынок по крайней мере на 10 лет опережает российский. Хотел бы более подробно рассказать, в каких областях. Первое - это государственное регулирование. В Польше существует очень четкое разделение компаний страхования жизни и "нежизни". Когда новая компания подает документы на получении лицензии, она должна изначально указать, какой страховой деятельностью будет заниматься, и отнести себя либо к категории лайф-компании, либо к иным страховщикам. Именно такое четкое разделение на категории позволило польскому рынку опередить российский. Другой фактор - более широкий спектр продуктов по страхованию жизни. Любой страховой продукт, который используется в Западной Европе, Северной Америке, был применим на польском рынке с самого начала экономических реформ. Я говорю, в частности, о таком продукте, как Unit-Link (позволяет страхователю выбирать стратегию инвестирования его накоплений. - "Ф."), который пока не разрешен к продаже в России. Когда мы начинали свой бизнес в Польше, тут же попросили власти допустить Unit-Link на рынок. Следующее отличие - это широкое доверие польских граждан к финансовым институтам. В течение последних 12-13 лет осознание необходимости страхования жизни среди населения выросло до больших высот. В России же это осознание пока находится на очень низком уровне.

- Польский рынок продолжает расти?

- Да, и очень быстрыми темпами. Когда мы только начали этот бизнес, было более 200% роста в год. Обычно, когда компания по страхованию жизни начинает свою деятельность, она выходит на прибыль не ранее чем через пять-семь лет, в Польше этот бизнес начал приносить прибыль уже на второй год.

- Быстрые темпы роста эксперты обещают и российскому рынку. По разным прогнозам он составит от 50 до 60% в год. Каковы ваши оценки?

- Я бы сказал, что 50% - это очень скромный рост. Я прогнозирую намного выше. Определение тенденции зависит от многих факторов. Как мне кажется, одна из наиболее важных проблем на сегодняшний день - это доверие населения к финансовым институтам. Поэтому мы счастливы, что у нас есть партнер с очень хорошей репутацией - это ЕБРР. Я думаю, это послужит сигналом для повышения доверия со стороны наших потенциальных клиентов.

- Означает ли это, что рынок страхования жизни поделят между собой компании с иностранным капиталом?

- Я думаю по-другому. Действительно, сегодня российский рынок позволяет иностранным инвесторам учреждать 100-процентные дочерние компании. Чисто российские они или иностранные - решающей роли не играет. Любой страховщик, который работает в России, действует в строгом соответствии с российскими законами, однако иностранные компании обладают гораздо большим опытом в данном бизнесе.

- Как вы оцениваете уровень подготовки российских специалистов, их знание дела?

- Как высокопрофессиональный. В России очень умные люди, и они не стремятся вновь изобрести колесо. Анализируя мировой опыт, они успешно адаптируют его к местным условиям.

- Какие лайф-продукты сегодня востребованы на восточноевропейском рынке? Можно ли говорить о каких-то национальных особенностях, формирующих среди потребителей то или иное отношение к страхованию жизни?

- Разница в национальности не играет роли, другое дело - способ мышления. В России, как и в Польше до изменения политической системы, правительство гарантировало заботу о гражданине с момента рождения и до смерти. Новая система, естественно, ничего такого не дает, обеспечивая лишь минимальную поддержку и предоставляя гражданам возможность заботиться о себе самостоятельно и в тех пределах, которые каждый для себя выбирает сам.

В Польше, Венгрии, Чехии, Словении и других восточноевропейских странах развитие страхования жизни началось раньше, чем в России. Поэтому компании в этих странах предлагают гораздо более широкий спектр продуктов - как страховых, так и финансовых. Их можно условно разделить на две основные категории. Первая - это чисто рисковое страхование жизни, вторая - накопительное страхование, рисковая составляющая невелика, а деньги, которые вы платите, идут на увеличение ваших сбережений. На сегодняшний день накопительные продукты занимают примерно 70% российского рынка. Но развитие смежных отраслей будет вносить коррективы. Например, продуктами страхования жизни будут защищаться ипотечные кредиты. Это вопрос времени и повышения потребительской грамотности россиян, осознания обществом необходимости страхования жизни. В западных странах это осознание формировалось веками. В Канаде, например, любой гражданин в течение своей жизни покупает от трех до пяти полисов страхования жизни.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль