Лизинговая схема для грузовика

111
Автотехника. Покупка хорошего грузовика, часто с прицепом, плюс подъемного крана и, допустим, трактора от проверенного производителя ощутимо ударит по бюджету даже самой состоятельной компании. Решить проблему поможет лизинг.
"Ф." уже писал о приобретении организациями в финансовую аренду легкового автотранспорта для представительских и иных целей (см. "Ф." № 12). Однако приобретение грузовых автомобилей и спецтехники - "рабочих лошадок" - с точки зрения законодательства и самой идеи лизинга транспорта в России представляется гораздо более оправданным. И в большинстве случаев более дорогим, а следовательно, и более выгодным - как для предприятия, так и для лизинговой компании, которая рада заполучить клиента, нуждающегося в нескольких машинах с прицепами на общую сумму, например, около $1 млн. "Конечно, это бывает нечасто, но все же случается, когда крупная компания приобретает в лизинг, скажем, 10 грузовиков и к каждому - по прицепу. Если речь идет о таких машинах, как Scania, MAN, Iveco или DAF, то сумма может составить примерно $800 тыс. - $1 млн", - поясняет Андрей Пожидаев, директор по направлениям "транспорт" и "промышленное оборудование" лизинговой компании "Центр-Капитал". По его словам, в данный момент компания как раз обслуживает одного из таких "крупных" клиентов, но имя его из этических соображений разглашать некорректно. Чаще всего, добавляет Андрей Пожидаев, в лизинг оформляют единовременно 2-3 единицы автотехники, например грузовик и кран, или грузовик, кран и, скажем, трактор. Суммы таких сделок могут быть самыми разными: от $30 тыс. до $1 млн, верхнего предела у компании нет.

Между тем первый заместитель генерального директора "КамАЗ Лизинг" Александр Кананадзе рассказывает, что средний размер лизинговой сделки, заключаемой компанией, увеличился со $100 тыс. до $250 тыс., а вообще, ориентируясь на среднего клиента, компания проводит сделки на суммы от $10 тыс. до $3,5 млн. "Мы уже заключили 170 договоров более чем на $35 млн, - сообщил Александр Кананадзе "Ф.". - В 2003 году мы передали в лизинг 570 единиц техники, из них большая часть - продукция ОАО "КамАЗ", но этим мы не ограничиваемся. Лизингополучателей интересует широкий спектр грузовой и спецтехники, причем как от отечественных производителей, так и от иностранных поставщиков".

Российские предприниматели в большинстве случаев действительно отдают предпочтение отечественной технике - главным образом в силу доступных цен (см. врезку) и, возможно, привычки. По словам директора ООО "Интерлизинг" Кирилла Царева, в качестве грузовой техники чаще всего приобретается оборудование отечественного производства (примерно 70%), но наблюдается тенденция роста доли импортной техники. При этом "доля реализации грузового автотранспорта в нашем лизинговом портфеле занимает около 17%. Стоимость договоров варьируется в широком диапазоне: от $30 тыс. до $1 млн. Средний срок договоров лизинга грузовой техники составляет 31 месяц, минимальный - 19, максимальный - 44 месяца", - рассказывает специалист.

Что касается условий по лизингу грузовых машин, то они не слишком отличаются от тех, что сопровождают финансовую аренду легковушек. В этом случае также есть немало моментов, которые могут вызвать зависть частника, берущего автокредит в банке.

Проценты по лизингу заметно ниже, а срок зачастую больше (в среднем три года), к тому же предприятиям это сулит налоговые льготы, в частности снижение налога на прибыль. Кроме того, лизинговая компания при оформлении договора не требует от заказчика предоставления залога, что обязательно в случае с кредитом, где при покупке автомобиля залогом становится он же. Величина авансового платежа колеблется в пределах 20-30% (см. таблицу).

И еще: получить положительный ответ от лизинговой компании проще, чем добиться того же от банка-кредитора. За потенциального лизингополучателя все скажут документы, которые он представляет для рассмотрения своей просьбы. Отказать могут только что созданной фирме без опыта работы и кредитной истории.

"В этой области нам удается избегать серьезных проблем путем тщательной оценки финансового состояния клиента, его бизнеса и перспектив развития, - заявляет директор департамента инвестиционных проектов "КамАЗ Лизинг" Денис Трынин. - Следует отметить общее улучшение состояния лизингополучателей, которое произошло в последние три года". А Андрей Пожидаев из "Центр-Капитала" добавляет, что умение распорядиться заемными средствами (кредит или лизинг) создает клиенту положительную репутацию и историю у лизингодателя и порождает многолетние успешные деловые взаимовыгодные отношения. Что в свою очередь позволяет избежать обоюдных трудностей, связанных с получением оборудования и обслуживанием лизинговых схем.

Сравнение кредитной и лизинговой схем

 Банковский кредитЛизинг
Максимальный срок предоставления, мес.24-36 До 60
ЗалогЕсть Нет (авансовый платеж составляет 20-30% от стоимости оборудования)
Ежемесячные выплатыОсновная задолженность уплачивается из чистой прибыли Лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую прибыль
Ускоренная амортизацияНе начисляетсяЗа счет нее возникает экономия на налоге на имущество
Новая сделка-По окончании договора можно предоставить старое оборудование в зачет нового
Сервисный пакет-Возможен на весь период действия договора
Сопровождение сделки-Лизинговая компания контролирует процесс поставки оборудования (транспортировку, таможенное оформление, регистрацию)

Источник: "Интерлизинг"

Какого производителя поддержать

Как и в ситуации с легковыми автомобилями, в секторе грузовых "лайнеров" иномарки надежнее и дороже, а отечественные - проще и дешевле. Для сравнения возьмем седельные тягачи (грузовики без прицепа) "КамАЗ" и Scania нынешнего года выпуска. Российский новый грузовик, собранный из родных, камазовских, запчастей (модель 54115), стоит 671 тыс. рублей, или 19 600 евро. "КамАЗ-5460", собранный из импортных запчастей (официальный дилер, к которому обратился представитель "Ф.", даже не стал перечислять из каких - видимо, в ход пошло железо от всех известных зарубежных грузовиков подобного класса), обойдется покупателю в 935 тыс. рублей, или 27 300 евро. В то время как новые грузовики Scania стоят от 65 тыс. евро в самой простой комплектации до 82 тыс. евро в наиболее дорогом варианте.l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль