ОМЗ остались не у дел

114
Бизнес. ОМЗ оказались в невыгодном положении из-за того, что "Интеррос" сорвал сделку по созданию "ОМЗ - Силовые машины", и теперь вынуждены разрабатывать новую стратегию.
"Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) и концерн "Силовые машины" полностью прекратили процедуру объединения. Как заявляют представители ОМЗ и "Интерроса" (контролирующий акционер "Силовых машин"), стороны не имеют друг к другу взаимных претензий. Однако участники процесса не разглашают, на каких именно условиях была достигнута договоренность о прекращении слияния. В частности, неизвестно, заплатит ли "Интеррос" неустойку как инициатор расторжения сделки. Так, некоторые информационные агентства со ссылкой на близкий к переговорам источник сообщали, что "Интеррос" выплатит $25 млн путем взаимозачетов кредитов, выданных его структурами для ОМЗ. Но директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев опроверг эту информацию, а пресс-служба "Интерроса" отказалась комментировать условия, на которых стороны договорились о прекращении объединения двух машиностроительных холдингов.

История. В соответствии с первоначальными планами, объявленными в конце прошлого года, компаниям предстояло объединиться как равным - в собственность ОМЗ должно было перейти 100% акций "Силовых машин", а акционеры этого концерна получили бы 50% акций ОМЗ. В рамках данной сделки генеральным директором "Объединенных машиностроительных заводов" стал глава "Силовых машин" Евгений Яковлев, а для реализации стратегии фокусирования на продукции энергетического машиностроения ОМЗ приступили к продаже тех видов бизнеса, которые были признаны непрофильными.

Но затем "Интеррос", контролирующий 71-процентную долю в уставном капитале "Силовых машин", решил продать эти акции немецкому концерну Siemens. Правда, такие планы не совсем совпадали с интересами российского правительства. Поэтому "Интеррос" договорился с Siemens о создании совместного предприятия, которому будет принадлежать 71% акций "Силовых машин". "Интеррос" получит в этом СП контрольный пакет - 50% + 1 акция, а Siemens - 50% - 1 акция, но управлять совместным предприятием будет немецкий концерн. Он также имеет право увеличить свою долю в СП. В течение 3-5 лет Siemens должен вложить в развитие и модернизацию "Силовых машин" около $200 млн. На прошлой неделе менеджмент "Силовых машин" во главе с Евгением Яковлевым покинул ОМЗ, и исполнять обязанности гендиректора "Объединенных машиностроительных заводов" стал Сергей Липский. На этой неделе собрание акционеров ОМЗ должно переизбрать совет директоров, который утвердит Сергея Липского в новой должности. Хотя возможно, что он будет лишь технической фигурой. Так, президент РСПП Аркадий Вольский высказал предположение, что основатель и бывший глава ОМЗ, а ныне министр экономического развития и торговли Грузии Каха Бендукидзе не задержится на своем новом посту. При таком развитии событий Каха Бендукидзе вполне может вернуться в компанию с целью возродить свое детище.

Пострадавшие. Если для "Силовых машин" новая сделка представляется крайне выгодной как за счет привлечения инвестиций, так и за счет доступа к передовым технологиям Siemens, то для ОМЗ срыв слияния, напротив, породил много проблем. Компания уже начала перестраивать свою организационную структуру под работу в рамках несостоявшегося концерна "ОМЗ - Силовые машины". Для этого она продала свою "дочку" ООО "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты" (ОМЗ-МНП). А ведь на продукцию судостроения и нефтегазовое оборудование пришлось 40% из $546 млн консолидированной выручки ОМЗ за 2003 год по международным стандартам финансовой отчетности. В итоге у компании осталось три дивизиона - по производству атомного оборудования, горной техники и спецсталей. Но, как говорит Андрей Онуфриев, восполнить потери поможет приобретение двух дочерних компаний чешского Skoda Holding, совокупный объем продаж которых составил в прошлом году около $200 млн. Поэтому выручка ОМЗ за 2004 год должна составить $400-470 млн.

Сделка по продаже ОМЗ-МНП менеджерам этой компании за $50 млн уже завершена. Как заявил "Ф." Андрей Онуфриев, вопрос об обратном присоединении бывшей "дочки" к ОМЗ не рассматривается сторонами. При этом новый глава ОМЗ Сергей Липский, изначально участвовавший в покупке ОМЗ-МНП наряду с другими топ-менеджерами этого предприятия, возможно, выйдет из числа акционеров во избежание конфликта интересов. За счет продажи подразделения морских и нефтегазовых проектов ОМЗ смогли покрыть расходы на сумму более 40 млн евро, связанные с приобретением активов Skoda. Кроме того, как подчеркивает представитель "Объединенных машиностроительных заводов", консолидированный долг компании уменьшился на сумму банковских кредитов, числящихся на балансе ОМЗ-МНП, то есть на $70 млн. Однако, как сообщил "Ф." аналитик ИГ "Ренессанс Капитал" Семен Миронов, текущий уровень долга ОМЗ практически не изменился по сравнению с показателем на конец 2003 года ($249 млн), несмотря на продажу ОМЗ-МНП.

Рейтинг. Обеспокоившись перспективами ОМЗ, рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило долгосрочный кредитный рейтинг компании, находящийся на уровне ССС+, в список CreditWatch с негативным прогнозом. Агентство также понизило рейтинги заемщика и приоритетного необеспеченного долга ОМЗ по национальной шкале с ruBBB- до ruBB. По словам кредитного аналитика S&P Татьяны Кордюковой, это решение отражает значительно ухудшившуюся ликвидную позицию ОМЗ и опасения относительно того, что характеристики бизнеса и финансовое положение компании могли пострадать из-за отмены сделки. Беспокойство S&P связано с предположением, что в 2004 году ОМЗ действовали сугубо в соответствии с интересами объединенной компании "ОМЗ - Силовые машины", включая стратегические приоритеты в финансовой политике и в сфере продажи и покупки предприятий. При этом, по мнению S&P, финансовое положение приобретенных ОМЗ подразделений Skoda, специализирующихся на производстве оборудования для атомной промышленности, выпуске спецсталей и комплектующих, также вызывает опасения. А Семен Миронов отмечает, что покупка активов Skoda, как и прочие приобретения ОМЗ, не обеспечила увеличения прибыли компании, что так необходимо ей сейчас. Более того, после объявления о реструктуризации в мае 2004 года наблюдалось продолжительное снижение курса акций ОМЗ, констатирует аналитик.

Как пояснила "Ф." Татьяна Кордюкова, для того чтобы разрешить ситуацию с кредитными рейтингами, ОМЗ должны, во-первых, предоставить информацию о наличии ликвидных ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по своим долгам. Для этого компания может, к примеру, получить финансирование от банков или из каких-то других источников. Второй вопрос к менеджменту ОМЗ относится к средне- и долгосрочной перспективе и касается стратегии развития бизнеса. Ведь теперь компания очень сильно отличается от той, что была раньше, и от того, что должно было появиться после слияния с "Силовыми машинами". На этой неделе ОМЗ намерены провести встречу с инвесторами для того, чтобы развеять их опасения. Ожидается, что там будут объявлены новые стратегические планы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль