"Жизнь" в одиночестве

104
Разделение. До июля 2007 года страховщики, желающие заниматься "жизнью", должны вывести этот бизнес в отдельную компанию. Сегодня многие из них решают, создавать новую структуру или купить готовую.
До последнего времени отечественные страховщики в создании собственных лайф-компаний не нуждались. Если не говорить о налоговых схемах (которые постепенно переключаются с "жизни" на другие виды страхования), объемы в этом сегменте рынка были весьма скромными, соответственно и затраты на оптимизацию пакета рисков себя не оправдывали. Однако с 1 июля 2007 года вступают в силу поправки в закон об организации страхового дела, которые допускают совмещение "жизни" только с другими видами личного страхования. Поэтому, если организация занимается "имуществом", "ответственностью" или перестраховывает риски по ним, она обязана выделить свою "жизнь" в отдельную компанию.

Они были и раньше (например, у "AIG Россия" лайф-компания появилась еще в 1997 году), но теперь стали появляться все чаще. Вышли на рынок "Ингосстрах-ЛМТ", "Альфа-страхование-жизнь", "Альянс-Росно-жизнь", в процессе получения лицензии "Макс жизнь".

Собственная компания с чистого листа - удовольствие дорогое. Так, для "Росно" рождение "дочки" стоило $10 млн, которые пошли в оплату уставного капитала, еще десятки миллионов, по словам генерального директора компании Леонида Меламеда, будут вложены в развитие бизнеса. Замгендиректора группы "Альфа-страхование" Татьяна Робулец полагает, что оценить затраты довольно сложно: они зависят от размеров компании, особенностей ее портфеля, годового оборота и других факторов. "Но в любом случае, - отмечает она, - усложняется администрирование, поскольку страховщики вынуждены вести два баланса, две отчетности, две учетные базы, что, конечно, увеличивает их организационные расходы". Но в этом есть и свои плюсы, которые играют тем большую роль, чем крупнее страховщик. Новая компания работает по стандартам головной структуры, ее проще интегрировать в бизнес-процессы, а главное, как отмечает начальник отдела продаж управления страхования жизни "Ингосстраха" Алексей Андреев, она не обременена сторонними обязательствами.

Популярностью пользуется и другой метод выделения "жизни" - покупка готовой компании с имеющейся лицензией. Такой вариант видит оптимальным Московская страховая компания (МСК). "Действующий страховщик с опытом работы по "жизни", квалифицированным персоналом и клиентской базой имеет преимущество перед создаваемой компанией", - полагает замгендиректора МСК Александр Федонкин. К тому же если сейчас новые лайф-компании должны иметь уставный капитал не менее 60 млн рублей, то действующие должны увеличить размер своего капитала до 40 млн рублей только к 1 июля 2006 года. "Если речь идет не о страховой группе, а об отдельной компании, то целесообразнее приобрести готового страховщика, поскольку вопрос лицензирования не решается скоро: как правило, на это уходит от двух месяцев", - указывает еще на одно преимущество Татьяна Робулец.

Между тем перспективы рынка страхования "жизни" эксперты оценивают по-разному. Даже среди акционеров одного и того же страховщика единой точки зрения на этот счет нет. Так, если член правления Allianz AG доктор Вернер Цеделиус полагает, что объем российского рынка вырастет к 2010 году до $1 млрд, то вице-президент АФК "Система" (владелец 45,27% акций "Росно") Леван Васадзе более оптимистичен: через пять лет будет преодолена планка в $2 млрд. Директор развития "Макса" Вячеслав Менцов считает "жизнь" перспективным направлением. С одной стороны, это объясняется активным ростом рынка заимствований, диктующим спрос на страхование заемщиков. С другой - в условиях стабильной экономики люди все больше станут интересоваться накопительными продуктами. "Сейчас страховщики, приобретающие или создающие компании по страхованию жизни, идут на расходы с тем, чтобы предложить своим клиентам полный пакет страховых услуг, - отмечает Александр Федонкин. - И если компания будет параллельно заниматься иными видами личного страхования, что закон не запрещает, срок окупаемости этих вложений может уменьшиться".

Сколько в итоге лайф-компаний утвердится на рынке, прогнозировать трудно. По мнению Татьяны Робулец, России вполне хватило бы 30-40 таких организаций. Впрочем, их может оказаться и гораздо больше, ведь спрос на так называемые налогосберегающие схемы пока еще есть. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль