Орлан: ускользающая красота со вкусом икры

73
Фотобиеннале. Ее стихия - эпатаж. Ее внешность - произведение современного искусства. Ее девиз: "Хотите увидеть чудо? Поинтересуйтесь моими ценами". Неподражаемая французская фотохудожница Орлан!
То ли женщина, то ли инопланетянка: совершенно нереальное существо. Для Орлан, выставка которой в рамках "Фотобиеннале-2004" открылась в ЦДХ, границы между жизнью и творчеством, кажется, не существует. Ее лицо напоминает черно-белую фотографию, с которой она улыбается умно, тонко и чуточку лукаво. Но главная деталь, дающая Орлан право на инопланетное гражданство, - небольшие "рожки", выступающие над бровями. Это результат девяти пластических операций по вживлению имплантантов, которые она перенесла в 1990-1993 годах. Неистовый борец за женские права, Орлан решила расправиться с однообразием кукольных стандартов, монополизировавших понятие красоты, а чтобы придать событию общественный резонанс, обратила его в перформанс. Операция проходила в прямом эфире, художница позировала, а облаченные в театральные костюмы помощники задавали ей вопросы философского толка.

В Москву Орлан привезла не только документацию былого подвига во имя искусства, но и серию фотографий 2000-2003 годов. "Африканская гибридизация" - часть большой выставки, открывшейся недавно в Париже. Ее образы - длинношеяя женщина-жираф, напоминающая красавицу Клеопатру; состоящая из шапки черных перьев маска для ритуала инициации; украшенная немыслимым рогатым гребнем для танца голова жительницы племени Эджагам... Лица ее героинь двоятся, троятся - это и впрямь настоящие гибриды. Об истоках этих необычных фантазий Орлан рассказала корреспонденту "Ф".

- Орлан, как родилась идея самогибридизации?

- Это логически проистекает из моего предыдущего творчества - вот таким, несколько радикальным способом. Для меня, как для женщины, важно иметь возможность по-хозяйски распоряжаться своим телом - своей территорией, поскольку обычно за женщину в этом плане решает кто-то другой. Я хотела бы, чтобы женщина освободилась от созданных за нее стереотипов привлекательности и от навязываемого ей предназначения - материнства, потому как оно порабощает, оставляя женщине очень узкую роль.

- Почему для своих образов вы выбираете африканские маски?

- Я очень много работала с культурой древних цивилизаций еще до того, как обратилась к африканским маскам. Так, египтяне производили некие действия над телом ради его видоизменения. В одном из африканских племен ребенку при рождении очень плотно забинтовывают голову, снимают повязку по истечении трех лет, и его череп принимает особенную, удлиненную форму. Для меня очень интересно проследить стремление многих цивилизаций к трансформации тела, плоти. Но если раньше можно было производить только чисто внешние изменения, то теперь, при новых технологиях, вмешательство в человеческое тело возможно уже изнутри. В своих работах африканские маски я "разбавляю" собственным лицом, и таким образом ставлю вопрос о том, что такое красота и всегда ли эта красота должна отвечать стандартам.

- Вам удалось понять, что такое красота?

- В сущности, красота остается явлением неуловимым - это какая-то птица счастья, которую никак не удержать на месте. Как только пытаешься зафиксировать красоту, придать ей какие-то каноны и их утверждать, в этот момент она пропадает. Тем более если пытаться подогнать ее под стандарты обыденных представлений.

- Изменения тела вызывают в вас какие-то внутренние изменения?

- Нет, я не считаю, что чисто внешние изменения могут повлиять на внутреннюю сущность человека. Скорее то, что я произвела над собой, можно сравнить с каким-то чрезвычайным спортивным достижением. Я чувствую себя спортсменом, который преодолел себя и вышел на небывалую высоту. Но после всех этих экспериментов я заметила, что к моему творчеству стали относиться немного иначе. Это, пожалуй, и есть самые ощутимые изменения.

- Что за история с Мадонной, которая якобы сравнивала ваше творчество со вкусом икры?

- Это была телевизионная передача, во время которой Мадонна сказала, что очень увлечена моими работами. В ответ я подарила ей медальон, в котором был кусочек моей плоти. Вот тогда она и сказала, что это столь же чудесно, как икра. Поэтому я очень рассчитываю на то, что буду нравиться в России. Раз уж меня сравнивают с икрой...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль