Владислав Стрельцов: "Я достаточно молодой человек с амбициями"

122
Интервью. Владислав Стрельцов, назначенный на должность заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), предпочел потерять в деньгах ради опыта государственной службы.
- Владислав, когда вам поступило предложение перейти в ФСФР?

- В первые дни после назначения Олега Вьюгина главой ФСФР. После этого мы провели с ним ряд встреч, на которых обсуждался круг задач, поставленных перед Федеральной службой, и выделили те из них, которые близки и интересны мне: ими я и буду заниматься.

- Что это за задачи?

- В первую очередь на новом месте я сосредоточу свои усилия на совершенствовании регулирования и развитии инфраструктуры рынка. Поэтому кроме функций, связанных непосредственно с его развитием, на меня возложены функции надзора за инфраструктурными организациями и участниками рынка ценных бумаг. Кроме того, в моем ведении будет находиться управление общественных связей, которое взаимодействует с территориальными органами власти, средствами массовой информации и саморегулируемыми организациями. К тому же я буду отвечать за кадры и управление делами. Все эти функции весьма специфические и ответственные, поэтому совмещение их с другими направлениями деятельности ФСФР видится достаточно сложным. Например, нельзя заниматься одновременно регистрацией эмиссий и контрольными функциями.

- Всего у главы ФСФР будет четыре заместителя. Вам не известно, кто может стать остальными тремя заместителями?

- Я точно знаю, что предложение занять пост заместителя главы ФСФР поступило бывшему сотруднику ФКЦБ Сергею Харламову и рассматривается еще ряд кандидатур, однако пока вряд ли стоит называть их фамилии. Но это достойные все люди с опытом работы на рынке.

- С переходом на новое место работы вы понесли потери в финансовом плане?

- Да.

- Это не было препятствием при принятии решения о переходе?

- Нет. Представьте себе такую картину: я захотел повысить свой уровень знаний и поехал обучаться в Лондон. В этом случае я бы еще и платил за обучение. Здесь же у меня появилась возможность поработать над такой серьезной задачей, как создание мегарегулятора, получить беспрецедентный опыт, при этом мне все-таки будут платить. Я достаточно молодой человек с амбициями и готов потратить определенный период своей жизни на интересную и ответственную работу, благодаря которой смогу получить неоценимый опыт и знания. Кроме того, я знаю подход Олега Вьюгина к формированию команды и думаю, что он подберет перспективный и работоспособный коллектив.

- Вы без малого год занимали пост президента РТС. Что за этот период удалось сделать?

- Я думаю, основной итог моей работы на посту президента РТС заключается в том, что мне удалось обратить внимание участников рынка на основную проблему: их влияние на процесс формирования его инфраструктуры. Это очень большой и серьезный вопрос, а сам процесс его решения достаточно сложный. Дело в том, что очень нелегко развивать биржевой бизнес, не имея возможности привлечь участников рынка, заинтересовать их в реализации конкретного проекта данной биржи. Я надеюсь, что Сергей Родионов, который 28 апреля назначен исполняющим обязанности президента НП "Фондовая биржа РТС", сможет довести до конца решение этой проблемы.

- Раз уж разговор зашел о биржевом бизнесе, насколько вы считаете реальным и целесообразным создание на основе ведущих бирж единой торговой площадки?

- Я не считаю, что такой путь является самым верным и правильным. Хотя, безусловно, сами профессиональные участники рынка должны определить, где и как им удобно работать. Но есть достаточно разные сегменты торговли - срочный рынок, валютный рынок, классический рынок РТС, анонимная рублевая торговля. Те участники, которые делают основные обороты на этих площадках, входят в различные комитеты этих бирж, устанавливают правила торговли, определяют тарифную политику и т. д. Лидеры в этих сегментах разные, например на валютном рынке - это банки, на срочном - одни профучастники, на классическом рынке РТС - другие, а на безадресной торговле - третьи. Объединить все сектора торговли в одном юридическом лице достаточно сложно. Очень трудно будет соблюсти баланс интересов разных групп. Например, насколько равномерно совет директоров единой биржи должен состоять из представителей каждого из этих сегментов?

На мой взгляд, ничего страшного, если бирж будет много. Но вот в чем сейчас взгляды профессионального сообщества рынка точно пересекаются и где они, по сути, едины - это создание ликвидности. Потому что поддержание на каждом отдельном секторе денежной или бумажной позиции и перевод средств из одного сектора в другой существенно увеличивают затраты. Такое разбиение ликвидности препятствует развитию новых инструментов. Поэтому я не считаю количество бирж принципиальным вопросом. Я думаю, что необходимо создание единой мощной клирингово-расчетной системы, которая будет прозрачной и достаточно капитализированной и позволит серьезно снизить транзакционные издержки участников торгов. Вот где важно объединение, а сами биржи могут прийти на обслуживание к этому клирингово-расчетному центру.

- То есть в первую очередь необходимо создать единый депозитарно-расчетный центр, в результате чего средства между площадками и сегментами рынка можно будет переводить практически мгновенно?

- Да, совершенно верно. Это позволит обеспечить повышенные капитализацию расчетной системы и ликвидность торгов при одновременном снижении издержек.

- Ранее ФКЦБ высказывала идею создания единого банка данных по реестрам акционерных обществ, чтобы исключить манипуляции с реестрами. Насколько вы считаете его создание актуальным?

- Я не уверен в том, что, к примеру, проблему двойных реестров можно решить с помощью создания единого банка данных. Мне кажется, что как раз создание единого депозитарно-расчетного центра способно в большей мере навести порядок в списках акционеров.

- ММВБ обслуживается Национальным депозитарным центром (НДЦ), а РТС - Депозитарно-клиринговой компанией (ДКК). По сути, это две конкурирующие структуры. Насколько, на ваш взгляд, они готовы к объединению в единую депозитарно-расчетную систему?

- Сейчас между НДЦ и ДКК существует так называемый междепозитарный мост, по которому участники торгов могут оперативно переводить бумаги с одной биржи на другую. То есть два этих депозитария уже давно пришли к выводу о необходимости координации бизнеса с потребностями участников торгов, при этом обе структуры продолжают активно развиваться. Командными методами выделить главного из них и объединить на его базе их бизнес нельзя. Это могут сделать только сами участники рынка. То же самое можно сказать и о расчетных палатах, обслуживающих биржи.

- Многие высказывали недовольство деятельностью бывшей ФКЦБ, например, тем, что она совмещала в себе регулирующие и надзорные функции. ФСФР также будет совмещать эти функции?

- Недовольство, как мне кажется, касалось в первую очередь качества документов, принимаемых комиссией. Однако регулирующая функция позволяет оперативно принимать необходимые решения и поэтому она будет сохранена, как, впрочем, и надзорная функция. Я уверен, что нам удастся избежать ряда ошибок, сделанных предыдущей структурой.

- Как вы относитесь к такому нововведению ФКЦБ, при котором проспект эмиссии при подаче на регистрацию должен быть заверен лицензированным финансовым консультантом?

- Использование профессиональных финансовых консультантов, безусловно, положительный момент для эмитентов и инвесторов. Вопрос в наличии конкурентной среды в этой сфере и реального профессионализма. Я считаю, что нужно отменить обязательность заверения проспекта эмиссии финансовым консультантом, однако мы можем создать стимулы для эмитентов обращаться к ним. Например, сократить сроки регистрации тех проспектов эмиссии, которые заверены финконсультантами.

- Что ФСФР собирается делать для появления нормального законодательства, регулирующего срочный рынок?

- Для начала нам придется изучить все предложения и существующие наработки в этой области, а затем совместно с профессиональным сообществом выработать необходимые документы. Отсутствие законодательства является сдерживающим фактором развития срочного рынка. Это приоритетная для нас проблема, так как ее решение смогло бы привести к появлению новых инструментов, новых участников рынка, повысить объемы торгов и капитализацию рынка в целом.

- Что вы думаете о проблеме использования инсайдерской информации и каковы пути борьбы с ней?

- Искоренить полностью использование инсайдерской информации нельзя, но можно и нужно минимизировать это явление. Это сложная задача, поскольку теоретически инсайд может быть на бирже, он может быть у брокера, у его клиента или исходить от эмитента. Например, использование анонимной торговли уже усложняет для инсайдера задачу использования информации в корыстных целях. Также можно пойти по пути ужесточения доступа к информации, которая способна оказать существенное влияние на рыночные котировки.

В целом проблема делится на многие части. На мой взгляд, прежде всего необходимо провести определенную работу с депутатами Госдумы для скорейшего принятия качественного закона по проблеме, где будут определены понятие инсайда и ответственность за использование такой информации.

- Еще одной проблемой российского рынка является манипулирование им крупными участниками торгов. Как ФСФР планирует искоренить эту ситуацию?

- Проблема существует, и одними административными мерами ее не решить. Обязать участника рынка докладывать контролирующему органу о произведенных им манипуляциях на рынке бессмысленно. Для этого в ФСФР предполагается привлечь профессиональные кадры, которые понимают, что такое манипуляция, и сумеют ее вовремя выявить. Первичный анализ биржевых сделок на предмет манипулирования ценами автоматизирован, вся биржевая информация пройдет фильтрацию через определенный программный алгоритм. Однако необходимо конкретизировать критерии выявления подозрительных сделок, чтобы добиться наиболее близкого к истине результата. Поступившие же сигналы будут отрабатываться специалистами службы на предмет наличия факта манипуляции.

- В нынешнем году заниматься отбором компаний, которые будут иметь право управлять средствами накопительной части пенсии, возложено на ФСФР. Изменятся ли требования к претендентам и каковы будут принципы отбора?

- Относительно изменения критериев отбора пока сказать ничего не могу. Возможно, появятся какие-то корректировки. Однако требования, предъявляемые к таким компаниям, в большинстве своем правильные: их опыт и репутация на рынке, завоеванные годами успешной работы, должны быть основным проходным билетом для права работы с пенсионными средствами. Можно смягчить требования к количеству специально аттестованных специалистов внутри компании-претендента. Руководитель должен лучше знать, является его сотрудник профессионалом в данной области или нет. Ну а заниматься отбором компаний для работы с пенсионными накоплениями будут те же люди, что и ранее. Сейчас специалисты соответствующего подразделения Министерства финансов переводятся в ФСФР, где они и продолжат осуществлять аналогичные функции.

- Планируются ли какие-нибудь изменения в порядке и требованиях аттестации к специалистам по рынку ценных бумаг?

- Сейчас трудно сказать, но определенная проблема в этой области существует. Она есть как в плане приема экзаменов, так и в плане использования сотрудниками своих аттестатов. Зачастую один такой специалист оформлен на работу сразу в нескольких организациях. Стоит задуматься, насколько справедливо требование, что у компании должно быть, к примеру, пять аттестованных специалистов, а не четыре или три. На мой взгляд, отсутствие аттестованных специалистов не должно являться препоном для получения компанией лицензии. При этом необходимо поднять статус человека, который прошел обучение, сдал специализированные экзамены.

- Сегодня в стране существует большое количество акционерных обществ, чьи эмиссии акций не зарегистрированы, а поэтому эти акции не защищены законом. Что собирается делать ФСФР для изменения ситуации?

- У нас есть 14 региональных отделений. Они находятся непосредственно на месте и лучше знают обстановку и соответствие реальности. Мы будем проводить работу по передаче части полномочий региональным представительствам, чтобы они могли полностью осуществлять функции регулятора в своем регионе.

- Как вы считаете, какие изменения в действующем законодательстве требуют первоочередного внимания и как будут строиться отношения с профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации?

- Все то, что позволяет увеличить ликвидность российского рынка и способствует появлению новых инструментов, требует первоочередного внимания. Все государственные структуры, которые могут помочь нам в решении существующих проблем, будут привлекаться к работе как с точки зрения консультаций, так и для непосредственного участия в их разрешении.

Владислав Стрельцов родился в Челябинске в 1968 году. В 1994 году окончил Ярославское высшее военно-финансовое училище по специальности "бухгалтерский учет". С 1994 по 1997 год - директор департамента расчетов, бухгалтерского учета и отчетности Восточно-Европейского инвестиционного банка, в 1997-1998 годах - генеральный директор ОАО "Торговый дом ВСК". С 1998 по 2002 год - руководитель отдела финансового планирования, вице-президент НП "Фондовая биржа РТС". С февраля 2002 года по апрель 2003 года - председатель правления НКО "Расчетная палата РТС". С апреля по июнь 2003 года - первый вице-президент НП "Фондовая биржа РТС", а с июня 2003 года - ее президент.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль