Евгений Юрьев: "Просто я оказался в нужном месте и в нужное время"

171
Интервью. В начале 90-х двадцатилетний студент создал и возглавил компанию "Атон". До сих пор Евгений Юрьев считает, что многое в развитии его бизнеса определила случайность.
- С чего вы начинали?

- В 90-х годах шел процесс создания новых отношений свободной экономики. Наиболее важным переломным моментом стала приватизация. О том, насколько этот механизм приобретения собственности был справедливым, спорят до сих пор. Тем не менее именно в то время появился ваучер - первая после Октябрьской революции инвестиционная бумага. С ней "Атон" проводил первые операции. С этого началось накопление капитала, профессионализация и развитие компании.

- А почему вы заинтересовались именно рынком ценных бумаг, которого, по сути, в России тогда не существовало?

- Мне было около 20 лет. Трудно представить себе человека этого возраста, который сидит и думает, как ему строить бизнес и в какой именно сфере. Просто я оказался в нужном месте и в нужное время. Как говорил Ницше, "случайность - язык бога". Так получилось, что именно такой способ зарабатывания денег я нашел. И кстати, по психологическому типу и возрасту к этой деятельности очень подходил.

Тогда торговля ценными бумагами происходила совсем по-другому. На бирже суетились люди с мешками наличных и ваучеров. Я и мои первые партнеры-однокурсники просто не имели денег для участия в этой игре. Зато у нас было много энергии и место для ее использования - Российская товарно-сырьевая биржа, которая забыла про товары и сырье и занималась только ваучерами. Мы предлагали посреднические услуги предприятиям, которые хотели бы участвовать в аукционах по приватизации. А на их деньги закупали ваучеры.

- Каким был ваш первый офис?

- Я организовал его в квартире отца. Для него это было ужасное событие. С утра папа выходил на кухню пить кофе, а там уже сидели странные для него люди и что-то горячо обсуждали. Потом с первой прибыли арендовал помещение - бывшую "качалку". Сам с друзьями вынес оттуда тренажеры, поставил столы и телефоны с компьютерами.

- А как компании удавалось привлекать клиентов?

- Мы взяли на работу много интеллигентных бабушек. Составили для них базу данных с перечнем всех предприятий - потенциальных участников аукционов по приватизации. Подготовили стандартные тексты, которые пенсионерки должны были произносить. Бабушки работали на дому, звонили и предлагали наши услуги. Наиболее продвинутые из них становились своеобразными менеджерами по работе с клиентами. Вскоре у нас появился собственный капитал для операций.

- Как произошел переход от спекуляций с ваучерами к профессиональной деятельности на фондовом рынке?

- То, что я описываю в романтичных для меня красках, было "боевой молодостью", периодом накопления капитала. Многие заработали на операциях с ваучерами гораздо больше, чем мы, но просто не захотели заниматься рынком ценных бумаг. Они переехали в теплые края, приобрели предметы роскоши, недвижимость. Некоторые ушли в иные сферы бизнеса.

А я был совсем молодым - еще студентом. Потребности за время приватизации особенно не выросли, семьи тогда не было. Зачем мне было покупать дом за рубежом? И я продолжил заниматься тем, что меня захватило и в дальнейшем стало основным делом жизни. Компания развивалась как брокер, переехала в более удобный офис. Мы начали обслуживать иностранных клиентов, которые были тогда самыми сильными игроками в России.

После завершения приватизации у столичного рынка ценных бумаг началась другая жизнь. Он рос, становился более профессиональным. У меня даже не было времени, чтобы размышлять. Просто компания развивалась вместе с этим рынком. Путь был предопределен. "Атон" дорос до инвестиционного банка, от торговли ценными бумагами перешел к привлечению инвестиций, проектному финансированию, управлению активами. Мы просто оказались в правильном месте и в нужное время. И я очень благодарен людям, работавшим вместе со мной, и стране, в которой живу.

- А кто были вашими партнерами?

- В самом начале - несколько друзей-однокурсников. Потом наши пути разошлись, потому что каждый захотел свое дело. Название "Атон", которое придумал я, осталось со мной. Сейчас в компании профессиональное партнерство. Все топ-менеджеры имеют долю собственности. Она растет в цене, когда сотрудники показывают высокие результаты. Но может и уменьшиться, если они недостаточно хорошо выполняют свои обязанности.

- Как вы выбирали имя для компании?

- Мне попался один учебник по психологии. Там было написано, что название должно состоять из небольшого количества букв, желательно - не больше четырех-пяти. Кроме того, оно должно быть мужского рода. Я раскрыл словарь, начал листать его с самого начала и почти сразу натолкнулся на слово "Атон". В Египте был бог Атон, олицетворявший культ солнца. И выбрал именно это название. А недавно я сделал случайное открытие еще одного значения названия компании. По-старославянски Атон - это Афос, или Афон, - святая земля.

- Как ваш молодой возраст сказался на темпах развития компании?

- Классическая проблема любого активно развивающегося бизнеса в том, что ему постоянно нужны все более квалифицированные сотрудники. Здесь молодость является преимуществом: в этом возрасте быстрее учатся. Сложности были и есть, поскольку "Атон" остается быстрорастущей компанией, которая удваивает свои обороты практически каждый год. Мы прошли этап "семейной фирмы", переросли в современную корпорацию. Сейчас у нас скорее смешанная культура ведения дел. Она очень сильно отличается от англосаксонской, присутствующей во многих компаниях. У нас более глубокие отношения между людьми, которых связывает нечто большее, чем результат.

- В чем причина быстрого развития вашего бизнеса?

- Просто сами финансовые и фондовые рынки быстро растут. До сих пор они, на мой взгляд, не соответствуют размерам и потенциалу страны. Участники, которые пытаются быть усердными, честно исполняют свои обязательства, закрепляются и развиваются. Я думаю, рост компании во многом определяется развитием России как источника и предмета инвестиций. Наш успех зависит от состояния экономики государства, а репутация компании - от имиджа России как страны, в которую можно инвестировать.

- За счет чего компании удалось выжить в 1998 году?

- Вы хотите узнать о некоей закономерности, формуле успеха, которую мы для себя нашли. А ее нет. Опять обстоятельства. Перед кризисом мы обслуживали исключительно иностранные компании. Основными клиентами "Атона" были фонды, инвестировавшие в Россию. Мы писали для них исследования на английском, давали советы, которые они, кстати, не слушали, и скупали все что можно. Собственно, отчасти поэтому и случился кризис.

До дефолта у нас было много клиентов, оборот $2 млрд, в 1997 году мы заработали около $60 млн. И вдруг все это исчезает. Что нам оставалось? Мы сразу переключились на обслуживание российских клиентов и стали развивать новое направление. Это было сложнее. Мы привыкли предоставлять услуги профессиональным крупным инвесторам, с которыми можно было говорить на одном языке.

Появившиеся после кризиса российские клиенты, конечно, сильно отличались от тех, с кем компания имела дело. Мы стали выстраивать с ними отношения. И через год наш оборот стал прежним, а на следующий год удвоился. Для мелких высокоспекулятивных российских клиентов мы запустили интернет-услуги, создали on-line торговую систему. В этом году она показала $13 млрд оборота. Выжили мы за счет того, что быстро поменяли нишу. Кроме того, у нас был большой объем собственного капитала. Во время кризиса мы потеряли треть, но осталось достаточно средств для развития.

- Как проходило ваше обучение, если вы в 20 лет посвящали столько времени своему делу?

- О, это было ужасно. Еле-еле институт окончил - брал три "академки". Из принципа решил его "добить": диплом покупать не хотелось. Потом получил второе высшее образование, которое не требовало серьезных временных затрат. Но основная моя учеба происходила в процессе работы. Тому, что мы сейчас делаем, не учат в российских экономических вузах. Приходится постоянно и много читать, о чем-то просто догадываться.

- У вас огромный практический опыт, зачем понадобилось второе высшее?

- Это было много лет назад, когда еще не хватало опыта и казалось, что чему-то можно научиться. Сейчас меня умиляет ситуация, когда удачливые бизнесмены пытаются получить MBA. К успеху пришли люди с определенными личностными качествами: настойчивостью, интуицией. То же самое когда-то произошло на Западе. Кто такой Морган? Это человек, который сделал капитал в кризисной ситуации, если не сказать - был пиратом и убивал людей. Сейчас, через много поколений, в его офисах сидят наемные менеджеры. А когда в России "морганы" пытаются получить образование, которое хорошо для восемнадцатилетних, это большого проку не дает. Впрочем, есть надежда на программу для менеджеров с серьезным управленческим опытом - Executive MBA.

- Тем не менее вы сами для своей компании стараетесь привлекать специалистов с MBA, CFA и другими международными степенями.

- Да, рынок такой. Нам необходимо хорошо разбираться в чужом бизнесе. Когда "Атон" оказывает услугу Investment Banking Service, мы приходим в другую компанию и должны советовать так, чтобы нас слушали. Поэтому нужно брать лучших специалистов и обучать собственные кадры.

- Как вы считаете, могут ли сейчас молодые люди добиться такого же успеха, как те, кто начинал в 90-е?

- Одна из основных проблем российского бизнеса - нехватка молодых профессиональных кадров. Возможности сейчас огромные. Просто в отличие от 90-х очень сильно выросли требования к квалификации. Но если она есть, человек трудолюбив, готов добросовестно учиться новому, то спрос на него огромный. В России приживается западная модель, когда хорошие менеджеры становятся партнерами в тех компаниях, где они работают. Возможностей открыть что-то новое, чего до тебя в России никто не делал, стало меньше. Однако потенциал создать свой бизнес остается высоким. И денег в стране стало больше.

- Какие основные задачи стоят перед "Атоном" и в каком качестве вы себя видите в компании в будущем?

- Я считаю, что мы должны сейчас сфокусироваться на управлении активами. И будем активно развивать Investment Banking. Оказывая этот профессиональный сервис, вместе с кругом дружественных инвесторов мы сами намерены приобретать активы.

Я не единственный владелец бизнеса. Наша концепция - профессиональное партнерство. Пенсионер, владеющий акциями, компании не нужен. Нам необходимы работающие менеджеры, которые в силу своих заслуг являются партнерами. Но моя активность как ежедневного управляющего снизилась: по сути, являюсь председателем совета директоров. Пока официально занимаю должность президента, но это вопрос времени. И оперативным менеджментом компании уже не занимаюсь. Сейчас моя задача - развитие контактов, стратегии и помощь по всем направлениям. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль