Потенциал и риски современного искусства

193
Арт-рынок. Приобретение предметов современного искусства - увлечение не для бедных. И может не только служить источником визуального удовольствия, но и оказаться эффективным инвестиционным инструментом.
Скандальный художник начала XX века Амедео Модильяни признания при жизни почти не имел. Один любитель прекрасного даже предложил заплатить 5 франков с тем, чтобы Модильяни уже больше не брал в руки кисть. Напротив, простой парикмахер не поскупился на 20 франков за две картины. Инвестиция оказалась удачной: после смерти художника спрос на его работы резко подскочил. Уже за день до похорон в мастерскую Модильяни наведалось около 30 арт-дилеров, и вскоре парикмахер продал обе картины за 40 тыс. франков. А недальновидный коллекционер платил десятки тысяч долларов за полотна, которые некогда отказался покупать.

Впрочем, времена, когда работы непризнанных гениев можно было купить за копейки, чтобы по пришествии к художникам славы заработать на них миллионы, прошли. Современные модильяни, сутины и утрилло давно разбрелись по художественным галереям, отметились не одним десятком выставок и публикациями в художественных каталогах. Так что блуждать по подпольным мастерским или выуживать потенциальные шедевры из арбатской толкучки все равно что искать иголку в стоге сена.

Кому оно надо. Будем честны. Вложение капитала в предметы современного искусства - вариант не самый надежный и даже не самый прибыльный. Рынок contemporary art, подобно всему новому, подвержен серьезным колебаниям, зачастую субъективным и непредсказуемым. Инвестиции в современное искусство сопряжены с б'ольшим риском по сравнению с той же покупкой антиквариата (см. стр. 74-75), которая во все времена являлась беспроигрышным вариантом. Поэтому, если вы априори считаете современные художественные изыски малопонятной мазней, формализмом и эпатажем, лучше потратить время и деньги на нечто другое - искусство не терпит прикосновений без любви.

Но возможно, желание купить что-нибудь "продвинутое" все-таки перевесило и вы сделали выбор в пользу contemporary art. Отлично! Теперь нужно дать себе отчет, какова цель вашей покупки. Для того чтобы повесить в комнате интерьерную безделушку, вовсе не обязательно тратить тысячи долларов (а менее чем в $2 тыс. покупка качественной картины вряд ли обойдется). За $200 можно заказать копию понравившейся работы, получив за небольшие деньги массу созерцательного удовольствия. Если же картина для вас - ценность не только культурная, но и материальная и со средств, затраченных на ее покупку, вы со временем надеетесь получить ощутимые дивиденды, важно не совершить роковую ошибку и не приобрести за большие деньги пустышку, вторично продать которую в силу ее художественной неликвидности будет просто невозможно.

Коммерческий отбор. Чтобы покупка не обернулась экономическим разочарованием, не следует целиком полагаться на свой вкус. Нужно обращаться к специалистам-искусствоведам и в галереи с хорошей репутацией - именно такой совет дали опрошенные "Ф." эксперты. "Коммерческая галерея не будет делать ставку на неперспективных и слабых художников, - резонно утверждает Михаил Крокин, директор Крокин-галереи. - Уже изначально, когда человек обращается за оценкой, он понимает, что там строго отбирают авторов". "Политика хорошей галереи состоит в том, что она работает только с теми художниками, произведения которых имеет моральное право рекомендовать коллекционерам в качестве инвестиций", - поддерживает его заместитель директора Айдан-галереи Илья Вольф.

Кроме того, обращение в галерею - удачный способ избавить себя от множества хлопот: галерист может выступать одновременно как торговый агент и аналитик. Именно он будет заниматься поиском необходимого произведения, обращаться к специалистам при необходимости технологической экспертизы, а заодно - нести моральную и материальную ответственность за подлинность покупаемого шедевра (см. "Ф." № 8). За свои услуги галеристы обычно запрашивают около 10% от стоимости покупки. "Помимо галереи, - предлагает альтернативу финансовый директор галереи Марата Гельмана Юлия Гельман, - можно попытаться найти эксперта-искусствоведа, который будет вашим консультантом". Но опасайтесь недобросовестных арт-дилеров, которые за причитающийся им гонорар готовы выдать выдернутый из журнала постер чуть ли не за работу Энди Уорхола!

Если увлечение современным искусством для вас не минутная блажь, нелишним - хотя бы в качестве ликбеза - будет полистать художественные каталоги и ознакомиться с мнением солидных кураторов. А чтобы определиться с предпочтениями в манере и стиле, неплохо прогуляться по крупнейшим столичным художественным ярмаркам, таким как Арт-Манеж и Арт-Москва. Или посетить форум современного искусства за рубежом.

Прыжок в славу. Для художника получить приглашение на престижную ярмарку, главной из которых считается Венецианская биеннале, почти то же, что актеру быть номинированным на премию "Оскар". И тут важно даже не столько получить гран-при, сколько просто "засветиться": участие в международных фестивалях и ярмарках, публикация в каталогах и серьезной арт-прессе - все это основные составляющие творческой биографии художника. Именно она зачастую обозначает его статус и служит лакмусовой бумажкой для инвестора.

Как правило, вскоре после ярмарки к автору приходит широкая известность не только на родине, но и за ее пределами, и он почти автоматически получает предложения о покупке от нескольких музеев и галерей. Это не только еще одна ступенька в творческую вечность, но и твердый гарант качества: если произведения художника покупал музей - значит, в цене они уже не упадут, а будут только расти.

Самая наглядная иллюстрация - художественный тандем Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, работы которых после биеннале в Венеции приобрели французский центр современного искусства Джорджа Помпиду, Хьюстонский музей и музей Бонна. Сами художники почти перекочевали в разряд живых классиков, их имена усиленно раскручивают на Западе, и даже в памяти они всплывают тотчас после самых успешных "русских": Ильи Кабакова и Олега Кулика.

Расплачиваться за престиж приходится покупателям. "Попадание художника в известное частное собрание, в музей, участие его в крупной выставке увеличивает стоимость как предыдущих, так и будущих работ, - комментирует Илья Вольф. - Если участие в биеннале может поднять цену художника на 80-100%, то дальнейшая волна предложений способна увеличить их еще на 100%, и через год-два цены могут подняться в 5-10 раз". Но это по оптимистическому сценарию: эксперты отмечают, что ценообразование на рынке contemporary art - процесс скорее постепенный. "Приехав с биеннале, - рассказывает Михаил Крокин, - художники возвращаются к своим же коллекционерам, в свои же галереи, к тем же искусствоведам и кураторам, с которыми они распрощались месяц назад, и нормальный рост цен на их работы составляет примерно 10-20%".

Пляшущие цены. Колебание цен на работы одного и того же художника в разные периоды может быть очень значительно. Например, карьера знаменитого фотографа Хельмута Ньютона начиналась с репортерских снимков для фэшн-журналов. Его работы не продавались отдельно, но могли бы стоить не более $100. К концу же жизни стоимость фотографий выходила за пределы $100 тыс. Недавняя гибель фотографа скорее всего выведет виток цен на новый уровень: они могут подняться и в два, и в пять, и даже в десять раз.

Художников такого масштаба, разумеется, немного. Впрочем, по словам Юлии Гельман, стоимость работ зависит от многих факторов и художественная ценность - один из них, но не единственный. Так, самые дорогие на художественном рынке работы - это работы постимпрессионистов и произведения поп-арта (к примеру, стоимость недавно выставлявшихся в Stella Art Gallery полотен Энди Уорхола составляла $300 тыс. - "Ф."). Связано это, по ее мнению, не с тем, что такие работы ценнее полотен других художников. Просто появление тех и других совпало с бурным ростом экономики. Да и американские авторы стоят дороже русских "не потому, что они лучше, а оттого, что уровень жизни в США выше и больше денег, которые можно потратить на произведения искусства".

"Зачастую увеличение цены на произведение искусства, - считает Ольга Томсон, президент фонда современного искусства Санкт-Петербурга "Русский альбом", - это результат деятельности самого владельца работ, продвигающего на рынке то направление искусства, с которым он работает". Яркий тому пример - английский коллекционер Чарльз Саатчи, владелец галереи White Cub, который буквально вывел на рынок шумную поросль Молодых Британских Художников (МБХ). Влияет на динамику цен и отказ художника от того или иного жанра. Так, живописные работы художника Константина Латышева какое-то время продавались по цене около $2 тыс. Затем он перестал заниматься живописью, перешел на компьютерные принты, и стоимость картин, которые успели осесть за это время по частным коллекциям, поднялась до $5 тыс.

Если говорить о средних расценках на работы российских художников, здесь не бытуют каких-то заоблачные величины. Например, картины Владимира Самсонова в зависимости от размера можно приобрести за сумму от $2 до $12 тыс., фотография Ольги Чернышевой оценивается в пределах $2-5 тыс., графика Леонида Тишкова обойдется в $5-6 тыс., а живопись Сергея Браткова - от 1000 до 3500 евро. За сумму от $3 тыс. до $12,4 тыс. можно приобрести работы Валерия Кошлякова, его же графические "Архитектурные фантазии" стоят в одной из московских галерей $3,9 тыс. Для сравнения: стоимость работ Николая Овчинникова, на которого существует даже waiting-list, за последние несколько лет возросла от $5 тыс. до $25 тыс. Если говорить о пресловутой паре Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, то цена на них доходит до $30-50 тыс.

Мода на культурный капитал. Кто они - художники, перспективные с точки зрения инвестиций? Специалисты называют разные фамилии, и в основном здесь сказывается политика галереи. Чаще других повторяются имена Тимура Новикова (уже умершего и, разумеется, безумно дефицитного), Валерия Кошлякова, Игоря Макаревича, Константина Звездочетова, талантливыми фотографами считаются Валерий и Наташа Черкашины и Святослав Пономарев.

"Скорее всего со временем будут расти цены на работы тех, кто до сих пор оставался в информационной тени, - прогнозирует Ольга Томсон, - официальных советских художников (соц-арт привлекает на Западе большое внимание), равно как и авторов, продолжающих традиции русского авангарда и верных пластическому языку Малевича, Кондратьева, Стерлигова. А также будет пользоваться спросом советский андеграунд, который еще не раскручен на Западе".

Внутренний российский рынок современного искусства все еще находится в стадии становления. К тому же русские люди отличаются большим консерватизмом и недоверием к contemporary art. Однако, отмечают многие герои этой публикации, среди клиентов их галерей зачастую встречаются очень состоятельные люди, широко известные в бизнес-кругах.

КОММЕНТАРИИ

Владимир Овчаренко, владелец галереи "Риджина":

- Главное здесь, как и в любом бизнесе, - чутье и опыт, которые приходят к инвестору со временем. Рецепт один: изучать обстановку и советоваться со специалистами. При этом, конечно же, окончательное решение - вкладываться или нет - остается за инвестором. Специфика произведения искусства как объекта инвестирования - получение не только финансовой выгоды, но и в первую очередь эстетического удовольствия от общения и обладания произведениями. Без удовольствия этот бизнес разочарует очень быстро.

Михаил Крокин,

директор Крокин-галереи:

- Есть два пути: прийти на антикварный салон, купить старинную вещь и иметь 50-процентную уверенность, что на "черный день" у вас есть золотой запас. Если же у вас аллергия на нафталин, имеет смысл подумать о том, чтобы приобрести произведения современных художников, только завоевывающих рынок. Здесь присутствует элемент риска, но это риск с наслаждением. Если человек молод и ему нравится видение мира своего ровесника, приобретение стильной вещицы становится не просто покупкой, но и попыткой вникнуть в то, что ее автор хочет сказать. Это угадывание, но если человек внимательно проводит отбор художников, то велика вероятность попасть в точку.

Елена Селина,

директор XL-галереи:

- Если человек не просто покупает то, что ему приглянулось, а настроен инвестировать, важно задать галеристу вопрос, в каких выставках участвовал автор и в собрании каких музеев находятся его работы. Но даже если человек желает инвестировать, он должен приобретать то произведение, которое ему нравится. Если бы я была коллекционером, мне интересно было бы покупать работы молодых авторов, потому что в этом случае вы становитесь участником художественного процесса. Конечно, вы рискуете, но молодые художники стоят недорого.

Ольга Томсон, президент фонда современного искусства Санкт-Петербурга "Русский альбом":

- Если это не единичная покупка, то лучше собирать работы, которые можно чем-то объединить (например, школы, группы, направления). Для частного собирателя приобретение произведения искусства должно стать увлечением, требующим изучения своего предмета, иначе не избежать ошибок. Покупка современного искусства на сегодняшний день - авантюра. В отсутствие в стране музея современного искусства (музей Церетели не в счет), политики презентации искусства цена на произведение современного художника со временем может либо вырасти во много раз, либо упасть.

Илья Вольф, заместитель директора Айдан-галереи:

- Искусство, даром что современное, - вещь довольно накладная и может стоить даже дороже, чем антиквариат. Все зависит от финансовых возможностей и амбиций покупателя. Если это просто способ сохранить деньги, то за сумму около $10 тыс. он может приобрести художника, цена на которого не слишком менялась за последние 5-10 лет. Если же кроме удовольствия он хочет получить и некие дивиденды, это будет совершенно другая категория работ и художников - возможно, более рисковая. Если общая экономическая ситуация в стране сохранится, нынешний и два предыдущих года можно будет считать началом бума на современное искусство. Уже сейчас многие коллекционеры начинают продавать антиквариат и покупать произведения современных авторов.

Юлия Гельман, финансовый директор галереи Марата Гельмана:

- Наверное, выгодней инвестировать деньги в акции нефтяных компаний... Но с искусством приятнее жить, а с современным искусством еще и интересно - можно наблюдать живой художественный процесс, общаться с художником, ездить на крупные международные выставки и ярмарки. Обычно предметы современного искусства коллекционируют интеллигентные бизнесмены и известные люди, а также иностранные специалисты, работающие в России.l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль