Авторынок: зима-2004

65
Конъюнктура. Обилие предложений от производителей позволяет сегодня российскому автолюбителю выбирать машину по своему вкусу, а не только по размеру кошелька, как это было раньше.
Еще недавно большинство соотечественников, получающих приличную зарплату и задумывающихся о приобретении автомобиля, вставали перед выбором: купить на имеющиеся сбережения машину новую, но "нашу", или подержанную, но иномарку. Свежая "девятка" или, скажем, "Волга" в первый год эксплуатации требует дополнительных вложений и начинает работать нормально только "доведенная до ума" или, если использовать жаргон водителей, "сделанная под себя". Правда, работы новой машины отечественного производства хватает ненадолго: как правило, по прошествии трех лет эксплуатации она начинает требовать замены запчастей более настойчиво, что выдерживают обычно лишь самые стойкие поклонники отечественного автопрома. А те, кто таковым не является, стараются поскорее сбыть движимую проблему с рук и зачастую выбирают-таки иномарку, раз и навсегда отказавшись от подобного рода экспериментов.

За те же $6-7 тыс., которых потребует новое вазовское детище, практичный поклонник западного комфорта может взять, к примеру, семилетнюю Mazda 626, или Toyota Corolla, или Nissan Almera. Японское качество, ставшее притчей во языцех, может выйти боком только в том случае, если все же придется менять какие-нибудь запчасти: Япония далеко, и детали, добравшиеся до России, обойдутся в кругленькую сумму. Среди авто от европейских производителей в эту ценовую категорию входят Audi 100, BMW 520i, Volkswagen Golf 3 и т. д.

Впрочем, с приходом на рынок недорогих иномарок и с появлением автокредитования появился другой вопрос: что выбрать?

Новое во всех отношениях. Сегодня цены на отечественные автомобили уже не кажутся столь конкурентными, как, скажем, три года назад, - об этом позаботились главным образом азиатские автоконцерны. Вслед за ними цены снизили европейцы, и в итоге Daewoo Nexia или Renault Symbol в базовой комплектации можно купить за $9000, Skoda Fabia - за $10 000, а гвоздь сезона 2003 года малолитражку Daewoo Matiz - за $7000. Причем последняя составила конкуренцию не только продукции российских автозаводов: в компании Major меня, интересующуюся приглянувшейся "малышкой" Volkswagen Polo (стоимость - от $13 000), предостерегли, что непросто будет потом от "Поло" избавиться: слишком она дорога для небольшой машины по сравнению с тем же "Матизом". Matiz - машина, конечно, на любителя, но сочетает в себе несколько преимуществ, способных склонить чашу весов в сторону "за": небольшие размеры (что важно для езды по мегаполису), конкурентоспособная цена (вазовская "десятка" стоит не менее $7000) и дешевые (как для "жигулей") запчасти при весьма качественном производстве.

Между тем компания Daewoo, уверенно лидирующая на авторынке по количеству продаж за счет своих недорогих моделей - вышеупомянутых Matiz и Nexia, по итогам 2003 года (за который в России было продано около 180 тыс. иномарок) отдала пальму первенства японской Toyota. У той, как известно, дешевых машин просто нет. Поговаривают, что в следующем году "переходящее знамя" может получить компания Ford - ее Focus по количеству выпускаемых машин бьет все рекорды.

Нечто среднее. Раньше новые иномарки могли позволить себе купить только состоятельные люди. Системы автокредитования, лизинга и trade-in заставили более широкий круг людей обратить больше внимания на машины в ценовом диапазоне от $12 до $30 тыс., дав возможность автолюбителю приобрести то, что действительно ему нужно, а не то, на что в данный момент хватает денег. Популярные сегодня Nissan Almera (от $15 000) и Skoda Octavia ($13 000) соперничают с Renault Megane ($12 500) и Peugeot 206 ($14 500). В другую ценовую категорию попадают новые автомобили марки Volkswagen - Golf и Passat (от $21 000), Peugeot 307 (от $19 300), Nissan Primera (от $21 000) и т. д.

Для того чтобы купить машину среднего ценового класса, не обязательно иметь на руках всю сумму, можно просто взять кредит. Моя знакомая, "белая" зарплата которой составляет около $700, без малого год назад стала владелицей автомобиля Opel Corsa за $12 000, из которых $8000 было взято в кредит. Ежемесячно в течение последующих трех лет она должна выплачивать банку примерно по $230. Автомобиль за год ни разу не ломался, исправно заводится даже в самый лютый мороз, а сумма, с которой ежемесячно приходится расставаться, не отягощает семейный бюджет. Супруг дамы ездит на одной из моделей японской Mitsubishi за $15 000, которую в свое время тоже брал в кредит и давно по нему расплатился. Однако накопить на две машины такого класса было бы тяжело: скорее всего второй машиной в семье в условиях отсутствия политики кредитования стал бы автомобиль отечественного производства.

Короли проселочных дорог. Особых слов заслуживают так называемые внедорожники, представленные сегодня на любой вкус, размер и кошелек. Оставим в покое "Ниву", она же "ВАЗ-2121" (и ее более мощный вариант 2131), и "УАЗ" - о них позже. Однако Chevrolet-Niva (от $9500) больше все-таки "Шевроле", чем "Нива", поэтому относится к очень недорогим импортным вездеходам. Учитывая любовь российских граждан к загородной жизни (а по российским проселочным дорогам подчас не так-то просто проехать), эту доступную по цене машину с приятным дизайном, вероятно, ждет успех у потребителя. А скоро на российский рынок будут поставлять новую, экспортную модель Chevrolet-Niva. Оснащенная двигателем Opel объемом 1,8 л в 125 л. с., а также японской коробкой передач, подушками безопасности и сиденьями с подогревом, она будет стоить около 13 000 евро - об этом сообщил руководитель совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" Джон Милонас, рассказывая о ближайших планах по развитию компании.

Еще один сравнительно недорогой внедорожник - японский Suzuki Grang Vitara (от $21 300) - пользуется успехом за счет элегантного внешнего вида и технических характеристик: он хорошо "держит дорогу", обладает хорошей проходимостью и - что важно для городской езды - имеет небольшой радиус разворота, чем может похвастаться не вся внедорожная братия. Минусом же, по признанию одного из владельцев такой машины, является отсутствие вместительного багажника - много вещей вы на нем не увезете. Конечно, можно подумать о том, чтобы использовать багажник, крепящийся на крыше, но обратить внимание на недостаток места в салоне следует.

Зато эти проблемы легко решает более дорогой (от $27 000) Freelander от Land Rover. Эта машина и выглядит более внушительно. Однако по цене к Grang Vitara ближе Honda HR-V (от $24 000), а к "Лендеру" - Honda СR-V (от $33 200). Лидер продаж Toyota в этой ценовой категории представлена моделями Rav4 (от $32 000) и "большой машиной" Land Cruiser (от $42 000).

При словосочетании "машина больших размеров" нельзя не вспомнить о "вездеходе" под названием Hummer - машине, которой место действительно в пустыне или в более труднопроходимых условиях. Однако спрос на нее есть, правда, привозят автомобиль обычно под заказ, а стоимость такого внедорожника - от $107 000.

Незабытое старое. Несмотря на все богатство ассортимента и цен, позволить себе иномарку по-прежнему могут не все. Машин российского производства все же продается много, и цены на некоторые модели позволяют сделать однозначный выбор в их пользу (см. таблицу). Правда, и они постоянно дорожают - медленно, но верно: с этой недели ВАЗ снова повысил отпускные цены на 2%. Сдаваться отечественный автопром не собирается - в прошлом году Волжским автозаводом было выпущено почти 700 тыс. автомобилей, в 2004-м планируется изготовить почти столько же. А компания "Северсталь-авто", которая сегодня владеет предприятием "УАЗ", планирует построить автозавод в Ульяновске совместно с зарубежным партнером, чтобы выпускать до 50 тыс. машин в год, в том числе новый внедорожник "УАЗ-3163" (сегодня автомобили УАЗ стоят от $4500). Современный дизайн и работа над ходовыми качествами машины должны привлечь потребителя.

Новое "лицо" в этом году покажет и автомобиль "Волга", а пока ГАЗ модернизировал оптику машины. Вместе с новым экстерьером "Волга" приобретет и новый салон. Сегодня самая низкая цена на автомобиль ГАЗ - $5700.

Цены на российские автомобили, $

МодельMinMax
"ВАЗ-11113" ("Ока") 2600-
"ВАЗ-2106"34303700
"ВАЗ-21053"35804100
"ВАЗ-2107"39004900
"ВАЗ-21093"54507100
"ВАЗ-21099"41007700
"ВАЗ-2110"63009020
"ВАЗ-21214" ("Нива") 66508760
"ИЖ-2126"35505780
"ГАЗ-3110"57006600

По данным интернет-сайтов

*Цена зависит от комплектации автомобиля

Валюта, которую они выбирают

Убоявшись возможных финансовых потерь в результате долгого и методичного падения доллара, некоторые компании начали выставлять цены за автомобили в евро. Поэтому, посещая сайт того или иного автосалона, следует обязательно обращать внимание, чему равна условная единица конкретно у этого дилера.

Однако в условиях жесткой конкуренции некоторые производители и продавцы решили, что для пользы дела нужно стать ближе к народу, и вернулись к долларовым расчетам. Так, представители компании Audi AG считают, что от перехода на американскую валюту в России выиграет не только потребитель, но и сама компания.

Компания Nissan также решила пойти по этому пути - с нового года японский производитель, чей объем продаж в 2003-м на 19% по сравнению с предыдущим годом, оценивает модели в долларах США, надеясь значительно увеличить объем продаж.

СЛОВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Роман Рыбалов, менеджер консалтинговых проектов ЗАО "Аксион Консалтинг":

- За три года езды на "десятке" ощутил на себе все прелести отечественного автопрома - коробку клинило, тосол тек, синхронизаторы вылетали, электрика отказывала вся по очереди. Не вылезал из сервисов. Прошлой весной наконец-то решился на покупку новой машины, выделил бюджет - $20 000 вместе со страховкой. Выбор делал из новых "японок" пресловутого "Гольф-класса", другие варианты принципиально не рассматривал. Составил список из трех машин одной ценовой категории - Mazda 323, Toyota Corolla и Mitsubishi Carisma. Оценивал по четырем критериям - безопасность, надежность, комфорт и ходовые качества. В результате купил вишневую "Мазду" 323F, кузов хэтчбек, двигатель 1,6 л в максимальной комплектации - автоматическая коробка, полный электропакет, ABS с EBD, кондиционер. "Родная" японская сборка, а не Турция и Голландия. Выложил $16 750 за машину, еще около $900 за хорошую музыку, сигнализацию, брызговики и коврик в багажник плюс $1650 на полную страховку. Итого $19 300, что и планировалось.

Проехал первые 15 тыс. километров. Единственная лампочка, которая загоралась на щитке приборов за это время, - низкий уровень омывающей жидкости. Проблем вообще никаких. Удовольствие, особенно на первых порах, колоссальное. На два первых техосмотра потратил около $200 плюс заплатил $130 за замену колодок. - Но разве это большая плата за активную езду? Больше никогда не сяду за "зубило" или "точило", я этот этап прошел.

Андрей Бойков, главный экономист Московского главного территориального управления ЦБ РФ:

- Вот уже три с половиной года езжу на "ВАЗе" девятой модели и в целом доволен. Основные его достоинства - невысокая цена и относительно недорогое обслуживание. Такой выбор кажется мне оправданным, если не эксплуатировать российский автомобиль слишком долго. Поэтому уже сейчас я задумываюсь над приобретением новой машины. Наверное, это снова будет отечественная модель. Новые иномарки привлекательны, но дороги... А приобретение такого автомобиля в кредит перегружено формальностями и сопряжено с дополнительными расходами. К любым подержанным автомобилям я отношусь с подозрением. Поэтому сейчас мой выбор - новый отечественный автомобиль.l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль