Реальное кино по реальным ценам

101
Прокат. С 25 по 29 августа в Твери будет проходить Международный фестиваль реального кино и телевидения «Киноглаз». И это хороший повод поговорить о коммерческом потенциале документальных фильмов.
Документальное кино редко встретишь в кинотеатрах, по данным его проката не бывает еженедельных сводок, да и на DVD оно зачастую подается как «довесок» к кино художественному. Так могут ли ленты нон-фикшн вообще приносить прибыль или они способны выступать лишь некоммерческим приложением к «основной программе» игрового кинематографа? Не только могут, но и просто обязаны, заверили корреспондента «Ф.» опрошенные эксперты и сослались на пример нашумевшего фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» (за месяц до выхода в московский прокат его премьера пройдет на закрытии «Киноглаза»), который побил рекорд кассовых сборов для документальных фильмов и собрал свыше $100 млн - успех, достойный серьезного блокбастера.

Сравнивать показатели прибыли для художественного и документального кинематографа, впрочем, все-таки не стоит. Вложения в неигровое кино - это отнюдь не короткие деньги. Ощутимая прибыль может вернуться не ранее чем через год, а как правило, и вовсе через несколько лет. Особенно это касается высокобюджетных лент - серий BBC «Дикая природа», фильмов National Geographic и Discovery, которые, по мнению президента фестиваля «Киноглаз», члена Союза кинематографистов и лауреата международных премий Леонида Золотаревского, сегодня выгоднее покупать, чем снимать самим. Подобные фильмы способны в течение длительного времени «отбивать» до сотни тысяч долларов. Но обычно сборы в документальном кино на порядок меньше, что пропорционально и меньшим затратам на съемки. «Это удовольствие несравнимо дешевле создания игрового кино, - рассказывает режиссер-документалист Сергей Головецкий. - Если у человека есть своя техника, можно снять и за $3-5 тыс. Госкино дает деньги из расчета тысяча долларов на минуту, и эти расценки приближены к западным» (в Европе на минуту съемок выделяется около 2 тыс. евро. - «Ф.»). Ту же цифру называет и другой режиссер - Евгений Григорьев, уточняя, что «студия - это не конкретный фильм и до производства, как правило, доходят меньшие деньги: когда 80%, когда 60% и т. д.». Российские телевизионные каналы более экономны: на фильм в 40 минут они дают около $20 тыс.

Особенность фильмов нон-фикшн состоит в том, что они просто не могут существовать без телевидения. «Документальное кино за последние 15-20 лет прежде всего стало телеформатом, - рассказывает Петр Шепин, директор по маркетингу фестиваля «Киноглаз». - У любого режиссера существует кинокопия «для души», котора выставляется на кинофестивалях, и параллельная телеверсия, которая и приносит основной доход. В документальном кино телевидение - основной заказчик и основная площадка проката».

Бывает и наоборот: режиссер снимает кино, а потом предлагает его на ТВ. И здесь для продюсера главное - почувствовать конъюнктуру в хорошем смысле слова. Так, в Казахстане был снят уже ставший классикой фильм «Опыт Креста», в котором речь идет о подростковой преступности. Офицер - психолог колонии для несовершеннолетних Тарас Попов отснял 200 часов материала и долго предлагал его по компаниям, пока фильм не решилась продюсировать «Гала-ТВ», подключившая к делу режиссера Владимира Тюлькина, который смонтировал часовой фильм. В результате картина завоевала множество призов и была дважды показана в прайм-тайм по BBC (а slot - стоимость показа в это время составляет $120 тыс.).

Последний факт говорит о том, что документальное кино показывает высокие рейтинги и выгодно для ТВ. «Если бы это были нерейтинговые программы, их бы не было на сегодняшнем абсолютно коммерциализированном телевидении», - резонно замечает Леонид Золотаревский. «В документальном кино появилось много денег, - подтверждает Сергей Головецкий. - Их дает и государство, и каналы, которые занимаются производством: соответствующие отделы есть и на Первом канале, и на «России», и на НТВ, Ren-ТV».

Главной проблемой неигровых фильмов становится отсутствие грамотной системы продвижения. Сложность для прокатчиков здесь в том, что документальное кино - это кино тематическое, посвященное конкретному явлению или факту, и это ограничивает круг его аудитории. На Западе есть многочисленные фестивали и кинорынки (самые статусные - Каннский и Амстердамский), где потенциальные инвесторы скупают как готовые фильмы, так и незавершенные проекты; существуют и сети арт-хаусных кинотеатров. Что до России, то даже в Москве кинотеатры, показывающие документальное кино, можно пересчитать по пальцам одной руки, а добавившийся к трем существующим фестивалям «Киноглаз» только претендует в будущем стать российским MipDoc. Другой проблемой, по словам Сергея Головецкого, является нехватка кадров и как результат - случайные люди, попадающие в документалистику. Однако, по прогнозам большинства специалистов, ситуация будет меняться. На волне роста зрительского интереса к «реальному кино» в индустрию начнут поступать реальные деньги. И вкладывать их будут в первую очередь российские телеканалы. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль