Страховщикам нужны системы «на вырост»

82
Технологии. Рост розничных продаж заставляет страховщиков обрабатывать все большие объемы информации. Необходимы новые IT-системы, но на рынке пока нет готовых решений, отвечающих всем требованиям.
Проведенный «Ф.» опрос специалистов страховых компаний, отвечающих за поддержание информационных систем, показал, что в большинстве случаев используемые аппаратно-программные комплексы не способны в полной мере удовлетворить нужды компаний. По этой причине многие страховщики либо уже находятся в процессе перехода на более совершенную систему, либо планируют совершить такой переход в обозримом будущем.

Шапка по Сеньке. Несколько российских разработчиков «софта», среди которых наиболее известны «1С», «Инфин», «Парус» и «Диасофт», предлагают программные продукты для автоматизации страхового бизнеса. Готовые решения, не требующие доработки после приобретения, чаще подходят мелким и средним компаниям. Крупные страховщики обычно не довольствуются использованием типовых систем. Главная причина этого кроется в том, что в каждой компании бизнес-процессы организованы по-своему, и обычно приходится «подгонять» под них инфосистему, а не наоборот. В большинстве случаев программы, используемые сегодня, или создавались «с нуля» штатными специалистами компаний, или же являются модификацией какого-либо из коммерческих продуктов. В последнем случае доработка «софта» с учетом потребностей конкретного потребителя выполняется его разработчиком на заказ. Причем изменения в программе, сделанные для одного заказчика, обычно нельзя «растиражировать» на благо других: у них свой взгляд на бизнес-процессы. Антон Игнатов, возглавляющий IT-управление СК «Прогресс-Гарант», делится впечатлениями: «Мы сравнивали систему Master Insurance компании «Диасофт», внедряемую у нас, с аналогичной системой в другой страховой компании. Отличий столько, что два программных продукта кажутся абсолютно разными». Получается, что создатели «софта» тратят силы и время не на создание универсального комплекса, который можно было бы с малыми затратами приспособить для нужд любой компании, а на выполнение индивидуальных заказов. В итоге стоимость разработки остается высокой, а тщательность отладки программ часто оставляет желать лучшего.

От хаоса к порядку. Сегодня в большинстве страховых компаний наблюдается сходная ситуация: одновременно сосуществует несколько систем, разработанных разными людьми, каждая из которых отвечает за свой участок бизнеса компании. Обычно все программы слабо интегрированы между собой, что прибавляет работы сотрудникам, обеспечивающим их поддержку, а также непосредственным пользователям. Руководитель департамента информационных технологий СГ «Уралсиб» Анатолий Кузнецов поясняет, что к подобному положению привело отсутствие четкой изначальной концепции: «В процессе своего развития разные компании делали упор на те или иные виды страхования и исходя из этого формулировали приоритеты в построении информационных систем. Если какой-то вид хорошо продается, под него разрабатывается система, но позднее оказывается, что на ее основе автоматизировать другие виды не всегда возможно. Тогда приходится начинать какую-то новую разработку. Лишь в немногих компаниях сразу грамотно подходили к проектированию структуры базы данных». По словам Анатолия Кузнецова, в СГ «Уралсиб» сейчас удалось объединить данные практически обо всех заключенных договорах из разрозненных баз в единую инфосистему. Для этого были куплены права на использование и доработку программного продукта, уже «обкатанного» другими страховщиками. В компании осознают, что со временем наверняка потребуется перейти на более дорогую промышленную систему, но пока вполне хватает возможностей имеющейся.

Системные требования. Какой же программный продукт способен удовлетворить запросы страховщиков сегодня? Прежде всего система должна быть хорошо структурирована и все ее части должны быть плотно интегрированы между собой. На практике это означает конец «анархии» в отношении используемого «софта»: все информационные потоки должны быть централизованы. Также система непременно должна быть мощной, позволять оперировать сотнями тысяч (и даже миллионами) записей, быстро обрабатывать запросы. Уровень требований напрямую зависит от масштабов бизнеса, и не случайно: чем крупнее компания, тем шире ее информационные потоки. Если их обслуживание не организовано на должном уровне, бизнес просто «захлебнется». Такая угроза стала вполне реальной для многих страховщиков (особенно небольших) после запуска ОСАГО.

Чтобы не запутаться. Структурированность системы подразумевает четкое разделение функций между отдельными ее компонентами. Набор компонентов (иначе говоря - программ, входящих в пакет и соответствующих им массивов данных) в разных компаниях отличается. Зависит это не только от проводимых видов страхования, но и от того, какой подход был заложен при проектировании системы. Начальник отдела автоматизации технологических процессов «Нефтеполиса» Павел Голубев выделяет несколько составляющих системы «Парус», используемой его компанией. Отдельные блоки комплекса обслуживают учет по страхованию имущества и ответственности, личному страхованию, перестрахованию, ОСАГО. В специальный модуль выделен бухгалтерский учет. Есть также блок, отвечающий за финансовый анализ и отчетность. В других компаниях логическое деление системы зачастую отличается. Например, блок учета полисов имущественного страхования может быть «раздроблен» на более мелкие части: страхование автомобилей, грузов, водных судов и т. д. Отдельные компоненты системы могут разрабатываться для учета взаимоотношений с агентами и брокерами, расчета страховых резервов и других узких задач.

В одной связке. Интеграция между частями системы является непременным условием эффективности последней как целого. Разнородная информация связывается между собой ключами, с помощью которых возможно отследить любые связи. Например, взяв данные о зачисленных на счет средствах, можно тут же узнать, по какому полису был проведен этот платеж, кто является держателем полиса и какие выплаты по разным видам страхования он получал за все время существования компании. Для того чтобы система позволяла делать все это и многое другое, необходимо, чтобы все операции учитывались в единой системе, а все логические связи были предусмотрены еще на этапе проектирования структуры БД. Начальник отдела развития технологий СГ «Согласие» Виктор Базанов говорит, что используемая в его компании система собственной разработки морально устарела и требует замены: «Бухгалтерский учет ведется на платформе «1С». Интеграция с программой страхового учета организована через шлюз. Мы передаем данные полиса и контрагента, а бухгалтерская программа использует их при учете платежей. Из «1С» обратно передаются данные о страховых премиях и выплатах». Хотя в описанной ситуации весь процесс автоматизирован, полной интеграцией это назвать нельзя, ведь данные хранятся в двух независимых системах, что налагает существенные ограничения на манипулирование ими. По словам Виктора Базанова, потребность в более гибкой системе заставила компанию обратить внимание на рынок готовых систем и уже в ближайшее время она рассмотрит вопрос о переходе на продукт компании «Диасофт».

Муки выбора. Пока одни страховщики только начинают двигаться от «самодельных» систем к коммерческим, другие уже успели получить непосредственный опыт эксплуатации последних. Во многих случаях выясняется, что эти системы не способны удовлетворить потребности бизнеса. Поэтому в некоторых компаниях уже поднимают вопрос о поиске более совершенного решения. Как признался заместитель руководителя IT-департамента «АльфаСтрахования» Максим Варфоломеев, система «Парус», используемая для страхового и бухгалтерского учета, не является совершенной. Уже сейчас в компании внедряется корпоративная система управления Oracle, которая была выбрана с учетом стратегии развития страховщика.

Программное обеспечение иностранных производителей привлекательно прежде всего благодаря его качеству и легкости настройки, однако оно предназначено для обслуживания совсем иных бизнес-процессов. Антон Игнатов из компании «Прогресс-Гарант» (в которой, кстати, внедряется немецкая система SAP для целей управленческого учета и учета по международным стандартам) замечает, что российский страховой рынок радикально отличается от западного. Поэтому задача приспособления «софта» иностранного происхождения (каким бы проработанным и отлаженным он ни был) к местным условиям сложная и зачастую неблагодарная.

Появление в ближайшие годы какого-то стандарта информационных систем страховщикам не грозит. Картина будет оставаться такой же пестрой до появления по-настоящему качественных систем, адаптированных для российского рынка. Спрос на такие решения назревает. Обходиться собственными разработками страховщики уже не могут. Ни один из предлагаемых на рынке готовых продуктов не может претендовать на лидерство. Удачных примеров внедрения западных технологий тоже пока не видно. Но вероятно, что новые решения появятся не раньше, чем все страховое сообщество «созреет» для солидных вложений в информационные технологии.

Цена информации

Согласно экспертной оценке, годовые расходы российских страховщиков на IT сегодня составляют $260-280 млн и постоянно растут. Эта цифра включает в себя расходы на приобретение аппаратной основы, нового программного обеспечения и оплату услуг разработчиков, осуществляющих поддержку имеющихся программных средств. 70% рынка обеспечивают 6-8 ведущих компаний, которые наиболее заинтересованы в совершенных системах управления. Сейчас в расходной части бюджетов российских страховщиков на IT приходится в среднем 10-15% - существенно меньше, чем на Западе.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль