В балете только девушки

88
Гастроли. Юбилейный X фестиваль "Золотая маска" начался с гастролей балета петербургского хореографа Бориса Эйфмана, который привез в Москву свой последний спектакль "Кто есть кто".
Борис Эйфман - хореограф культовый. О его постановки сломалось перо не одного балетного критика. Он все время выходит за грани "просто танца", "просто движения", "просто искусства". Его балеты - "Мастер и Маргарита", "Карамазовы", "Русский Гамлет" - поиск новой формы, которая могла бы выразить глубокое, философское содержание. "Кто есть кто" на этом фоне несколько выбивается из общего ряда балетов в стиле высокой трагедии.

...Соединение классических па с элементами акробатики и степа. Рахманинов вперемешку с Дюком Эллингтоном. Фарсовая история с переодеваниями и погонями, помноженная на трагические судьбы русской эмиграции XX века. Постановка "Кто есть кто" повествует о судьбе двух эмигрантов - артистов Мариинского театра, которых водоворот истории подхватил и вынес в районе Америки 20-х годов. Новый Cвет дает возможность начать новую жизнь: погоня за счастьем, страстное желание творческой реализации и - главное - мучительная адаптация в непривычных условиях: только время разберет, "кто есть кто" в этой игре.

Доамериканское прошлое героев Борис Эйфман оставляет за кадром. Уже не важно, кто и как, сойдя на берег, оказался в этой пестрой толпе чемоданов, саквояжей, "корзинок, картинок, картонок". Хореографу удается передать другое: смятение людей, оказавшихся перед неизвестностью. Их движения то судорожны, суетливы, то вдруг замирают они от нерешительности, не зная, куда идти и как ступать по чужой земле...

Наши герои - Алекс (Алексей Турко) и Макс (Игорь Седько) - прибыли тем же пароходом. Они молоды, талантливы, полны амбиций и планов. Первоначальным иллюзиям суждено рассеяться в сцене "Биржа труда" - гротескной миниатюре, поставленной Борисом Эйфманом на музыку Дэйва Брубека. Спрос рождает предложение: белый лебедь, Одетта, превращается в изрядно потрепанную леди декаданса, черный лебедь, Одилия, танцует стриптиз, а поэтический Пьеро переквалифицировался в шута. Небольшая сценка - любопытная находка постановщика: шаржевыми штрихами он успевает наметить характеры, используя танцевальные стили вместо разноцветных мелков.

Дальше будут погони, драки, переодевания, влюбленности, неразберихи, разоблачения... Хореограф, обозначивший спектакль как балет-мюзикл, в общем-то выдерживает каноны музыкального жанра. "Кто есть кто" - почти бродвейское шоу или... пародия на него. К тому же сюжет все чаще обретает знакомые черты. Наши герои облачаются в женское платье, приглаживают парики, осваивают премудрость хождения на каблуках и... получают работу в шоу. Впрочем, Борис Эйфман и не скрывает, что сюжетная линия балета навеяна фильмом "В джазе только девушки" - его давней кинолюбовью.

Джаз пронизывает весь спектакль: мелодии Дюка Эллингтона, Скотта Джоплина, Кола Симха сменяют друг друга в каждой сцене, коих в балете 26. Лирические моменты автор ассоциирует с музыкой Сергея Рахманинова. Так, даже излишне трогательна сцена "Разные судьбы", поставленная на "Вокализ, ор. 34": драматизм прощания двух друзей, жизнь которых расходится в разные стороны, ощущается кожей. А вот в эпизоде "Обретенное счастье" - воссоединении Алекса с Линн (Вера Арбузова) - "влюбленные" почему-то не поспели за стремительной второй частью знаменитого Второго фортепианного концерта: Рахманинов оказался и порывистей, и эмоциональней, и чувственней...

Откроем секрет. Изначально спектакль задумывался совсем по-другому - как постановка по мотивам произведений Скотта Фицджеральда и еще один трагико-философский спектакль в репертуаре театра. Но трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне заставили хореографа отказаться от своих планов: он предпочел поставить спектакль, который бы нес в себе позитивный заряд. "Кто есть кто" не пробирает до костей, как "Русский Гамлет", не сводит с ума, как "Красная Жизель", не разверзает бездну проклятых вопросов, как "Карамазовы". Возможно, он несколько слабее предыдущих детищ хореографа. В нем мало драматизма, да и изящная легкость, искристая джазовость даются Эйфману не всегда. Но в балете, поставленном прежде всего на американского зрителя есть одна важная мысль. "Когда я ставил "Красную Жизель", - признался Борис Эйфман, - я думал о том таланте, уме, красоте, которые Россия потеряла. В спектакле "Кто есть кто" я размышляю о том интеллекте, той культуре, которые мир приобрел благодаря русской эмиграции. Да, мы потеряли, но вместе с тем подарили миру так много! Я думаю, он это знает и благодарен нам"...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль