Орлан: ускользающая красота со вкусом икры

88
Фотобиеннале. Ее стихия - эпатаж. Ее внешность - произведение современного искусства. Ее девиз: "Хотите увидеть чудо? Поинтересуйтесь моими ценами". Неподражаемая французская фотохудожница Орлан!
То ли женщина, то ли инопланетянка: совершенно нереальное существо. Для Орлан, выставка которой в рамках "Фотобиеннале-2004" открылась в ЦДХ, границы между жизнью и творчеством, кажется, не существует. Ее лицо напоминает черно-белую фотографию, с которой она улыбается умно, тонко и чуточку лукаво. Но главная деталь, дающая Орлан право на инопланетное гражданство, - небольшие "рожки", выступающие над бровями. Это результат девяти пластических операций по вживлению имплантантов, которые она перенесла в 1990-1993 годах. Неистовый борец за женские права, Орлан решила расправиться с однообразием кукольных стандартов, монополизировавших понятие красоты, а чтобы придать событию общественный резонанс, обратила его в перформанс. Операция проходила в прямом эфире, художница позировала, а облаченные в театральные костюмы помощники задавали ей вопросы философского толка.

В Москву Орлан привезла не только документацию былого подвига во имя искусства, но и серию фотографий 2000-2003 годов. "Африканская гибридизация" - часть большой выставки, открывшейся недавно в Париже. Ее образы - длинношеяя женщина-жираф, напоминающая красавицу Клеопатру; состоящая из шапки черных перьев маска для ритуала инициации; украшенная немыслимым рогатым гребнем для танца голова жительницы племени Эджагам... Лица ее героинь двоятся, троятся - это и впрямь настоящие гибриды. Об истоках этих необычных фантазий Орлан рассказала корреспонденту "Ф".

- Орлан, как родилась идея самогибридизации?

- Это логически проистекает из моего предыдущего творчества - вот таким, несколько радикальным способом. Для меня, как для женщины, важно иметь возможность по-хозяйски распоряжаться своим телом - своей территорией, поскольку обычно за женщину в этом плане решает кто-то другой. Я хотела бы, чтобы женщина освободилась от созданных за нее стереотипов привлекательности и от навязываемого ей предназначения - материнства, потому как оно порабощает, оставляя женщине очень узкую роль.

- Почему для своих образов вы выбираете африканские маски?

- Я очень много работала с культурой древних цивилизаций еще до того, как обратилась к африканским маскам. Так, египтяне производили некие действия над телом ради его видоизменения. В одном из африканских племен ребенку при рождении очень плотно забинтовывают голову, снимают повязку по истечении трех лет, и его череп принимает особенную, удлиненную форму. Для меня очень интересно проследить стремление многих цивилизаций к трансформации тела, плоти. Но если раньше можно было производить только чисто внешние изменения, то теперь, при новых технологиях, вмешательство в человеческое тело возможно уже изнутри. В своих работах африканские маски я "разбавляю" собственным лицом, и таким образом ставлю вопрос о том, что такое красота и всегда ли эта красота должна отвечать стандартам.

- Вам удалось понять, что такое красота?

- В сущности, красота остается явлением неуловимым - это какая-то птица счастья, которую никак не удержать на месте. Как только пытаешься зафиксировать красоту, придать ей какие-то каноны и их утверждать, в этот момент она пропадает. Тем более если пытаться подогнать ее под стандарты обыденных представлений.

- Изменения тела вызывают в вас какие-то внутренние изменения?

- Нет, я не считаю, что чисто внешние изменения могут повлиять на внутреннюю сущность человека. Скорее то, что я произвела над собой, можно сравнить с каким-то чрезвычайным спортивным достижением. Я чувствую себя спортсменом, который преодолел себя и вышел на небывалую высоту. Но после всех этих экспериментов я заметила, что к моему творчеству стали относиться немного иначе. Это, пожалуй, и есть самые ощутимые изменения.

- Что за история с Мадонной, которая якобы сравнивала ваше творчество со вкусом икры?

- Это была телевизионная передача, во время которой Мадонна сказала, что очень увлечена моими работами. В ответ я подарила ей медальон, в котором был кусочек моей плоти. Вот тогда она и сказала, что это столь же чудесно, как икра. Поэтому я очень рассчитываю на то, что буду нравиться в России. Раз уж меня сравнивают с икрой...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль