Экономика олимпийских игр

551
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Спорт. Многомиллионные денежные потоки дают жизнь олимпийскому движению. Но они же неуклонно отдаляют его от идеалов, которым были привержены спортсмены Древней Эллады.
Главным толчком к началу коммерциализации олимпийского движения стали Игры 1976 года в Монреале, обернувшиеся для организаторов настоящей финансовой катастрофой. Издержки на проведение олимпиады составили около $1,5 млрд вместо изначально запланированных $310 млн. Но и этого не хватило. Строительство стадиона, сооруженного специально для игр, было окончательно завершено лишь через 11 лет после самой олимпиады. А бремя "олимпийских" долгов канадские налогоплательщики несут до сих пор.

Наученные этим горьким опытом, руководители МОК решили коренным образом пересмотреть подход к финансированию. Олимпийское движение должно было превратиться в прибыльный бизнес, в противном случае ему грозили скорые похороны. В 1980 году "олимпийцев" выручила Москва: для коммунистического правительства престиж был куда важнее денег. А вот дальше... После финансового провала Монреаля желающих стать хозяевами олимпиады в 1984 году попросту не было. Смельчаки нашлись лишь в одном из крупнейших городов мира - Лос-Анджелесе.

Есть такой бизнес. Организационный комитет Олимпиады-84 возглавил Питер Уэберрот - в то время успешный бизнесмен, работавший в сфере туризма. Его можно назвать автором концепции финансирования олимпийского движения, применяющейся в несколько модифицированном виде по сей день. Но правильнее будет обозначить его заслуги иначе: Питер Уэберрот по сути создал новый вид бизнеса - индустрию спортивного маркетинга. Конечно, деньги у частных компаний "олимпийцы" брали и раньше: даже олимпиада в Монреале сумела собрать более 600 спонсоров. Однако Питер Уэберрот сумел убедить глав крупных корпораций в том, что спонсорскую поддержку олимпиады нужно рассматривать не как пожертвования, выделяемые "от щедрот" по остаточному принципу, а как серьезные вложения, способные приносить ощутимую отдачу.

Питер Уэберрот лично встречался с руководителями компаний, устраивая самым строптивым многомесячные "осады". Первым в его таланте переговорщика убедился глава Coca-Cola. В 1980 году компания внесла в бюджет олимпиады $12 млн - неслыханную по тем временам сумму. Затем ее примеру последовало еще несколько десятков компаний, и их суммарный вклад наличными и продукцией достиг $132 млн. Спонсоров поделили на три категории: официальные спонсоры (34 компании, большинство - многонациональные), поставщики олимпийских игр (64 компании) и держатели лицензий (65 компаний). В зависимости от категории корпорации впервые получили эксклюзивные спонсорские права: например, право именоваться "официальным напитком олимпиады" досталось кока-коле. Логотипы спонсоров наряду с олимпийской символикой появились на формах спортсменов и сувенирах. Отдельной статьей доходов стала продажа прав на телевизионную трансляцию соревнований: телекомпания ABC заплатила $225 млн за показ игр в Соединенных Штатах (четырьмя годами раньше ее конкурент NBC выложил за то же самое всего $87 млн). Всего же права на трансляцию получили 154 страны.

Несмотря на все эти успехи, организаторы не упустили из виду и расходы, введя режим строжайшей экономии. Было решено не тратить больших сумм на строительство новых объектов и по возможности обойтись тем, что уже есть. В результате на строительство ушло всего-навсего $26 млн - сущий пустяк по сравнению с аналогичными расходами в Монреале.

Игры в Лос-Анджелесе принесли организаторам прибыль, превысившую $200 млн. Неудивительно, что деловые приемы Питера Уэберрота с тем или иным успехом взяли на вооружение организаторы всех последующих олимпиад.

О спорт, ты - деньги! Сейчас олимпийское движение финансируется из пяти основных источников. Международный олимпийский комитет (МОК) управляет программой партнерства с вещательными компаниями и программой глобального спонсорства. Оргкомитеты олимпиад в странах их проведения получают деньги от программ местного спонсорства, продажи билетов и лицензий. Нетрудно заметить, что МОК контролирует львиную долю олимпийских финансов, поскольку продажа прав на трансляцию игр дает больше половины всех доходов (см. диаграмму). Однако 92% своих доходов МОК отдает организаторам олимпиад, международным спортивным федерациям и национальным олимпийским комитетам. Себе МОК оставляет 8% доходов - "на операционные и административные расходы".

Каждая олимпиада оставляет в истории не только спортивные, но и финансовые рекорды. Доходы олимпийского движения от маркетинговых программ неуклонно растут. Так, поступления от программы глобального спонсорства (The Olympic Partners - TOP) за 20 лет ее существования выросли в шесть с лишним раз.

Настоящим Клондайком для олимпийского движения стали партнерские соглашения с телекомпаниями. Каждый раз они платят все больше за право транслировать соревнования (исключением стала лишь зимняя Олимпиада в Альбервилле 1992 года, собравшая меньше "теледенег", чем Олимпиада в Калгари в 1988 году). Компания NBC, выкупившая права на трансляцию игр в США с 2000 до 2008 года, заплатила за это удовольствие $3,5 млрд. Трансляция зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити стоила NBC $545 млн и принесла ей прибыль в размере $75 млн. Еще бы, по некоторым оценкам стоимость показа 30-секундного рекламного ролика во время трансляции церемонии открытия игр доходила до $600 тыс. Предстоящие игры в Афинах обойдутся NBC в $793 млн. Что касается раздела самой жирной части олимпийского пирога, то до недавнего времени львиная доля доходов от трансляций (60%) доставалась организаторам олимпиад, остальное шло на поддержку олимпийского движения. Начиная с 2004 года организаторам придется довольствоваться 49%.

Финансовая зависимость МОКа от телевидения стала поводом для критики еще десять лет назад. В 1994 году в Лиллехаммере доходы от продажи прав телекомпаниям составляли 68% суммарного бюджета комитета. Сейчас эта доля несколько меньше, но вложенные телекомпанией сотни миллионов долларов - это всегда искушение сделать из олимпиады нечто более "аппетитное" для зрителя, чем просто масштабное спортивное событие. Чего стоили одни лишь судейские и допинговые скандалы последней зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Их старательное освещение (и даже раздувание) безусловно способствовало повышению рейтингов того же NBC до невиданных высот.

Неспортивные игрища. В некрасивые истории в последние годы неоднократно попадали и сам МОК, и национальные олимпийские комитеты. Самый серьезный урон репутации МОКа был нанесен еще до начала игр в Солт-Лейк-Сити, когда выяснилось, что город этот боролся за статус олимпийской столицы довольно сомнительными методами. Двоих его представителей уличили в создании специального фонда, из которого оплачивались дорогие подарки для чиновников МОКа. Скандал стоил тогда кресел многим высокопоставленным деятелям всемирного олимпийского движения. Однако кульминацией разбирательств в МОКе стало обвинение в коррупции вице-президента этой организации Ким Ун Юна. Дело не ограничилось внутренним расследованием и дошло до суда, в результате которого Ким Ун Юн сел в тюрьму на 2,5 года. По иронии судьбы именно этот человек в 2001 году чуть было не возглавил МОК: на выборах президента комитета он немного уступил Жаку Рогге.

Даже бывший президент МОКа Хуан Антонио Самаранч (в правление которого шлифовалась бизнес-модель проведения олимпиад) признает: появление скандалов подобного рода напрямую связано с тем, что игры за последние 20 лет стали носить более коммерческий характер. Олимпийское движение утратило баланс между материальными интересами и принципами, провозглашенными когда-то бароном Пьером де Кубертеном. В то же время приходится признать, что коммерциализация спорта - это данность, бороться с которой уже вряд ли возможно. Хотя бы потому, что никто еще не нашел и в ближайшее время вряд ли найдет альтернативные источники финансирования.

Второй Монреаль? Пожалуй, никогда прежде подготовка к олимпиаде не вызывала у наблюдателей такого беспокойства, как сейчас, когда остаются считанные дни до игр в Афинах. Бесконечные сообщения об отставании от графика работ и подозрения, что греческая столица может оказаться не готовой к приему гостей, стали уже обычным делом. Правда, сами организаторы гневно отвергают эти спекуляции, регулярно делая заявления в духе "в Греции все есть. А чего пока нет, то будет". Их поддержал вице-президент МОКа Денис Освальд: он проинспектировал олимпийские объекты за месяц до старта игр и остался доволен "достигнутым в последнее время прогрессом". Однако всего через три дня после этого утешительного заключения в городе случился конфуз: неожиданное отключение электричества парализовало жизнь столицы Греции и еще нескольких ее областей.

Вполне возможно, впрочем, что по милости богов все эти трудности будут преодолены и организация олимпиады в итоге не вызовет серьезных нареканий. Однако уже сейчас ясно, что праздник может закончиться для Греции тяжким похмельем. Официальный бюджет олимпиады составляет 2 млрд евро, 12% от этой суммы выделяется из казны принимающей страны. Кроме того, греческое правительство припасло еще 4,6 млрд евро на строительство различных объектов и благоустройство столицы. Первоначально, впрочем, сумма греческого "спецбюджета" была значительно меньше, но в результате бесконечных перерасходов в ходе подготовки к олимпиаде ее многократно пересматривали. А сейчас высокопоставленные политики и эксперты заявляют, что организаторы не уложатся и в нынешнюю смету. Даже в правительстве страны уже не все рады, что ввязались в эту затею. Министр национальной экономики Георгос Алогоскофис признал, что олимпиада будет стоить налогоплательщикам 6 млрд евро. И это еще скромные оценки. Ведь только на обеспечение безопасности уйдет 1 млрд евро вместо предполагавшихся 650 млн евро. Аналитики из PricewaterhouseCoopers считают, что проблемы с бюджетом могут способствовать замедлению экономического роста Греции после олимпиады.

Афины: русский счет

Сколько стоила подготовка российских спортсменов к Афинам-2004? Курирующие спорт чиновники утверждают, что дать точный ответ на этот вопрос нельзя, поскольку считать можно по-разному. Известно, что из федерального бюджета России в течение олимпийского цикла (за 2001-2004 годы) было выделено 1,51 млрд рублей и $15,525 млн. Кроме того, олимпийцы получают деньги из бюджетов регионального и муниципального уровней. Вносит свой вклад и Олимпийский комитет России (ОКР). А национальные комитеты, как известно, финансирует и богатый МОК. Немалые деньги дают и компании-спонсоры. В ОКР "Ф." сообщили, что спонсорская помощь в подготовке российской сборной к играм в Афинах оценивается в $6-7 млрд. Достаточно ли всех этих денег для того, чтобы обеспечить достойное выступление россиян на олимпиаде? Президент ОКР Леонид Тягачев в свое время уверял, что для полноценной подготовки сборной нужно эдак $100 млн, и жаловался на невозможность финансово тягаться с американцами, тратящими на своих олимпийцев около $1 млрд.

Ну а сами российские спортсмены также получают шанс неплохо заработать. Олимпийским чемпионам Афин выплатят по $50 тыс. Серебряные и бронзовые призеры получат $20 тыс. и $10 тыс. соответственно. Ну и рекламные контракты - кому повезет.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль