Бумага становится ценнее

73
Производство. Российские ЦБК этим летом подняли цены на свою продукцию. Это отразится на стоимости картонной упаковки и в конечном итоге на ценах потребительских товаров.
Ценовая ситуация на рынке встревожила производителей гофрокартона. По их словам, целлюлозно-бумажные комбинаты с начала июля подняли цены на картон белый и крафт, являющиеся исходным сырьем для производства упаковки на 3-5%. В частности, ОАО "Архбум" повысило цены на картон на 4,5%, на бумагу - на 4%. На 5% подорожали картон белый и крафт у ОАО "Нойзидлер Сыктывкар", ООО "Уралбумага" подняло цены на бумагу на 2%. А уже в этом месяце ЦБК дружно объявили о новом повышении цен с 1 августа еще на 8%. Таким образом, сырье для производства гофротары подорожало в среднем на 12-13%.

Комбинаты объясняют необходимость перерасчета цен ростом издержек, а именно удорожанием древесины, электроэнергии и стоимости перевозок. В принципе сам факт повышения цен выглядит вполне закономерно - в 2002 году они в среднем выросли примерно на 15%, а в 2003 году и вовсе не повышались. Так что текущая их корректировка вполне укладывается в рамки инфляции. Правда, в том же 2002 году цены поднимались в конце лета и в преддверии нового года - в периоды роста спроса на упаковку. Теперь же это произошло несколько раньше.

В качестве одной из причин видится некоторое сокращение производства "Архбумом" и "Нойзидлер Сыктывкар" в связи с ежегодными профилактическими ремонтными работами. Тем не менее потребители картона опасаются, что летний рост цен может оказаться не последним в этом году. При этом они говорят о том, что рынок монополизирован крупными поставщиками, и подозревают, что при повышении цен на продукцию производители действовали по договоренности между собой. Однако жаловаться в антимонопольные органы не спешат, видимо, из опасений испортить отношения с поставщиками. Козырем для последних является повышение спроса на упаковку, обусловленного как количественным ростом производства товаров народного потребления, так и стремлением производителей повысить привлекательность своих товаров за счет "красивой обертки".

Еще одним фактором является то, что ЦБК застрахованы от снижения внутреннего спроса благоприятной внешней ценовой конъюнктурой на свою продукцию и низкой экспортной пошлиной в 10%, тогда как производители упаковки в случае перехода на импортное сырье будут платить уже 15-процентную пошлину.

"Удорожание сырья вынуждает нас повышать цены и на собственную продукцию, - говорит генеральный директор специализирующейся на выпуске гофротары компании "ГОТЭК" Юрий Алпеев. - В зависимости от вида упаковки доля сырья составляет порядка 65-75% себестоимости. Соответственно новые контракты с потребителями нашей продукции будут заключаться уже по ценам на 8-10% выше, чем раньше. Потребители, естественно, этому не рады. Особенно те, в стоимости продукции которых доля упаковки достаточно велика. В первую очередь это производители бакалейной продукции, которая фасуется в коробки из гофрокартона. Ценовая конкуренция среди них очень высока, поэтому дополнительные издержки могут сильно отразиться на сбыте".

До 50% всей упаковки, потребляемой на российском рынке, и около 70% потребительской упаковки приходится на долю пищевой промышленности, которая насчитывает около 25 тыс. предприятий. Порядка 70% всего производства упаковочного картона приходится на гофрированный картон, примерно 80% которого используется в качестве транспортной упаковки.

Производством упаковки из гофрокартона в стране занято более 150 относительно небольших фабрик, расположенных преимущественно в многонаселенных регионах. По регионам производство распределено очень неравномерно - более 60% сконцентрировано в четырех экономических районах: Центральном, Северо-Кавказском, Поволжском и Северном. Как отмечают эксперты, такая раздробленность не лучшим образом сказывается на экономичности производства гофрокартона. Наименее затратное производство могло бы быть обеспечено путем создания единого технологического цикла: от получения и переработки целлюлозы до производства упаковки. Между тем перспективы производства упаковки в РФ куда как хороши. В прошлом году уровень душевого потребления гофрокартона и гофропродукции составлял около 5,5 килограмма на человека, тогда как уровень потребления в Европе и Северной Америке равнялся 21,4 и 87,5 килограмма на человека.

Крупнейшие российские производители картона

 2003 г.,2002 г.,2003 г.,% к совокупному
 тыс. ттыс. т% к 2002 г. выпуску в РФ
Архангельский ЦБК434,4408,2106,417,7
Котласский ЦБК270,9266,0101,811,0
Санкт-Петербургский КПК212,9204,8104,08,7
Братский ЛПК195,8189,3103,48,0
"Нойзидлер Сыктывкар"179,9155,2115,97,3
Набережночелнинский КБК116,9106,1110,14,8
Пермский ЦКК105,394,3111,74,3
"Светлогорск"83,778,0107,23,4
Селенгинский ЦКК77,888,488,03,2
Енисейский ЦБК74,649,8149,73,0

Источник: РАО "Бумпром"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль