Театр в настоящем времени

72
Драма. С 17 по 26 сентября в Санкт-Петербурге пройдет Третий фестиваль современной пьесы "Новая драма". Драматурги и режиссеры создают актуальный театр, говорящий о жизни на ее родном языке.
Реальность вспарывает воздух, врывается в окно, стреляет в спины убегающих детей. Зачастую она не укладывается в сознании, взрывая эмоции, подобно противопехотной мине. Когда в ее осмыслении оказывается бессильной логика, на смену приходят образы - острые, мучительные, пугающие. Тогда рождается актуальное искусство, впитывающее соль и боль сегодняшнего дня...

События культурной жизни, в той или иной форме переосмысляющие то, что происходит "здесь и сейчас", сконцентрировались в небольшом временном отрезке. В № 31 "Ф." писал о фестивале реального кино и телевидения "Киноглаз", в № 33 - о фестивале современного искусства "Арт-Клязьма", на этот раз определяемом слоганом "новая российская реальность", и вот теперь фестиваль современной пьесы "Новая драма", который в этом году решено провести в Санкт-Петербурге. Театр шокирующий, проблемный. Театр, не сглаживающий, а оттачивающий до предела и без того острые углы - постановка актуальных пьес требует от драматургов, режиссеров и актеров изрядной смелости. Сформулировать собственное отношение к еще только свершающемуся оказывается на порядок сложнее, чем в миллионный раз перечитать "Гамлета" или пополнить стаю театральных "Чаек".

Из всех российских городов Санкт-Петербург, пожалуй, менее остальных обращен к актуальной драме. С одной стороны, он как никто другой опирается на классические традиции, с другой - фактически не имеет площадок, на которых можно ставить современные пьесы. Характерно, что на самом фестивале будет представлено только два питерских спектакля (Москва, для сравнения, привозит их сразу семь) - это "Кровать для двоих" по Милораду Павичу, поставленный в Театре им. Ленсовета, и "Овощи" по пьесе Ильи Тилькина, играемой театром "Особняк". Поэтому проведение "Новой драмы" в северной столице - это, по словам самих организаторов фестиваля, своего рода вызов, но не на дуэль - к диалогу.

Но расставим акценты девятидневной программы фестиваля, которая на этот раз будет проводиться вне конкурса. Традиционно она состоит из трех разделов: российский, международный (в него включаются как иностранные пьесы в постановке российских театров, так и работы зарубежных режиссеров) и специальный, где проходят семинары, обсуждения и читки пьес. Российское отделение обращает на себя внимание спектаклем "ЛДП/Дембельский поезд" Александра Архипова (ТЮЗ, Казань), который бьет крайностями - от пародии на современные сериалы до рефлексии на чеченскую тему. Одной из главных постановок программы станет работа "Изображая жертву" по пьесе братьев Пресняковых. Это не тот спектакль, который готовится к премьере во МХАТе: прочтение екатеринбургского ТЮЗа, пожалуй, откровеннее и жестче московского варианта. Почетное звание самого скандального спектакля фестиваля уже сейчас пророчат постановке "Клаустрофобия" по пьесе Константина Костенко. Остросоциальная тема: тюрьма, насилие, вынужденный гомосексуализм, ненормативная лексика, стиль антиэстетики - спектакль получается вызывающим, провоцирующим, раздражающим сознание зрителя.

Из международной программы стоит отметить работу эстонского режиссера Мерле Карусо. "Рожденный для Эстонии" - яркий перформанс с окраской соцарта, речь в котором идет о героях, родившихся в Советском Союзе и оказывающихся в современной Эстонии с ее неприятием советского прошлого. Могилевский театр драмы привозит постановку Владимира Петровича "Ночь Гельвера" по пьесе Ингмара Вилкиста - спектакль про фашизм в повседневной, частной жизни, который будет особенно интересно смотреться в контексте пьесы братьев Пресняковых и "Свадебного путешествия" Владимира Сорокина. На статус фестивального события претендует спектакль "Три домика" в постановке уже известной на Западе иранской театральной группы "Таджробе" (реж. Мердад Райани), рассказывающий о ритуальной мистерии - убийстве мятежного имама Хусейна, которое разыгрывается по праздникам в иранских мечетях. Стоит обратить внимание и на "Железную траву" рижского режиссера Петериса Крылососа по пьесе Инги Абеле.

Попытка осмысления острых тем и острых сюжетов нужна сегодня как никогда. Современный театр уже не может ограничиваться чисто развлекательной функцией - ему дано и с него спросится больше. Он слышит крики улиц, он чувствует стук шагов, он улавливает направление ветра - живет в настоящем времени. Живет и предпринимает пусть робкие, но попытки сделать мир хоть чуточку лучше.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль