Сквозь время и пространство

76
Искусство. В Москве открылась выставка "Границы прямоугольника - мое безграничное пространство" классика московского концептуализма и основателя photo-based art Эдуарда Гороховского.
В крошечном пространстве галереи "Файн Арт" теснятся работы Эдуарда Гороховского. То ли фотокартины, то ли тщательно прорисованные снимки, черно-белые и цветные, документальные и художественные одновременно. Москве досталась скорее выжимка обширной экспозиции, которая выставлялась недавно в Русском музее. Та, петербургская, в одночасье превратилась из юбилейной в посмертную: спустя две недели после своего 75-летия тяжело болевший художник скончался...

Бредя от картины к картине, чувствуешь себя почти неловко: вокруг родные, близкие Эдуарда Гороховского - кажется, будто незваным пришел на ужин в тесном семейном кругу. И в то же время в этой обстановке сам Эдуард Гороховский становится ближе и понятнее: приватность галерейного пространства сочетается с какой-то интимностью всего его творчества, в основе которого старые снимки 30-50-х годов. То тут, то там появляются фото друзей, знакомых художника, снимки из семейного архива - он словно доверяет зрителю частицу личного, делая его фактом искусства. Это незыблемый фундамент, на который художник уже надстраивает этажи вторых и третьих смыслов, придает объем, глубину, расставляет собственные акценты.

Родившийся в Одессе, а живший в Новосибирске Эдуард Гороховский появился в Москве в 70-х, когда за плечами уже был архитектурный институт, годы работы по специальности и признание в области книжной иллюстрации. Тесно сблизившись с кругом художников группы "Сретенский бульвар" - Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Виктором Пивоваровым, Эриком Булатовым - теми, кого ныне считают адептами московского концептуализма, он постепенно начал собирать свой фотоархив.

Эдуард Гороховский безупречно чувствует время. Стремительный XX век меняет отношение к прекрасному: просто любоваться красотой, по мнению художника, уже никому не интересно. Люди требуют факта, и таким непреложным свидетельством являются для Эдуарда Гороховского пожелтевшие от времени карточки, которые переводятся на холст посредством шелкографии, ретушируются, размываются, обретают цвет. Это и есть пресловутый photo-based art, титул отца-основателя которого так прочно приклеился к Эдуарду Гороховскому, - искусство, основанное на фотографии - анонимной, архивной, известной и не очень...

Старыми фотографиями прошлое вползает в его полотна, но через ностальгические черно-белые фото то и дело проступает присутствие настоящего. Особенно запоминается коллаж "Заборы": старомодная пара проглядывает сквозь деревянные, прошивающие тело картины доски. На холсте - двуцветье старенького снимка, на голубоватых же плашках забора - повторяющие контуры фотографии, но раскрашенные, но обретшие жизнь. "До" и "после" у Эдуарда Гороховского не контрастируют и не конфликтуют - они немыслимы друг без друга, как немыслимо уплывающее в сигаретном дыму "Утро художника" (так называется одна из работ) без завершенной в угаре ночи картины.

"Главное для него, - рассказывает куратор галереи Ирина Филатова, - время и пространство, как, впрочем, и вообще для художников XX века. Поэтому он фотографию вводил в пространство холста, раздвигая, разрушая единую плоскость картины". По признанию художника, картина для него - объект пластический. Он не пытается затолкнуть в нее "великие идеи добра и зла". И все же его работы не только умиляют глаз внешней отточенностью стиля: они трогают, они несут в себе эмоцию, как правило, окрашенную в ностальгические нотки. Напряженные маски присутствующих на "Заседании парткома", застывшие в дежурном "улыбочку!" лица отдыхающих "На южном курорте", развевающиеся "Знамена" демонстрантов - фотография, подаренная холсту, сохраняет портретную внятность, настроение момента, приметы времени. И вместе с тем обретает новую жизнь, как обретает второе рождение и знаменитый квадрат Малевича, в который вписывает художник засвеченные кадры из нашумевшей серии "Черный прямоугольник".

От выставки остается ощущение какой-то отрывочности. В маленьком зальчике не более полутора десятка картин, неоднородных по технике, по стилю. Скорее это краткий экскурс в мир Эдуарда Гороховского, интерес к творчеству которого теперь, несомненно, возрастет среди искусствоведов, коллекционеров и просто зрителей. "Недавно я посмотрела блок коллажей, который у нас лежал два года, - поделилась с "Ф." Ирина Филатова. - Это просто эквилибристика. В этих коллажах его можно сравнить только с Паганини. Есть очень интересная серия "Русские писатели", и мы обязательно сделаем отдельную выставку". l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль