Путешествие в запредельность

71
Выставка. В филиале Третьяковской галереи на Крымском валу открылся проект "Предстояние/deisis", который можно было бы назвать новой иконографией.
Тьма. Погружение. Вспышка. Выхваченный из мрака лик - неузнаваемый, отстраненный. Он величествен и скорбен. Но - неосвящен, будто не спали еще с него покровы плоти. Он смотрит пристально и мимо. Новый Христос...

Проект "Предстояние/deisis", задуманный и осуществленный бизнесменом, издателем и коллекционером икон Виктором Бондаренко, художником Константином Худяковым и историком Романом Багдасаровым, претендует - ни много ни мало - на новое, адекватное XXI веку прочтение библейских образов. 25 хрестоматийных персонажей сакральной истории сотканы, склеены, слеплены из 60 тысяч отцифрованных фрагментов человеческих лиц. 350 моделей, отснятых с помощью макрообъектива, - фрагменты вселенской мозаики, которые складываются в обобщенные образы Адама и Евы, Петра и Павла, Марии Магдалины, Серафима Саровского, праотцев, пророков, эллинских философов... Сложная и многослойная компьютерная обработка сводит пазлы воедино. И - парадоксальный эффект: лица святых начинают сиять запредельным светом, одновременно притягивая и отталкивая своей натуралистичностью. От радужной оболочки глаза до капелек пота, от запекшихся губ до переливов синевы под глазами, от проткнутых запястий - кровавой карты священных мест - до висящего в стороне от "иконостаса" рассеченного лика Христа - реконструкция кажется точной, но одновременно образы пугают своей "нездешностью": будто космические пришельцы, будто экипаж таинственного корабля, смотрят они со стены Третьяковки.

Замысел проекта принадлежит Виктору Бондаренко. "Я коллекционирую иконы, - рассказал бизнесмен корреспонденту "Ф.", - и мне удалось собрать большую коллекцию. У меня есть XV век, XVI, XVII, XVIII, XIX, начало XX, а потом - выпад почти в 80-90 лет. И мы решили заполнить эту лакуну. Я представлял себе, что это должно быть выполнено в современных цифровых технологиях, и сделал предложение осуществить этот проект художнику Константину Худякову". Идея складывать образы из микроскопических снимков человеческой плоти родилась не сразу. Первые полгода (подготовка проекта, стоимость которого составляет несколько сот тысяч долларов, шла в течение четырех лет) авторы "Предстояния" шли и вовсе в другую сторону, намереваясь снимать загримированных актеров.

...Обтянутый черным зал погружен во тьму. Звучат начальные ноты нового реквиема - чистая, проникновенная, божественная мелодия. Но вот врывается в нее похожий на взлет ракеты звук, и музыка перерождается. Глубокий, густой, сжимающий голову психодейлик транс, эффектно выстроенное освещение, выхватывающее из небытия то одну, то сразу несколько "икон". Величавые лица надмирны, но над их головами не светится золотистое кольцо нимба, глаза не сияют умиротворением и ясностью, они будто живые, не успокоенные вечностью, застрявшие в сумерках полубогов-полулюдей. Эмоции далеки от религиозных. Это, возможно, шок (для особо впечатлительных зрителей организаторы припасли дежурящую карету "скорой помощи"): обрушивающийся куполом звук и бьющий нервной дрожью свет превращает зал в горящий танцпол. Сами авторы "Предстояния", впрочем, отнюдь не собираются эпатировать верующих или посягать на каноны церковного искусства. Они подчеркнули светский характер своего проекта, но со всей серьезностью отнеслись к его религиозной составляющей, изучив апокрифические сказания и богословские трактаты, философские труды и хвалебные гимны. Проделавший эту титаническую работу, Роман Багдасаров получил на то благословение батюшки, а дьякон Андрей Кураев написал предисловие к выходящему одновременно с проектом альбому.

Проект "Предстояние" уже сопоставляют с фильмом Мела Гибсона "Страсти Христовы". Тому есть много причин, но, кажется, главная - в мощном, эффектном воздействии на зрителя, прошибающим до нервических слез или предполагаемых обмороков, до выводящих из себя споров, до резкого, яростного отторжения. Как бы то ни было, Третьяковская галерея, хранящая шедевры "Явление Христа народу" Александра Иванова, "Христос в пустыне" Ивана Крамского и христологический цикл Николая Ге, инновационный проект приняла...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль