АБВГДейка для Суера-Выера

70
Подмостки. Театр "Эрмитаж" отправился в большое плавание: режиссер Михаил Левитин выпустил новый спектакль "Суер-Выер" по одноименной книге Юрия Коваля.
Только не подумайте ничего постороннего: Суер-Выер - это такая фамилия. Ее носит отважный капитан потрепанного фрегата "Лавр Георгиевич", на котором герои последней книги покойного Юрия Коваля плывут в поисках острова Истины. Попутно они открывают новые земли, сражаются с чудовищами, отбиваются от летящих им в лицо черных шляп, находят младенцев и пугаются женщин с шестью грудями. То ли роман, то ли сборник рассказов о приключениях Суера-Выера, лоцмана Кацмана, мичмана Хренова, боцмана Чугайло и прочих обитателей бороздящей мировой океан парусатой посудины написан очень смешно, хлестко, с изрядным уклоном в абсурдизм. Поставить подобный текст на театральных подмостках - задача одновременно и легкая, и сложная. Легкая, потому как персонажи у Юрия Коваля до нельзя фактурные, карикатурные, анекдотичные. Сложная, потому что за оголтелым смехом в книге скрывается второе дно: путешествие к острову Истины есть движение вглубь человеческой души...

Юрий Коваль подкупает какой-то детской простотой и неподдельностью, и, кажется, именно ощущения искренности на сцене и старается добиться Михаил Левитин в первой (и, по словам самого режиссера, вероятно, одной из последних) театральной постановке "Суера-Выера". На пустующие подмостки выходит человек с ведром и выливает воду в специальное углубление в сцене. Приносит еще одно, снова выливает. Достает солонку, сыплет соль, пробует воду на вкус. Вполне настоящая, океанская. Полный вперед! "Лавр Георгиевич" отправляется в плавание под музыку Фрэнка Синатры и плеск волн, под звуки расположившегося с краю сцены живого оркестра.

Сценическое пространство делится пополам: наклонная палуба, штурвал, капитанское кресло, упомянутая уже бочка - корабль с одной стороны и напоминающий половинку кокоса остров с другой. Отнюдь не минимализм: один поворот руля - и крошечный кусочек суши кажется преображенным. Остров Валерьян Борисычей с выглядывающими из прорезанных в "кокосе" дыр шляпами, остров Голых Женщин с обольстительными красотками и трогательной собирательницей бутылок с подбитым глазом, остров Теплых Щенков, на котором и впрямь водятся смирно сидящие на руках "мореплавателей" псы... Антураж, впрочем, не главное. Смотреть спектакль стоит по большей части ради замечательной игры актеров. Невозмутимый и чуточку меланхоличный капитан Суер-Выер в исполнении Владимира Шульги, восторженный, нелепый, инфантильный лоцман Кацман, которого играет Арсений Ковальский, внушительный и неуклюжий боцман Чугайло (Андрей Нагорный), укутанная в одеяло, попыхивающая неизменной сигарой в мундштуке мадам Френкель (Ирина Богданова) - игра гротескная, запоминающаяся, яркая, вызывающая взрывы искреннего детского смеха.

Утомляет, пожалуй, длящееся около двух часов первое действие: в определенный момент начинает казаться, что режиссер решил и вовсе не устраивать антракт. Однако перерыв оборачивается еще одним актом: Михаил Левитин не собирается отпускать зрителя, который за двадцатиминутную паузу может выйти из-под обаяния отважного капитана. А потому актеры в фойе показывают на карте перемещения Суера и команды, знакомят с картой не вин - перегаров! - или обсуждают со зрителями, какого пола та или иная буква русского алфавита.

Последняя тема становится чуть ли не главной на протяжении второго действия. Актеры устраивают игру в АБВГДейку: изгибаются, группируются, символизируя гласные и согласные. Все это образовательное "шоу букваря" выглядит забавно, но несколько затягивает действие, впрочем, лишая его определенной монотонности, с которой в очередной раз под музыку Фрэнка Синатры происходит поворот штурвала: "склейки" сцен в спектакле не балуют особым разнообразием. Повторением кажется и растягивание хором на разные лады словосочетания "Любовь бессмертна": в первом действии очень похожее распевание сакраментальной фразы "е-мое" уже вызвало у зрителя приступ здорового хохота. Появление на сцене живых и символизирующих теплоту любви щенков, впрочем, сглаживает пафос. И трогательно звучит финальное посвящение спектакля Петру Фоменко. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль