Реальные скидки на виртуальный полис

77
Интернет. Покупая страховой полис в киберпространстве, вы не только избавлены от необходимости лично являться в офис компании, но и экономите от 5 до 10% взноса.
Активные пользователи компьютеров уже давно оценили преимущества Всемирной паутины как торговой площадки. Прежде чем совершить покупку, здесь можно сравнить десятки или даже сотни предложений от разных поставщиков, получить исчерпывающую информацию о свойствах продукта или услуги, ознакомиться с отзывами других потребителей и принять сбалансированное решение, затратив минимум времени. Число пользователей и их интерес к покупкам через Сеть продолжают расти, а алгоритмы купли-продажи все время совершенствуются. Сегодня купить через Интернет можно все что угодно, в том числе страховой полис.

Издержки - двигатель прогресса. Российские страховщики освоили Интернет ощутимо позже своих западных коллег. В США и странах Западной Европы маркетологи, озабоченные вопросами снижения тарифов и сокращения издержек, еще в середине 90-х ухватились за идею привлечения потребителей напрямую, через Интернет. Предполагалось, что, наладив общение с клиентом без посредничества страхового агента, компании смогут экономить 10-20% комиссионных. Таким образом страховщики могли бы не только повысить свою прибыль, но и иметь резерв для снижения тарифов, что столь важно в среде с жесткой конкуренцией. Но революции не произошло. В 2001 году на долю Интернета приходилось не более 2,5% от общего объема продаж страховых услуг. По прогнозу аналитиков, к 2005 году эта цифра может вырасти до 16% (при этом самый оптимистичный прогноз для России - 5%). С одной стороны, такой показатель свидетельствует о быстром росте, но с другой - все же приходится признать, что разговоры о консерватизме страхового бизнеса небеспочвенны и традиционные технологии продаж сохранят актуальность еще долгое время.

В зоне RU. В России пионером интернет-продаж стала компания "Ренессанс Страхование", еще в октябре 1999 года запустившая первую версию своего "страхового супермаркета". Веб-ресурсы других российских компаний тогда в большинстве случаев выполняли представительскую функцию (иными словами, давали посетителям возможность полюбоваться логотипом, ознакомиться с общей информацией и перечнем предоставляемых услуг). Крупные и известные компании размещали в Сети правила страхования и обрабатывали запросы, направляемые пользователями по электронной почте. А о страховщиках второго и третьего эшелона в "паутине" часто даже и слышно не было.

Хороший интернет-сайт - это немалые затраты на материальную базу, дизайн, программирование, поддержку, безопасность. Страховщики, вкладываясь в свои сайты, не всегда надеются на быструю окупаемость за счет интернет-продаж. Но сетевой ресурс имеет и представительскую функцию - это электронное "лицо" и показатель уровня компании. В последние годы все крупные российские компании развивали свое сетевое присутствие, и многие из них сегодня предлагают воспользоваться услугами интернет-магазина. Но оказывается, что разные страховщики по-разному трактуют понятие "интернет-продажа".

Высокие технологии. Сетевой магазин "Ренессанс Страхование" остается одним из лучших. Он предлагает широкий выбор страховых продуктов, многие из которых можно приобрести, не отрываясь от монитора. Для массовых видов страхования с простой оценкой риска предусмотрен "полный цикл": ознакомление с правилами страхования, заполнение и отправка заявления, оплата через систему CyberPlat, которая "принимает" несколько наиболее популярных видов платежных карт. Для более сложных видов на сайте компании имеются описания программ и формы для отправки запросов на котировку.

Достойную конкуренцию "Ренессансу" составляет компания "УралСиб". Ее "страховой магазин" столь же функционален и отлажен. В нем можно приобрести полисы страхования автомобилей, имущества, выезжающих за рубеж, от несчастных случаев, дополнительной пенсии и некоторые другие, оплатив их через CyberPlat, систему "Рапида", через банк или наличными. Полис высылается почтой, доставляется курьером или ждет вас в офисе компании.

"РОСНО" пока отстает по количеству "выставленных" в Интернете страховых продуктов (предлагаются программы страхования автомобилей, выезжающих за рубеж, ДМС), но в остальном демонстрирует столь же качественную систему совершения сделок.

Популярный "нал". Ряд компаний под вывеской "интернет-магазин" на своих сайтах размещает калькуляторы для расчета страховой премии и формы для отправки заявок на страхование. Эти средства могут быть достаточно проработанными, то есть калькулятор учитывает все необходимые параметры и сообщает клиенту точный размер платежа, а в форме заявки содержатся все данные, обязательные для оформления полиса. Тем не менее понятие "магазин" к таким системам применимо лишь с поправкой на "национальные особенности". Одно из ключевых свойств электронной коммерции - возможность совершения платежа через Интернет. Такого большинство страховщиков пока не предлагают. По словам директора департамента маркетинга компании "РОСНО" Олега Ульянского, клиенты расплачиваются по картам крайне редко, а чаще всего платят наличными агенту, который доставляет уже готовый полис. По этой причине многие компании не считают нужным предусматривать какой-то иной порядок расчетов. Из работающих по такой схеме приятное впечатление оставили сайты компаний "Нефтеполис", "Ингосстрах", "ВСК", "РЕСО-Гарантия", "Национальной страховой группы".

Радость общения. Но на большинстве сайтов страховых компаний технологии "интернет-продаж" оказались еще проще. Калькуляторы предназначены только для самых массовых продуктов, прежде всего ОСАГО; для получения котировок по остальным видам необходимо направлять запрос. Формы для отправки заявок во многих случаях предоставляют пользователю возможность ввести только произвольный текст, что не более удобно, чем переписка с помощью электронной почты. Иногда есть возможность пообщаться с сотрудником компании по ICQ. Хотя "аська" и не относится к числу общепризнанных инструментов электронной коммерции, корреспонденту "Ф." удалось в режиме реального времени пообщаться со специалистами компаний "АльфаСтрахование" и "Россия". Сайты многих компаний имеют форумы для общения клиентов со специалистами. Мария Коханюк, руководящая центром интернет-продаж в "Страховом доме ВСК", отмечает важность онлайн-общения с клиентами: "Эта работа позволяет нам "держать руку на пульсе" - отслеживать, на что направлен интерес потенциальных клиентов, оперативно обновлять информацию на сайте и корректировать свою работу".

Где сеть, там наживка. Как уже говорилось, при продаже через Интернет страховщик экономит на комиссионных, поэтому онлайн-покупатели вправе рассчитывать на скидки. Их размер и условия предоставления зависят от политики компании и конкретного способа совершения покупки. Необходимо отметить, что скидки по разным видам страхования отличаются. Например, за полисы ОСАГО всегда придется платить 100%, потому что страховщики не вправе менять установленную законом цену. Зачастую право на скидку появляется у покупателя в том случае, если вы сами являетесь в офис компании за полисом. Хотя многие страховщики снижают цену даже в случае доставки: задача агента существенно упрощается, когда ему не нужно самостоятельно заниматься поиском клиента.

Что в ходу? Опрос российских компаний выявил, что до 90% договоров, заключенных через Всемирную сеть (в некоторых компаниях - до 95%), приходится на долю автострахования, включая страхование на случай ущерба и угона, ОСАГО и добровольное страхование "автогражданки". Далее в списке с большим отставанием стоят страхование медицинских расходов за рубежом, ДМС и страхование личного имущества. Зафиксированы и отдельные случаи заключения через Интернет договоров по таким видам, как накопительное страхование жизни.

Тонкое место. Западные страховщики уже столкнулись с проблемой покупки полисов в Сети мошенниками, пользующимися тем, что все общение с компанией происходит виртуально (о проблеме мошенничества "Ф." писал в № 4 за 2004 год). Но большинство российских компаний пока не дают злоумышленникам разгуляться. Например, если приобретается полис страхования от несчастных случаев, то страховая сумма для онлайн-покупателей обычно ограничена $10 тыс., а при страховании автомобилей и имущества объект подвергается обычной процедуре осмотра и оценки. Дмитрий Змий, координирующий интернет-продажи в "Ингосстрахе", замечает: "Пакет документов, который оформляется при покупке полиса через Сеть, ничем не отличается от стандартного - все необходимые подписи стоят на своих местах".

Кто спасет от "червя"? Интернет для страховщика - не только торговая площадка, но и среда сосредоточения специфичных рисков. Сегодня, когда деловой мир подсчитывает миллиардные убытки, нанесенные вирусом MyDoom/Novarg, нельзя не упомянуть о страховании компьютерной безопасности. Полисы, известные как Net Secure, предусматривают компенсацию ущерба при потере данных вследствие вирусных и хакерских атак. Такие продукты уже давно пользуются спросом у лидеров компьютерной индустрии, весь бизнес которых держится на информации. Там, где не спасают антивирусы, приходят на помощь страховщики. Такой полис можно купить и в России. Правда, пока только в офлайне.

Интернет-полисы и скидки

КомпанияОплатаПродукты в интернет-магазинеСкидки, %
 онлайн 
"РенессансДаАГО, автокаско, ДМС, страхование -
Страхование" имущества, ВЗР, НС 
"УралСиб"ДаАГО, автокаско, НС, ВЗР, страхование 5 по большинству видов
  имущества, доп. пенсии 
"РОСНО"ДаОСАГО, ДМС, ВЗР5 по большинству видов
"Ингосстрах"НетАГО, автокаско, страхование имущества, ВЗР5 при условии получения
   полиса в офисе компании
"Нефтеполис"НетОСАГО, автокаско, ВЗР, НС, страхование10 (кроме ОСАГО)
  имущества, жизни 
ВСКНетАГО, автокаско, ДМС, страхование имущества,10 по большинству видов
  жизни 
"РЕСО-НетАГО, автокаско, ДМС, ВЗР, НС, страхование5-10 (различные
Гарантия" имущества, жизниоснования для предостав-
   ления скидок)
НСГНетАГО, автокаско, ВЗР, НС, страхование имущества -

По данным страховых компаний

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль