Фотография невозможна

72
Персона. В Московском доме фотографии открылась ретроспективная выставка Анатолия Журавлева, в послужном списке которого персональные выставки в Австрии, США, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Венгрии.
Для подобной выставки "Ретроспектива" - название, пожалуй, не совсем привычное. Оно больше подходит почтенным седовласым мэтрам, подводящим финальную черту под своей жизнью в искусстве. Сорокалетнему, кочующему между Москвой и Берлином Анатолию Журавлеву, который появился на российской арт-сцене в конце 80-х и запомнился смелым по тем временам перформансом - сидением в надутой воздухом пятиметровой полиэтиленовой трубе на пару с телевизором, думать об итогах вроде бы еще рано. И поэтому его "Ретроспектива" немного о другом. О том, как мы видим и как мы воспринимаем мир. И о том, может ли это восприятие быть объективным. Особенно теперь, в эпоху массовых коммуникаций.

Рассматривая выставку, то и дело набредаешь на серии крохотных, с человеческий ноготок фотографий. Впрочем, мал золотник, да дорог: после того как на Берлинской биеннале работу Анатолия Журавлева купил Deutsche Bank, цены на каждую миниатюру взлетели с $30-50 до $150. Микроскопические квадратики фото образуют круги и эллипсы, вытягиваются в строгую черно-белую струнку, они приклеены к концу причудливо изогнутой проволоки или собраны в гроздья прозрачных шариков, будто сияющие елочные игрушки. "Что важнее: размер или содержание?" - задает зрителю головоломку автор и, кажется, пытается спровоцировать нас на более трепетное отношение к прекрасному: от его миниатюр не отделаешься поверхностным скользящим взглядом - к ним надо подойти вплотную. Сначала фото разглядываешь с увлечением, когда обнаруживаешь знакомые лица Джека Николсона или Кейт Мосс, потом - с недоумением, когда пытаешься различить очертания небоскребов и городских ландшафтов, никак не втискивающихся в формат 8х10 мм, а в конце концов и вовсе протираешь глаза, уже с трудом реагирующие на пестрые стаи квадратов.

Гораздо больше интригует другая серия - "Невозможные фотографии", где фотохудожник ставит под сомнение само понимание исторической достоверности, которая, казалось бы, стала неким синонимом фотоискусства. "Рим во времена императора Константина", "Бразилия начала XIX века", "Египет в конце XVIII века" - невозможность этих фотографий в том, что они словно проросли из времени, когда фотоаппаратов просто не существовало. Недокументальные кадры - пересъемка со старинных гравюр - оказываются сродни исторической беллетристике: они не могут претендовать на подлинность, но вместе с тем заставляют ожить время.

Впрочем, "Невозможные фотографии" не приковывают к себе с первого взгляда. Они размыты, туманны, неочевидны, их нужно смаковать и постигать, стараясь проникнуться авторской фантазией. Зато серия "Апостолы" цепляет своей абсолютной жизненностью. Это, конечно, не натуральные фотосъемки учеников Христа, но чья-то потрясающая работа с гримом и пластикой, абсолютное попадание в образ... Так думаешь, пока не подходишь к самому Анатолию Журавлеву, который с ходу опровергает все догадки и теории: отнюдь не постановочная фотография, а, как и в "Невозможных фотографиях", тщательная и скрупулезная пересъемка с помощью различных камер со старинных деревянных скульптур. Фотограф заглядывает в душу мертвому материалу, и тот раскрывается, обретает осмысленный взгляд - кажется вот-вот и он изречет - не скорбную проповедь, а что-то почти изящное: апостолов Анатолия Журавлева издалека можно спутать с задумавшимся Аполлоном.

Это, собственно, и есть один из главных замыслов автора: выстроить собственные отношения с реальностью. Отношения, правда, чуточку лукавые, потому как Анатолий Журавлев создает лишь иллюзию подлинности. Его работы - размышление на тему того, каким может быть фотографическое изображение: метровым, миниатюрным, узнаваемым, как фотографии Джека Николсона, абстрактным и текстурным, как снимки серии "Пигмент", - да в принципе любым. Главное - достоверным и невозможным одновременно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль