Калифы банковского бизнеса

104
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Религия. Согласно принципам ислама, ростовщичество является тяжким грехом. Но это не мешает динамичному развитию исламских банков. Каким же образом они зарабатывают?
Взимание ссудного процента (риба) с точки зрения ислама несправедливо по своей сути. Кредитор, дающий деньги в долг, получает доход, не прилагая никаких усилий. Поэтому за деньгами не признается право быть товаром, который можно продать, получив доход от такой сделки. Вот что говорит о проценте и ростовщиках Коран: "Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: "Воистину, торговля - то же, что и лихва". Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], - обитатели адского пламени на вечные времена" (Коран, сура 2:275).

Ислам отрицательно относится не только к кредитору, получающему процент, но и к должнику, этот процент уплачивающему. Поэтому мусульманин, строго соблюдающий религиозные каноны, не может ни стать вкладчиком традиционного банка (если по вкладу начисляется процент), ни взять в нем ссуду. Предоставление финансовых услуг таким клиентам - задача исламских банков, руководствующихся в своей деятельности не только соображениями прибыли, но и нормами религиозной этики.

Главным принципом исламских банков является исключение из всех операций процентной ставки. Вместо выдачи бизнесмену платной ссуды банк может инвестировать в проект средства в обмен на участие в прибыли. Вкладчик же получает свой доход также не в виде процента, а путем участия в прибыли банка. Как правило, в банках существуют специальные советы, которые проверяют операции на предмет соответствия нормам шариата.

История и статистика. Первые финансовые институты, придерживающиеся подобных принципов, появились в Египте в 60-е годы прошлого столетия. Они не были крупными и открыто не позиционировали себя в качестве специализированных исламских банков. Начало развития банковского сектора, открыто заявляющего свою приверженность системе ценностей ислама, было положено в 1975 году, когда под эгидой Организации исламской конференции начал работать Исламский банк развития. Его появление послужило отправной точкой роста сети подобных банков, прежде всего в арабских странах: Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Egypt, Islamic Bank of Sudan, Bahrain Islamic Bank и многих других.

Поначалу международное финансовое сообщество отнеслось к новому виду банков скептически. Многие восприняли исламский банкинг как исключительно пропагандистскую акцию, финансировавшуюся за счет взвинченных цен на нефть. Действительно, трудно спорить с тем, что первая волна расширения сети исламских банков пришлась на годы "нефтяных шоков". Однако конъюнктура нефтяного рынка с тех пор менялась неоднократно, а прогнозы о скором крахе исламских банков не сбылись до сих пор. Сейчас суммарные активы исламских банков оцениваются в $230-260 млрд, а темпы роста индустрии достигают 10-15% в год. Около 260 банков работает в десятках стран мира и не только в тех, где ислам - основная религия. В некоторых странах - в Великобритании, Швейцарии, Австралии - традиционные банки предлагают "очищенные" от процентных выплат услуги клиентам, исповедующим ислам. Например, активны на рынке банковских услуг для мусульман такие гиганты, как Citibank и HSBC.

Можно выделить три основных механизма, на основе которых исламские банки совершают свои операции.

Мудараба. В широком смысле эта концепция предполагает заключение контракта, по которому одна из сторон предоставляет капитал, а другая - свои предпринимательские способности к использованию этого капитала. Прибыль делится между сторонами по взаимному соглашению. В английской деловой лексике эта концепция исламского банкинга часто обозначается как "Profit and Loss Sharing". Отметим, что такая трактовка не вполне верна. В случае если хозяйственная деятельность приносит убыток, потери ложатся на владельца капитала, а предприниматель не получает вознаграждения за свой труд. В рамках договора на основе мударабы функции сторон четко разделены: владелец капитала ограничивается предоставлением денежных средств и не принимает участия в производственной деятельности, которая целиком возлагается на предпринимателя. Разумеется, предприниматель не может вкладывать деньги в запрещенные шариатом виды деятельности, например в производство и продажу алкоголя или организацию игорных заведений.

В принципе банк в этой концепции может выступать и как владелец капитала, и как предприниматель. В этом случае часть дохода предпринимателей, реализующих проект на деньги банка, достается последнему, затем часть этих денег распределяется среди вкладчиков банка. Однако в реальной практике объем инвестирования банками проектов на основе мударабы невелик. Зато эта концепция широко применяется как правовое и моральное обоснование приема банком клиентских средств. Банк в этом случае выступает как трастовый управляющий. На основе мударабы работают также и исламские инвестиционные фонды.

Мушарака - договор о совместной реализации партнерами проекта. Капитал должен предоставляться всеми сторонами сделки, но вложение партнерами равных долей не обязательно. Прибыли распределяются в соответствии с соглашением, убытки делятся в зависимости от долей партнеров в инвестированном капитале. В договоре типа мушарака оговариваются все детали проекта: вид бизнеса, условия, сроки, ответственность сторон, порядок распределения прибылей и убытков. Теоретически предполагается, что все стороны участвуют в реализации проекта. Но в действительности банк, предоставляя капитал, обычно передает финансируемой стороне право самостоятельно управлять бизнесом. Банк вмешивается в деятельность предпринимателя лишь в той степени, которая обеспечивает ему возможность контроля за ходом реализации проекта, соблюдением партнером условий договора, преодоления возникших проблем в целях защиты вложенного капитала.

Мушарака может быть постоянной и регрессирующей. Постоянная мушарака означает, что банк становится долевым собственником финансируемого бизнеса, причем его доля сохраняется неизменной до завершения проекта (на период существования компании либо на срок, оговоренный в соглашении). Например если речь идет об акционерной компании, то банк становится собственником доли акционерного капитала. Регрессирующая мушарака предполагает, что доля банка в проекте постепенно сокращается за счет выплаты ему доли прибыли, превышающей его долю во вложенном капитале. Эта практика широко применяется, когда предприниматель стремится избежать длительной опеки со стороны банка.

Мурабаха - финансирование торговых операций. Банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. Затем банк перепродает товар клиенту, причем последний платит банку с рассрочкой. Цена, которую платит клиент, включает в себя оговоренную в договоре наценку, которая становится прибылью банка. На операции мурабаха приходится, как правило, значительная доля дохода исламских банков (нередко до 80-90%). В то же время именно мурабаха является самым сомнительным видом деятельности с точки зрения мусульманской этики. Дело в том, что наценка, как правило, определяется банками исходя из существующих на мировых рынках процентных ставок (так, очень часто применяется ставка LIBOR). С точки зрения многих знатоков шариата, это недопустимо, хотя с практической точки зрения вполне объяснимо: исламским банкам приходится конкурировать с традиционными за привлечение клиентов.

Сфера деятельности исламских финансовых институтов не ограничивается перечисленными основными видами операций. Большинство банков предлагают иджару - разрешенную форму лизинга, закат - фонды обязательного налога для состоятельных людей, кард-аль-хасан - беспроцентные ссуды. В последние годы получили развитие рынок такафул - приемлемой для мусульман формы страхования и даже сукук - исламские облигации. Банкиры постоянно разрабатывают новые продукты, но многие из них сталкиваются с проблемой несоответствия законам шариата.

50-е

Разработка исламской экономической школой теоретических моделей банкинга без процентной ставки (мудараба и мушарака)

60-е

Первые финансовые институты, работающие на принципах шариата (например, Mitghamr Egypt Savings Associations, 1961-1964 годы)

70-е

- "Первая волна" становления исламских банков: Dubai Islamic Bank (1971), Исламский банк развития (1975) и др.

- Активные научные исследования; разработка механизма мурабаха

80-е

- Число банков растет

- Первые "исламские окна" в традиционных банках

- Первые исламские фонды

- Отдельные страны (Пакистан, Иран, Судан) начинают перестраивать финансовые системы в соответствии с нормами религиозной этики

- Рост интереса к исламскому банкингу в финансовых кругах Запада

90-е

- Широкое распространение "исламских окон"

- Создание исламских фондовых индексов (Dow Jones, Financial Times) и др.

- Диверсификация исламских финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, страхования)

- Разработка универсальных стандартов для исламских финансовых услуг и инструментов

Начало XXI века

- Создание финансовых рынков на локальном и международном уровне

- Создание Международного исламского рейтингового агентства (Бахрейн)

С КОНЦА 90-Х ГОДОВ рассчитывается несколько специальных фондовых индексов - Dow Jones Islamic Indices (мировой, американский, европейский, британский, технологический и индекс малых компаний). В состав индексов входят компании, не получающие дохода от запрещенных шариатом видов бизнеса. А сейчас самая "модная" тема, обсуждаемая финансистами мусульманских стран, - создание единого Исламского фондового рынка. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль