Срыв ценой в миллион

110
Риски. Страхование риска срыва культурно-зрелищных мероприятий долгое время было услугой имиджевой. Но теперь спрос растет: организаторы концертов больше не готовы нести убытки из-за форс-мажоров и капризов звезд.
Услуга по страхованию рисков срывов мероприятий существует в России около пяти лет - с тех пор, как концерты западных звезд стали привычным явлением. Миллионные контракты могут обернуться ощутимыми потерями и головной болью, если запланированный и отрекламированный концерт в последний момент будет отменен. Поэтому вполне логичным выглядит желание устроителей застраховать его от возможного срыва.

Продукт, достаточно новый для российского рынка, уже давно прижился на Западе: там страхование срыва концерта автоматически входит в условие контракта. В России подобная практика развита довольно слабо и услуга считается элитарной. Один-два концерта в месяц, не более 24 контрактов в год - для страховых компаний это продукт штучный: страхуют, как правило, лишь крупные международные проекты, что бывает жестким требованием зарубежных партнеров.

Страховка по карману и не. При страховании выступления от срыва в результате болезни артиста, погодных условий и прочих причин тариф часто получается достаточно высоким - несколько процентов от страховой суммы, под которой обычно понимаются затраты устроителей на организацию мероприятия. "Иногда ставка страховой премии, - рассказывает руководитель управления специальных проектов группы "Альфа-Страхование" Андрей Рассветаев, - может достигать десяти процентов и более". В рамках бюджета концерта сумма получается настолько внушительной, что, как правило, оказывается организаторам просто не по карману. Поэтому в отличие от западных концертных агентств российские гораздо чаще предпочитают страховать ответственность перед третьими лицами, к которым приравниваются зрители. "В этом случае, - продолжает Андрей Рассветаев, - страхованием покрывается причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц в результате несчастных случаев - падения мачт освещения, пожаров, давки и т. д. Это страхуется достаточно часто и стоит недорого - в пределах 1-2% от объема ответственности. Поскольку он выбирается обычно не очень большой - несколько сотен тысяч долларов, например $200 тыс., то при ставке в 1% платеж получается $2 тыс., а иногда и меньше. Такие расходы организаторы уже тянут. Часто они предпочитают застраховать реквизит и медицинские расходы".

Некоторые компании разрабатывают отдельный продукт - страхование индустрии развлечений. "Он содержит несколько приложений, - комментирует Виталий Ус, начальник отдела методологии и андеррайтинга центра комплексного страхования финансовых рисков страховой компании "РОСНО", среди которых и риск отсрочки или отмены мероприятия. Он покрывает риск убытков стороны, организующей мероприятие, связанных со следующими причинами: болезнью участников мероприятия, неисполнением контрагентами своих обязательств, аварией транспортного средства. Сюда же попадают и форс-мажорные обстоятельства".

Уитни Хьюстон по повышенной ставке. Спрос на услугу хоть и есть, но опять-таки не велик, да и суммы фигурируют относительно незначительные: "Недавно, - рассказывает Виталий Ус, - мы страховали презентацию Volkswagen на сумму $600 тыс. Что касается страхования риска срыва концертов, то здесь сумма тоже укладывается в пределах сотен тысяч долларов. Бюджет крупного спортивного мероприятия, которое спонсируется кем-то из клубов, может составлять $1-2 млн - это не такие большие суммы, как на производстве". По словам Ольги Кузнецовой, директора Русского Шоу Центра, который входит в группу компаний "SAV Entertainment и Русский Шоу Центр", для каждого исполнителя создается индивидуальная смета, которая зависит от размера рекламной кампании и от того, какие расходы планируются при подготовке мероприятия. Ориентировочно это сумма варьируется в пределах $50-300 тыс.

Цену страховки назначают не сами страховые компании: многие из них работают с зарубежными андеррайтерами и большую долю ответственности передают западным перестраховщикам, которые специализируются на подобных рисках, страхуя зрелищные мероприятия во всем мире. Их цифра и является базовой, и от нее отталкиваются российские страховщики.

На цену вопроса во многом влияет концертная история самого исполнителя. Страховую компанию в первую очередь волнует, насколько часто происходили срывы его выступлений, состояние его здоровья, адекватность поведения. Например, страховка концертов Уитни Хьюстон, известной своими непредсказуемыми выходками и проблемами с наркотиками, обходится организаторам дороже, чем страховка выступлений исполнителей с безупречной репутацией. Так, тариф, который группа "Альфа-Страхование" предложила промоутерам российской части турне, оказался настолько высок, что организаторы были вынуждены и вовсе отказаться от мысли о страховке и выиграли, потому как концерты прошли без эксцессов.

Для ставки имеет принципиальное значение, в помещении проводится концерт или под открытым небом. Страховка мероприятия, проводимого на Красной или Дворцовой площади, будет стоить заведомо выше, так как сорвать концерт может обычный ливень. Немаловажно и то, кто является контрагентом страхователя, то есть кто будет отвечать за доставку оборудования, за транспортные средства, а также насколько серьезен сам организатор мероприятия, случались ли у него срывы и какие он нес убытки. Страховая сумма, как и в обычном виде страхования, будет умножаться на тариф, отсюда будет складываться страховая премия. В среднем тариф составляет от 1 до 5% при достаточно широком охвате рисков.

Расплатиться за корриду. Отмена концерта - дело хлопотное, экстренное и нечастое. Как сообщила "Ф." пресс-секретарь ОАО "Ингосстрах" Наталья Горгидзе, компания выплатила Международному концертному агентству 2,85 млн рублей в связи с отменой одного из двух концертов в Государственном Кремлевском Дворце Даррена Хейза. Назначенный на 28 октября 2002 года концерт был отменен в связи с терактом на Дубровке.

"С необходимостью страхования концертов мы столкнулись, когда планировали провести концерт кубинской певицы Омары Портуондо, - вспоминает Ольга Кузнецова. - В день ее прилета или даже накануне случился захват мюзикла "Норд-Ост", и кубинские власти и консульство категорически не рекомендовали ей приезжать в Москву. Больше срывов за последние шесть лет у нас не было, однако совсем недавно мы проводили концерты Шер, и она заболела в Финляндии и отменила концерты в Хельсинки, перенесла выступление в Осло. К нашему счастью, Шер выздоровела до приезда в Москву, и нас эта проблема не коснулась".

Также страховщики вспоминают португальскую корриду, которую отменил мэр Москвы Юрий Лужков в сентябре 2001 года незадолго до начала. Убытки, которые потерпел организатор - Русская академия развлечений - были оценены в $1 млн. Директор академии Андрей Агапов надеялся на возмещение этой суммы компанией "РОСНО", однако, по словам Виталия Уса, тогда удалось обойтись взаимозачетами. В свою очередь группе "Альфа-Страхование" еще в бытность ее "ВЕСТой" пришлось выплатить порядка $200 тыс. за концерт шок-рокера Мерилина Менсона: сломался грузовик с реквизитом, и выступление в Олимпийском отложили на день.

В целом страхование рисков срывов культурно-массовых мероприятий остается услугой элитарной, а рынок - довольно ограниченным. "По большому счету это не бизнес, а отвлечение наших ресурсов на мелочи, которые, впрочем, могут быть интересны из пиаровских соображений", - считает Игорь Иванов, заместитель директора страхового общества "Ресо-гарантия". Тем не менее перспективы у продукта все-таки есть. Организаторы концертов постепенно приходят к сознанию того, что страхование подобных рисков - вопрос страховой культуры и даже имиджа серьезной концертной организации. И, по мнению части экспертов, впоследствии станут страховаться не только крупные международные концерты, но и более мелкие: в жизни слишком много случайностей, которые от нас не зависят...

Что подпадает под страховое покрытие

* террористический акт,

* национальный траур, объявленный в месте, где находится территория страхования,

* пожар, взрыв, падение летательного объекта на территорию страхования,

* остановка организационных и (или) подготовительных действий к мероприятию,

* стихийные бедствия (ливень, град, наводнение, оползень),

* банкротство контрагентов страхователя (устроителя),

* несчастный случай и (или) заболевание лица, выступающего в роли главного исполнителя или

осуществляющего действия по организации, подготовке и проведению мероприятия,

* -смерть лица, выступающего в роли главного исполнителя или осуществляющего действия по организации, подготовке и проведению мероприятия,

* транспортная задержка, если она произошла помимо воли страхователя и (или) его контрагента,

* неизбежная задержка в результате проведения таможенных формальностей,

* поломка оборудования, реквизита, если они не могут быть восстановлены в кратчайшие сроки,

позволяющие осуществить мероприятие,

* -кража оборудования, реквизита, если они не могут быть заменены в кратчайшие сроки, позволяющие осуществить мероприятие,

Источник: Ингосстрах

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль