С российскими миллионерами знакомятся изящно

91
Через день после завершения очередной ярмарки современного искусства "Арт-Москва", ставшей итогом прошедших месяцев и заработавшей $540 тыс. (в 1,5 раза больше, чем в прошлом году), в столице состоялось художественное событие совсем другого масштаба и ранга: открытие Первого международного салона изящных искусств, который всю прошлую неделю проходил во дворце князей Долгоруких (ныне - галерея Церетели) на Пречистенке. 22 крупные европейские антикварные галереи, среди которых лондонская "Мальборо" и швейцарская "Крюжье-Дитесхейм", привезли в столицу истинные шедевры - работы Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Анри Матисса и звезд поп-арта, полотна Огюста Ренуара стоимостью $5,5 млн и картины Винсента Ван Гога, предлагаемые за $3,65 млн. Салон изящных искусств пока не имеет статуса ярмарки: скорее это ознакомительная выставка высокого музейного уровня. Корреспонденту "Ф." удалось побеседовать с ведущими антикварами Европы. Первым в поле нашего зрения попал Франсуа Дитесхейм, совладелец швейцарской галереи "Крюжье-Дитесхейм".

- Франсуа, расскажите немного о вашей галерее и о том, что за коллекцию вы привезли в Москву.

- Ян Крюжье создал эту галерею в 1962 году. И в Женеве, и в филиале в Нью-Йорке у нас есть русская клиентура, но в России мы впервые. Мы представляем художников XIX и XX веков и в первую очередь коллекцию Пабло Пикассо. С 1978 года Ян Крюжье представляет интересы одной из наследниц художника - Марины Пикассо. И когда делили наследство, Ян Кружье сам выбрал картины для ее коллекции. Мать Марины Пикассо - Ольга Хохлова (первая жена художника, русская балерина. - "Ф."), и поэтому на московском салоне мы хотели показать прежде всего именно эти картины. Но, возможно, в скором времени в Петербурге семья Крюжье покажет свою личную коллекцию - рисунки с XV по XX век.

- Но в Москву вы привезли антикварную "премьеру"?

- Здесь мы впервые публично представляем портрет Ольги Хохловой. Тогда при знакомстве с Пикассо в 1917 году она была звездой Лондона и Парижа, а сегодня становится звездой этой выставки. Возможно, она "вернется" обратно в Россию и окажется в собрании частного коллекционера или в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

- Не могли бы вы назвать цену этой картины? И как она может вырасти через несколько лет?

- Стоимость портрета $60 млн. Но, как вы знаете, месяц назад в Нью-Йорке прошел аукцион, на котором картину Пикассо, предварительно оцененную в такую же сумму, продали за $104 млн. Так что загадывать и прогнозировать здесь довольно сложно.

- Каков вообще годовой оборот европейского антикварного рынка?

- Он считается в миллиардах долларов. Но статистика учитывает более долгие сроки - скажем, 10-летие. Поэтому один год ничего не отражает. Искусство - долгосрочное капиталовложение, и цены постоянно растут. (Франсуа Дитесхейм снова переводит взгляд на портрет русской жены Пабло Пикассо.)

- Франсуа, как вам кажется, о чем задумалась Ольга Хохлова?

- Может быть, об очередном платье, которое Пикассо собрался ей подарить? А может, она думает о том, что не станет больше танцевать и родит ребенка. С Ольгой Хохловой Пикассо жил очень буржуазно, она всегда содержала дом в идеальном порядке, но это был совсем не его стиль, потому что он в первую очередь свободный художник...

Во время разговора г-н Дитесхейм обращает наше внимание на старинную мебель, некогда принадлежавшую Екатерине II. Ее владелец - антиквар в пятом поколении Оливье Крамер: мебель, приобретенная у членов его семьи, украшает залы Лувра, Версаля, Метрополитен-музея. Он рассказывает нам забавную историю об американке, задумавшей купить у его отца гарнитур времен Луи XVI. Недовольная его стоимостью, она решила поторговаться и только тогда выяснила, что ошиблась на ноль: антиквар запросил цену в десять раз меньшую... Но мы уже спешим дальше, привлеченные золотым блеском и сиянием старинных зеркал: прямо по курсу - салон антикварной мебели Филиппа Перрена.

- Филипп, откройте тайну: как к антикварам попадает вся эта роскошь?

- Вы знаете, нам очень повезло: во Франции случилась революция. Замки были опустошены, их владельцам отрублены головы, а торговцы антикварной мебелью смогли купить замечательные вещи. С тех пор все это передается из рук в руки, мы покупаем, продаем и снова покупаем. Иногда то, что продали когда-то наши родители, снова попадает к нам. Например, один стол я уже дважды покупал и продавал.

- А в России планируете присмотреть что-нибудь для вашей коллекции?

- С покупкой, как мне кажется, будет сложно: могут возникнуть проблемы с вывозом вещей из страны. Здесь все не так, как в Европе или Америке, где существует свободный обмен.

- Насколько динамичен французский антикварный рынок?

- Мода меняется слишком быстро. То, что популярно сейчас, может стать совершенно неактуальным уже через три года, а потом снова вернуться. Мы не занимаемся спекуляцией, и все изменения на рынке происходят так (чертит в воздухе плавно поднимающуюся вверх черту), а не так (рисует зигзаг). Темпы этого роста за последние 50-100 лет довольно невысоки, но даже во время кризисов на антикварном рынке наблюдается некоторая стабильность. Так что изменения почти не происходят.

- На российском рынке, напротив, наблюдается бурный рост...

- Я думаю, причина в том, что люди вдруг неожиданно разбогатели. Большие деньги рождают большой спрос. Российский антикварный рынок больше зависит от состояния именно российской экономики, а французский - от состояния мировой экономики в целом.

- Филипп, если позволите, немного личный вопрос. В каком стиле оформлен ваш дом?

- О, в нем есть все - от XV века до последнего месяца. Там перемешаны современные картины, старинные полотна, современная мебель и скульптура. Есть мебель XIX и XX веков, потому что мне все нравится. А все, что мне нравится, я покупаю.

...По выставке хочется долго бродить, внимательно рассматривая каждый экспонат: изящные секретеры и старинный паркет, круглый деревянный стол, за которым так и видишь пирующих рыцарей времен короля Артура, фламандскую живопись, полотна Питера Брейгеля и Амброзуса Босхарта-младших - некоторых из представленных на выставке художников попросту нет в коллекциях российских музеев. Среди старинных шедевров мелькает и обилие поп-арта. Рассматривая портрет работы Жан-Мишеля Баския, мы оказываемся в галерее "Дарга и Лансберг" и беседуем с основателем галереи Морисом Лансбергом.

- Ваша коллекция довольно эклектична...

- Пожалуй. Мы идем от живописи начала XX века и заканчиваем поп-артом. В ней есть, например, картина 1914 года, которая принадлежала Игорю Стравинскому. А сегодня на выставке к нам подошел американец, который в 1960 году купил ее у жены Игоря Стравинского (у меня даже сохранилось ее письмо). Бывают странные совпадения!

- А вы помните первую картину, принадлежащую вашей семье?

- Это портрет моей тети, которая некогда позировала Анри Матиссу, - первая и, наверно, самая дешевая картина, которую я приобрел. Помню и первого покупателя: коллекционер, который впоследствии выкупил аукцион Christie's: он приобрел у нас лучшую картину французского художника Пьера Суляжа. В это время я изучал живопись и только начинал понимать, что к чему в этом бизнесе. Но теперь главный начальник - сын, Паскаль. Он покупает картины, ориентируясь на свой вкус, и потом расстается с ними с большим трудом.

- Морис, какие процессы происходят на французском антикварном рынке?

- Сейчас наблюдается значительный подъем, за последние пять лет произошло даже удвоение цен на некоторые картины, потому что открылись новые рынки, в том числе Китая и Японии. Серьезным игроком стала Россия: в Европе, и в том числе во Франции, много российских инвестиций. С другой стороны, шедевров, картин мастеров становится все меньше, а значит, обостряется конкуренция. Все чаще эти картины попадают в музеи и оседают в них, прерывая круговорот. В последнее время появляются новые течения, которыми также не стоит пренебрегать, например поп-арт.

- Можно ли говорить об определенной моде на живопись?

- 60-е годы, поп-арт буквально взорвали рынок: это стало неожиданностью. Непреходяща мода на лучшие полотна импрессионистов: коллекционеры не зацикливаются в рамках одного направления. Но я могу говорить только о живописи до 1960-х годов. Все остальное - уже компетенция моего сына. Он вообще мое главное произведение искусства...

Международный салон изящных искусств вклинился в расписание московского художественного года внезапно, однако был подробнейшим образом разрекламирован на Западе. Вдохновленные платежеспособностью российских олигархов, европейские антиквары приехали, чтобы на месте прощупать российский арт-рынок. И хотя официально салон имеет статус выставки, вероятно, мы вскоре услышим о новых громких покупках. Цены на предметы антиквариата падать пока не собираются... l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль