КОУЧИНГ как средство саморазвития

144
Карьера. Сегодня этой методикой активно интересуются руководители банков. Ее можно назвать частью бизнес-образования. Но в отличие от него коучинг не предлагает готовое решение проблемы, а позволяет найти свое.
Диплом MBA, богатый опыт работы, знание иностранных языков и престижная должность, казалось бы, должны гарантировать успех в бизнесе и гармонию во всех сферах жизни. Между тем корпоративные курилки наполнены невостребованными людьми, жалующимися на отсутствие счастья вообще и невозможность стать олигархами в частности. При этом обладающих всем необходимым для того, чтобы стать успешными. "У них просто недостаточно развит человеческий фактор, - считает специалист по коучингу Андрей Марусов. - Если человек напичкан знаниями, но не знает, куда ему идти, он никогда не добьется успеха. Впрочем, все поправимо".

"Я все еще не миллиардер..." Коуча нанимают, когда хотят что-то изменить, достичь новых целей или ускорить процесс развития организации, объясняет директор компании Kaplan & Galata Coaching Роман Каплан: "Работа коуча концентрируется на человеческом ресурсе. Бизнесу такие услуги нужны, чтобы сформировать видение процветающей компании у топ-менеджмента, навыки лидерства, самомотивацию. Эта методика позволяет найти в каждом человеке оптимальное соотношение стратега и тактика. Кроме того, таким образом можно повысить качество менеджмента, а также создать поддерживающую развивающую среду".

К специалисту по коучингу чаще всего обращаются первые лица компаний. Как правило, клиенты олицетворяют собой стереотип "успешного человека": живут на работе, забыв о здоровье и отпуске, выбиваются из последних сил - и не получают от своей деятельности ни творческой эйфории, ни внутреннего удовлетворения. Они приходят с разными проблемами: бизнес не развивается, сотрудники отбились от рук, а сами топ-менеджеры находятся в состоянии постоянного стресса и давно махнули рукой на личную жизнь. Коуч может помочь только в том случае, если у клиента есть четкое видение того, чего он хочет достичь.

"Важно прояснить и сформулировать вместе с человеком именно его цель, - убежден Роман Каплан. - Ту, которой он действительно хочет достичь, а не предполагает в начале работы с коучем. Ведь часто исходные задачи, с которыми приходит клиент, изменяются и становятся более четкими в процессе нашего общения". После того как проблема сформулирована, начинается работа консультанта - поддержка в поиске путей достижения.

Коуч-программа. Работа консультанта с клиентом в основном проводится индивидуально. Групповых коуч-программ не так много, и, по словам Андрея Марусова, они составляют 10% от всех. На них, как правило, люди приходят с целью поменять сферу деятельности или создать собственный бизнес.

Как правило, коуч работает с топ-менеджерами и владельцами компании - с теми, от кого зависит, куда именно бизнес будет двигаться. Возможности для развития этих людей не ограничены, и коуч работает "по полной программе" - от разработки стратегии бизнеса до улучшения качеств самой личности. "Одна из проблем, с которой приходят к коучу, - отсутствие развития в бизнесе, - говорит Андрей Марусов. - Но не бывает таких ситуаций, когда у главы организации все в порядке, а она стоит на месте. Ведь все проблемы компаний - это по большей части проблемы руководителей".

В доказательство Андрей Марусов приводит российскую инвестиционную компанию, которая была основана в начале 90-х, однако не росла в течение нескольких последних лет. Владелец нанимал консультантов, правильно выстроил бизнес-схемы. Но проблема была в самой личности руководителя. Он не поднимал собственную планку: боялся двигаться дальше 7 млн чистой прибыли, которую давала компания. После осознания проблемы компания вошла в тройку лидеров на рынке.

Консультант для пенсионеров. Различных "подвидов" коучинга не счесть. При желании можно найти программы для вегетарианцев, разведенных и даже пенсионеров. Александр Савкин выделяет три вида коучинга. Два "внешних": индивидуальный и для организаций. Один "внутренний" - как стиль управления. "Все другие многочисленные виды - от коучинга для начинающего бизнесмена до программ для беременных - так или иначе укладываются в понятие индивидуального консультирования", - считает Александр Савкин.

Консультанту необязательно разбираться в тонкостях бизнеса клиента. Конечно, умение говорить на одном языке с людьми бизнеса - это плюс. Однако профессиональный коуч, по мнению Александра Савкина, сможет работать с любой задачей клиента: коуч не является экспертом по конкретному продукту, он - "специалист по процессу". Его основная задача - организовать все таким образом, чтобы человек самостоятельно ответил на вопросы, которые у него возникают. Но хороший консультант всегда учитывает специфику компании.

Успех бизнеса во многом зависит от правильно выстроенных отношений руководства с сотрудниками. Гендиректор японской компании, с которой работал Андрей Марусов, жаловался на то, что персонал его "скрыто саботировал". То есть люди делали вид, что работают только когда он за ними наблюдал. Оказалось, что у руководства и сотрудников просто не совпадало представление о том, ради чего работать. Владелец компании считал, что людей интересуют в первую очередь деньги и карьерный рост. Когда коучи опросили сотрудников компании, выяснилось, что им важно было понять, в каком направлении развивается бизнес. Это открытие стало для руководителя шоком, и он начал работать над информированием работников.

От выживания - к развитию. По мнению Александра Савкина, коучинг востребован в любом динамично развивающемся бизнесе: "Сейчас компании переживают период интенсивного роста, осваивают новые рынки или создают новые продукты. А коучинг всегда востребован "в эпоху перемен". Причем на разных этапах - когда изменения только предвкушаются или чувствуется, что назрела их необходимость, и тогда, когда они уже начались, и в организации происходит естественное сопротивление. Нам приходилось работать с компаниями в очень разных сферах бизнеса - от строительства, грузовых авиаперевозок и производства пива до средних и небольших компаний, занимающихся информационными технологиями и рекламными продуктами".

Как рассказывает Андрей Марусов, большинство клиентов приходят из сфер высоких технологий и услуг: "К сожалению, нельзя сказать, что у коучей много клиентов из финансовой сферы, - рассказывает Андрей Марусов. - Еще меньше - из нефтяной отрасли: если человеку удалось "сесть на скважину", развиваться он уже не хочет". А директор Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса Светлана Чумакова считает, что коучинг чаще всего используется в тех структурах, которые перешли от стадии выживания к развитию и повышению эффективности. По ее словам, все больше интересуются этой услугой и банки: "Наиболее частый запрос - развитие сервисной сети и формирование подхода к клиенту. Большинство руководителей кредитных организаций уделяют сейчас особое внимание созданию банковских продуктов для конкретного потребителя. Приток клиентов в банк может зависеть не только от выгодных условий, но и от самих сотрудников клиентских отделов, изменения их мышления, стиля общения, культуры сервиса".

По мнению Светланы Чумаковой, многое определяется тем, станет ли банк для потребителя "родным домом", где о нем заботятся. В этом случае клиент может нарушить правило "не класть яйца в одну корзину" и будет хранить все средства членов семьи в "одной кассе". Первые лица кредитных организаций озадачены сейчас развитием именно таких отношений с клиентом. И коучинг, по утверждению консультантов, может им помочь.

Кто такой коуч? По данным Сaplan & Galata Coaching, на российском рынке действует около 100-150 компаний, называющих себя коуч-консультантами. В реальности же качественные услуги предоставляют всего пять-семь организаций. Многие из работающих на рынке специалистов раньше занимались психологическими тренингами, кто-то даже педагогикой. Известные коучи не скрывают, что настоящих профессионалов в России можно сосчитать по пальцам одной руки. Как их найти?

Профессионалы проводят бесплатные сессии - как правило, получасовые. Во время такой "пробной встречи" можно сделать выбор. Александр Савкин рекомендует посмотреть на работу коуча, с которым вы бы хотели сотрудничать, попросить его поработать с собой в течение 10-15 минут по конкретному вопросу: "Общаясь с профессионалом, даже в столь короткие сроки вы сможете почувствовать эффективность его работы. Стоит также посетить презентацию его программ, пройти открытый тренинг или посмотреть, с какими компаниями он работает, связаться с ними и узнать о результатах его работы".

Цена на коуч-услуги выставляется за час. Обычно проводятся одна-две сессии в неделю. Их продолжительность - от тридцати минут до часа, а стоимость - от $70 до $800. Наиболее серьезные проблемы, требующие быстрого решения, подразумевают встречи коуча с клиентом в течение 4-8 часов в неделю. Цена зависит от вида коучинга, опыта специалиста и его клиентской ниши. Но средняя оплата для российского рынка, по словам Романа Каплана, - около $70-200. Корпоративные тарифы несколько выше. Как правило, работа коуча с клиентом длится от 4 до 6 месяцев.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль