Бумага становится ценнее

70
Производство. Российские ЦБК этим летом подняли цены на свою продукцию. Это отразится на стоимости картонной упаковки и в конечном итоге на ценах потребительских товаров.
Ценовая ситуация на рынке встревожила производителей гофрокартона. По их словам, целлюлозно-бумажные комбинаты с начала июля подняли цены на картон белый и крафт, являющиеся исходным сырьем для производства упаковки на 3-5%. В частности, ОАО "Архбум" повысило цены на картон на 4,5%, на бумагу - на 4%. На 5% подорожали картон белый и крафт у ОАО "Нойзидлер Сыктывкар", ООО "Уралбумага" подняло цены на бумагу на 2%. А уже в этом месяце ЦБК дружно объявили о новом повышении цен с 1 августа еще на 8%. Таким образом, сырье для производства гофротары подорожало в среднем на 12-13%.

Комбинаты объясняют необходимость перерасчета цен ростом издержек, а именно удорожанием древесины, электроэнергии и стоимости перевозок. В принципе сам факт повышения цен выглядит вполне закономерно - в 2002 году они в среднем выросли примерно на 15%, а в 2003 году и вовсе не повышались. Так что текущая их корректировка вполне укладывается в рамки инфляции. Правда, в том же 2002 году цены поднимались в конце лета и в преддверии нового года - в периоды роста спроса на упаковку. Теперь же это произошло несколько раньше.

В качестве одной из причин видится некоторое сокращение производства "Архбумом" и "Нойзидлер Сыктывкар" в связи с ежегодными профилактическими ремонтными работами. Тем не менее потребители картона опасаются, что летний рост цен может оказаться не последним в этом году. При этом они говорят о том, что рынок монополизирован крупными поставщиками, и подозревают, что при повышении цен на продукцию производители действовали по договоренности между собой. Однако жаловаться в антимонопольные органы не спешат, видимо, из опасений испортить отношения с поставщиками. Козырем для последних является повышение спроса на упаковку, обусловленного как количественным ростом производства товаров народного потребления, так и стремлением производителей повысить привлекательность своих товаров за счет "красивой обертки".

Еще одним фактором является то, что ЦБК застрахованы от снижения внутреннего спроса благоприятной внешней ценовой конъюнктурой на свою продукцию и низкой экспортной пошлиной в 10%, тогда как производители упаковки в случае перехода на импортное сырье будут платить уже 15-процентную пошлину.

"Удорожание сырья вынуждает нас повышать цены и на собственную продукцию, - говорит генеральный директор специализирующейся на выпуске гофротары компании "ГОТЭК" Юрий Алпеев. - В зависимости от вида упаковки доля сырья составляет порядка 65-75% себестоимости. Соответственно новые контракты с потребителями нашей продукции будут заключаться уже по ценам на 8-10% выше, чем раньше. Потребители, естественно, этому не рады. Особенно те, в стоимости продукции которых доля упаковки достаточно велика. В первую очередь это производители бакалейной продукции, которая фасуется в коробки из гофрокартона. Ценовая конкуренция среди них очень высока, поэтому дополнительные издержки могут сильно отразиться на сбыте".

До 50% всей упаковки, потребляемой на российском рынке, и около 70% потребительской упаковки приходится на долю пищевой промышленности, которая насчитывает около 25 тыс. предприятий. Порядка 70% всего производства упаковочного картона приходится на гофрированный картон, примерно 80% которого используется в качестве транспортной упаковки.

Производством упаковки из гофрокартона в стране занято более 150 относительно небольших фабрик, расположенных преимущественно в многонаселенных регионах. По регионам производство распределено очень неравномерно - более 60% сконцентрировано в четырех экономических районах: Центральном, Северо-Кавказском, Поволжском и Северном. Как отмечают эксперты, такая раздробленность не лучшим образом сказывается на экономичности производства гофрокартона. Наименее затратное производство могло бы быть обеспечено путем создания единого технологического цикла: от получения и переработки целлюлозы до производства упаковки. Между тем перспективы производства упаковки в РФ куда как хороши. В прошлом году уровень душевого потребления гофрокартона и гофропродукции составлял около 5,5 килограмма на человека, тогда как уровень потребления в Европе и Северной Америке равнялся 21,4 и 87,5 килограмма на человека.

Крупнейшие российские производители картона

 2003 г.,2002 г.,2003 г.,% к совокупному
 тыс. ттыс. т% к 2002 г. выпуску в РФ
Архангельский ЦБК434,4408,2106,417,7
Котласский ЦБК270,9266,0101,811,0
Санкт-Петербургский КПК212,9204,8104,08,7
Братский ЛПК195,8189,3103,48,0
"Нойзидлер Сыктывкар"179,9155,2115,97,3
Набережночелнинский КБК116,9106,1110,14,8
Пермский ЦКК105,394,3111,74,3
"Светлогорск"83,778,0107,23,4
Селенгинский ЦКК77,888,488,03,2
Енисейский ЦБК74,649,8149,73,0

Источник: РАО "Бумпром"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль