Иностранный акцент

91
Тенденция. Российский рынок страхования жизни находится в самом начале своего развития. Его ближайшие перспективы связаны с приходом новых иностранных игроков и специализацией отечественных.
Неприличная скромность. По оценкам различных российских и зарубежных экспертов, в 2003 году объем рынка реального страхования жизни, то есть без учета "зарплатных" схем, составил в пределах $100 млн - $120 млн. При столь смехотворных абсолютных значениях тенденция тем не менее выглядит довольно оптимистично. По сравнению с 2002 годом рынок продемонстрировал рост в 50-65%. Но взгляд на его структуру вновь наводит на печальные размышления. Исследование Объединенной финансовой группы (ОФГ) показало, что в прошлом году около 50% всего реального страхования жизни приходилось на долю лишь двух компаний: "Росгосстраха" ($32 млн) и AIG Life ($23 млн). И хотя некоторые другие страховщики заявляли, что собрали по "жизни" более $20 млн, эксперты не склонны им доверять: с одной стороны, эти компании не обладают агентскими сетями, позволяющими конкурировать с очевидными лидерами, с другой - они не были замечены в активной рекламе.

Довершает печальную картину сравнение российского рынка страхования жизни с зарубежными. Про Северную Америку или Западную Европу говорить, конечно, не приходится, но за державу становится обидно и при виде достижений стран бывшего соцлагеря. Так, если в Чехии, пожалуй наиболее успешно развивающей лайф-программы, взносы по страхованию жизни достигают 1,72% ВВП, то в России аналогичный показатель измеряется сотыми долями процента. В абсолютных величинах отрыв не менее показателен. К примеру, в Польше сборы по "жизни" уже превысили $1 млрд. Догонять Европу, пусть и Восточную, придется долго даже при стопроцентном ежегодном росте.

Западный ветер. Но с чего-то начинать надо, и это "что-то" произошло в начале 2004 года, когда вступили в силу поправки в закон "Об организации страхового дела". Они фактически открыли российский рынок страхования жизни иностранным компаниям, которые могут работать на нем через свои "дочки". Условие о том, что материнские структуры должны быть зарегистрированы в странах ЕС, - не помеха транснациональным финансовым корпорациям. Давно уже присутствует в России AIG, обозначил свои амбиции Allianz, совместно с "Росно" выпустивший на рынок компанию "Альянс Росно жизнь". ЕБРР стал акционером "Ренессанс-жизни", где ему принадлежит 30-процентный пакет. Глядя на них, потянутся и другие - можно не сомневаться. Ну а тот факт, что экспансия иностранцев до сих пор не приобрела массовости, находит довольно простые объяснения. Аналитик ОФГ Илан Рубин указывает на "обеспокоенность инвесторов по поводу политических рисков, которые высветились конфликтом вокруг "Юкоса". По его словам, проблемы в банковском секторе этим летом тоже не способствовали притоку иностранных инвестиций.

Успех западным страховщикам обеспечит и простой российский потребитель, после дефолтов, кризисов и "пирамид" разочаровавшийся в отечественных финансовых институтах. Это полис ОСАГО или какой другой "обязаловки" он готов купить "не глядя", но копить деньги на старость или образование ребенку - совсем другое дело. Здесь либо к государству, либо к иностранцу. Государство же на страховом рынке представлено лишь в виде блокирующего пакета в "Росгосстрахе". "По старой памяти" и стараниями нового руководства эта компания имеет неплохие шансы сохранить лидерство. На более или менее заметную долю смогут претендовать и несколько других чисто российских страховщиков. Большинству же свои амбиции придется поумерить.

Острое желание обзавестись иностранным акционером сегодня возникает, наверное, у многих. Вот только условия столь ценного приобретения не всегда приемлемы. Тому виной пресловутая транспарентность, удовлетворять критериям которой в России - почти что подвиг. Для начала придется избавиться от всякого рода налоговых схем, а такое "начало" для некоторых означает одновременно конец, то есть бесславное завершение страховой деятельности.

Вопросы насущные. Однако гнетут отечественного страховщика не только глобальные, но и частные вопросы. Взять, к примеру, проблему размещения страховых резервов. Номинируя свои обязательства в долларах, компании ставят перед собой сложную задачу - минимизировать валютные риски в рамках доступного им набора инструментов. "Это вопрос, над которым сейчас бьются многие страховщики, идет долгое обсуждение с надзором, но проблема соотношения валюты обязательств до сих пор не разрешена, - сетует Алексей Юрьев из "Ренессанс-страхования". - Инвестиционные механизмы отрабатываются каждой компанией индивидуально, и какую-то тенденцию здесь отметить сложно". Понятно, что в такой ситуации в выигрышном положении опять-таки оказываются иностранцы, имеющие через свои головные структуры выход на западные рынки.

Кроме того, поправки в закон о страховом деле породили для отечественного бизнеса "проблему 2007 года", когда "жизнь" должна быть отделена от других видов страхования, за исключением личного (см. "Ф." № 35). С одной стороны, это дополнительные и по российским меркам внушительные расходы на создание или приобретение лайф-компании, с другой - еще не известно, что на это скажет сегодняшний клиент. "Теоретически можно предположить, что некоторые универсальные страховые компании столкнутся со сложностями в июле 2007 года, когда они должны будут окончательно разделить свой бизнес на "жизнь" и "нежизнь". Поскольку возникнет необходимость получать согласие страхователей на перевод договоров в другие компании, не исключено, что некоторые из них будут прерваны раньше срока", - комментирует Светлана Агафонова из "Росгостраха". Кстати, в самом "Росгосстрахе" процесс создания собственной лайф-компании еще не завершен.

Неизбежный рост. Кто бы ни осваивал рынок страхования жизни в России, местные компании или западные, эксперты единодушны в одном - он будет расти. В количественном выражении оптимизм простирается в диапазоне от ежегодных 40%, прогнозируемых "Альянс Росно жизнь", до 60-80%, которые приводит в своем докладе ОФГ. База под такие оценки приводится широкая. Во-первых, никто не сомневается в дальнейшем росте ВВП, а вместе с ним и реальных доходов населения. Все опрошенные "Ф." компании, занимающиеся страхованием жизни, своей целевой аудиторией видят людей с доходами не менее $300-500 и уповают на то, что таких год от года будет все больше.

Во-вторых, страховщики все еще не теряют надежды, что Налоговый кодекс пополнится новыми поправками, стимулирующими работодателя платить страховые взносы по ДСЖ за своих сотрудников. Но с этим не все просто, сегодня финансовые и налоговые власти пытаются выработать защитные механизмы, чтобы меры, по развитию негосударственного социального обеспечения не превратились в новую лазейку для построения налоговых схем.

В более отдаленной перспективе подстегнуть рынок "жизни" может ныне проводимая пенсионная реформа. В 2012 году первые россияне смогут оценить прибавку к государственной пенсии за счет инвестирования ее накопительной части. И если они почувствуют разницу, полагают эксперты, долгосрочные накопления при помощи профессиональных инвесторов, в том числе и страховых компаний, постепенно войдут в моду.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль