"Жизнь" в одиночестве

85
Разделение. До июля 2007 года страховщики, желающие заниматься "жизнью", должны вывести этот бизнес в отдельную компанию. Сегодня многие из них решают, создавать новую структуру или купить готовую.
До последнего времени отечественные страховщики в создании собственных лайф-компаний не нуждались. Если не говорить о налоговых схемах (которые постепенно переключаются с "жизни" на другие виды страхования), объемы в этом сегменте рынка были весьма скромными, соответственно и затраты на оптимизацию пакета рисков себя не оправдывали. Однако с 1 июля 2007 года вступают в силу поправки в закон об организации страхового дела, которые допускают совмещение "жизни" только с другими видами личного страхования. Поэтому, если организация занимается "имуществом", "ответственностью" или перестраховывает риски по ним, она обязана выделить свою "жизнь" в отдельную компанию.

Они были и раньше (например, у "AIG Россия" лайф-компания появилась еще в 1997 году), но теперь стали появляться все чаще. Вышли на рынок "Ингосстрах-ЛМТ", "Альфа-страхование-жизнь", "Альянс-Росно-жизнь", в процессе получения лицензии "Макс жизнь".

Собственная компания с чистого листа - удовольствие дорогое. Так, для "Росно" рождение "дочки" стоило $10 млн, которые пошли в оплату уставного капитала, еще десятки миллионов, по словам генерального директора компании Леонида Меламеда, будут вложены в развитие бизнеса. Замгендиректора группы "Альфа-страхование" Татьяна Робулец полагает, что оценить затраты довольно сложно: они зависят от размеров компании, особенностей ее портфеля, годового оборота и других факторов. "Но в любом случае, - отмечает она, - усложняется администрирование, поскольку страховщики вынуждены вести два баланса, две отчетности, две учетные базы, что, конечно, увеличивает их организационные расходы". Но в этом есть и свои плюсы, которые играют тем большую роль, чем крупнее страховщик. Новая компания работает по стандартам головной структуры, ее проще интегрировать в бизнес-процессы, а главное, как отмечает начальник отдела продаж управления страхования жизни "Ингосстраха" Алексей Андреев, она не обременена сторонними обязательствами.

Популярностью пользуется и другой метод выделения "жизни" - покупка готовой компании с имеющейся лицензией. Такой вариант видит оптимальным Московская страховая компания (МСК). "Действующий страховщик с опытом работы по "жизни", квалифицированным персоналом и клиентской базой имеет преимущество перед создаваемой компанией", - полагает замгендиректора МСК Александр Федонкин. К тому же если сейчас новые лайф-компании должны иметь уставный капитал не менее 60 млн рублей, то действующие должны увеличить размер своего капитала до 40 млн рублей только к 1 июля 2006 года. "Если речь идет не о страховой группе, а об отдельной компании, то целесообразнее приобрести готового страховщика, поскольку вопрос лицензирования не решается скоро: как правило, на это уходит от двух месяцев", - указывает еще на одно преимущество Татьяна Робулец.

Между тем перспективы рынка страхования "жизни" эксперты оценивают по-разному. Даже среди акционеров одного и того же страховщика единой точки зрения на этот счет нет. Так, если член правления Allianz AG доктор Вернер Цеделиус полагает, что объем российского рынка вырастет к 2010 году до $1 млрд, то вице-президент АФК "Система" (владелец 45,27% акций "Росно") Леван Васадзе более оптимистичен: через пять лет будет преодолена планка в $2 млрд. Директор развития "Макса" Вячеслав Менцов считает "жизнь" перспективным направлением. С одной стороны, это объясняется активным ростом рынка заимствований, диктующим спрос на страхование заемщиков. С другой - в условиях стабильной экономики люди все больше станут интересоваться накопительными продуктами. "Сейчас страховщики, приобретающие или создающие компании по страхованию жизни, идут на расходы с тем, чтобы предложить своим клиентам полный пакет страховых услуг, - отмечает Александр Федонкин. - И если компания будет параллельно заниматься иными видами личного страхования, что закон не запрещает, срок окупаемости этих вложений может уменьшиться".

Сколько в итоге лайф-компаний утвердится на рынке, прогнозировать трудно. По мнению Татьяны Робулец, России вполне хватило бы 30-40 таких организаций. Впрочем, их может оказаться и гораздо больше, ведь спрос на так называемые налогосберегающие схемы пока еще есть. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль